Структуры управления коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является выяснение сущности структуры управления коммерческим банком, анализ принципов организации структур управления коммерческим банком.
Предметом исследования в работе является структура управления коммерческого банка.
Объектом исследования является Коми отделение № 8617 Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….2
1. Органы управления Сбербанка……………………….……………………………4
2. Характеристика и структура органов управления Коми ОСБ № 8617 Сбербанка России…………………………………………………………………………………………..5
3. SWOT-анализ Сбербанка…………………………………………………………..12
4. Системный и ситуационный подходы к менеджменту (теоретический вопрос)………………………………………………………………..………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………22
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

     Коми  ОСБ № 8617 не является юридическим лицом. Он вступает в хозяйственные, договорные, кредитно-расчетные отношения от имени Сбербанка России.

     Коми  ОСБ № 8617 имеет отдельный баланс, являющийся неотъемлемой частью баланса Сбербанка России. В соответствии с правилами, установленными ЦБ РФ, филиал в составе сводного баланса Сбербанка России обеспечивает:

  • соблюдение экономических нормативов и показателей ликвидности;
  • депонирование части привлеченных средств в фонде обязательных резервов, предусмотренных действующим в РФ законодательством о банках;
  • создание внутри банковских резервов и страховых фондов.

     Ответственность по обязательствам территориального банка  несет Сбербанк России. Коми ОСБ № 8617 может по доверенности Сбербанка России приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности.

     Целями  и предметом деятельности банка  является:

  • привлечение денежных средств от юридических и физических лиц (клиентов) и размещение их на условиях возвратности, платности, срочности;
  • осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов;
  • осуществление операций с иностранной валютой и ценными бумагами, иных банковских операций;

       В рамках работы по реализации задач, поставленных в Концепции развития Сбербанка России до 2014 года, принято решение о совершенствовании существующей филиальной сети банка. Таким образом, дальнейшее развитие получит практика объединения территориальных банков Сбербанка России, основанная на переходе от действующего административно - территориального деления к формированию объединенных банков по сложившимся крупным экономико-географическим зонам. В основе данного процесса заложены принципы постепенности проводимых преобразований в сочетании с наибольшим учетом интересов всех клиентов Банка как физических, так и юридических лиц.

     Число территориальных банков Сбербанка  России уменьшилось с 71 до 17 территориальных  банков. При этом сохранилась централизованная система управления территориальными банками и единая система управления рисками.

     Объединение территориальных банков позволило  усилить их инвестиционный потенциал, обеспечить соответствие между уровнем  развития территориального банка и  экономическим потенциалом региона, повысить качество обслуживания клиентов, а также создало новые возможности для совершенствования работы расчетной системы Банка, внедрения современных технологий и средств автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами, активами и пассивами, сокращения административных расходов.

     Результатом формирования объединенных территориальных банков стало расширение участия в значимых региональных инвестиционных проектах и программах экономического развития и, как следствие, создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики. Были обеспечены условия для более эффективного обслуживания крупных региональных клиентов.

     Трансформация филиальной сети Банка осуществляется таким образом, чтобы была сохранена  структура финансовых связей с регионами  и не подвергся изменению существующий порядок уплаты налогов в федеральный и местные бюджеты.

     В 2005 году Коми отделение получило статус головного отделения Западно-Уральского банка Сбербанка России.

     В 2011 году, в целях обеспечения четкой и эффективной деятельности была изменена организационная структура управления отделениями Сбербанка РФ, в том числе и Коми отделения № 8617 (Приложение 1). [5]

     Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы банка, каждая из которых имеет определенные права  и обязанности. Выбор оптимальной  организационной структуры банка - важное условие эффективности организации труда в банке в целом, его успешной коммерческой деятельности. Основным критерием организационного построения банка является экономическое содержание и объем выполняемых банком операций.

     Известны  несколько типов организационных  структур управления: 

  • линейная;
  • функциональная;
  • линейно-функциональная;
  • дивизиональная;
  • матричная;
  • тензорная (множественная) [1].

     Организационную структуру банка можно отнести  к линейно-функциональному типу. Данный тип составляет «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации: маркетинг, финансы, плановый, производство. По каждой из подсистем формируется иерархия служб, так называемая «шахта», которая пронизывает всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.

     Линейные  руководители осуществляют непосредственное руководство производством, каждый из них выступает в качестве единоначальника в соответствующем производственном подразделении. Линейные руководители наделяются необходимыми правами и несут ответственность за конечные результаты деятельности подчиненных им подразделений. Функциональные службы (бухгалтерия, финансовый отдел и др.) ведут необходимую подготовительную работу, осуществляют учет и анализ деятельности предприятия, разрабатывают рекомендации по улучшению функционирования предприятия. На основании этих рекомендаций линейный аппарат принимает необходимые решения и отдает распоряжения, обеспечивающие выполнение соответствующих заданий. Персонал линейного аппарата и функциональных служб непосредственно не подчинен друг другу, однако имеет определенные взаимные обязательства по решению задач, стоящих перед предприятием.

     Достоинства структуры: освобождение линейных руководителей  от несвойственных им функций обеспечения  производства ресурсами; возможность  координации действий между линейными  и функциональными подразделениями; высокая степень специализации структурных подразделений предприятия.

     Недостатки  структуры: необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики, кадров как  с соответствующими функциональными службами, так и высшим руководством; длинная цепь команд и, как следствие, искажение коммуникаций. [2]

     В учебнике «Банковское дело» под  редакцией Балабановой И.Т. приводится оптимальная структура организации  деятельности банка. Вот как учебник  определяет ее:

     “Организационную структуру банка формируют подразделения (управления) и службы. Управления банка сформированы с учетом классификации банковских операций по их функциональному назначению”. [3]

    1. Основными задачами  блока управляющего являются:
  • осуществление проверок работы банка и его филиалов в соответствии с действующими нормами учета, установленной советом отделения политикой и инструкциями Сберегательного банка РФ, Западно-Уральского банка.
  • работа с проблемной и просроченной задолженностью;
  • кадровая политика
  • осуществление деятельности связанной с экономической и физической безопастностью банка;
  • защита прав  и интересов Отделения банка;
  • использоваие правовых средств для укрепления финансового положения банка и улучшения экономических показателей его работы;
  • оказание помощи органам управления банка, в деле обеспечения законности в деятельности банка;
    1. Основными задачами розничного блока являются:
  • осуществление размещения денежных ресурсов отделения посредством кредитных операций; ведение и осуществление контроля за ходом кредитных операций;
  • расчетно-кассовое обслуживание физических лиц;
  • организация работы по привлечению денежных ресурсов в пассивы банка посредством вкладных операций физических лиц. Организация работы по переводам денежных средств населения, безналичным перечислениям, не процентным доходам;
  • организация работы по проведению операций с применением банковских

     карточек, таких как АС “СБЕРКАРТ”, а также  с международными пластиковыми карточками VISA (Gold, Business, Classic), Eurocard/MasterCard (Mass, Gold), Cirrus/Maestro, Visa Electron;

  • проведение маркетинга банковских услуг, оказываемых населению.
    1. Основными задачами корпоративного блока являются:
  • расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц;
  • организация работы по привлечению и комплексному обслуживанию юридических лиц;
  • организация и проведение исследований рынка корпоративной клиентуры;
  • осуществление операций с иностранной валютой и ценными бумагами, иных банковских операций;
    1. Основными задачами  блока финансы являются:
  • организует и координирует всю экономическую, исследовательскую, финансовую и статистическую работу в учреждениях банка;
  • анализирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений банка, выявляет причины, влияющие на прибыль и разрабатывает предложения по ее увеличению;
  • осуществляет управление кредитными ресурсами и анализирует эффективность их использования;
  • изучает эффективность совершаемых операций и оказываемых услуг и разрабатывает совместно с другими службами предложения по внедрению новых и совершенствованию существующих финансовых продуктов и банковских услуг с целью привлечения новых клиентов;
  • осуществляет экономический анализ привлечения средств населения и юридических лиц во вклады, депозиты, ценные бумаги;
  • изучает экономику, включая инвестиционные программы местных администраций, финансовый рынок, конкурентов в регионе;
  • анализирует уровень и эффективность организации работы учреждений банка и разрабатывает предложения по созданию оптимальной структуры сети;
  • разрабатывает бизнес – планы и текущие планы развития банка;
  • формирует полную и достоверную информацию о хозяйственных процессах и результатах деятельности;
  • обеспечивает контроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • составляет отчеты по результатам работы банка;
  • ежедневный учет и контроль за движением средств Отделения банка.
    1. Основными задачами обеспечивающего блока  являются:
  • строительство и ремонт отделения банка;
  • деятельность по приобретению инвентаря, других материальных ценностей для нормального функционирования банка;
  • автоматизация банковских процессов;
  • инкассирование и хранение денежных средств.

     Производственные полномочия и обязанности сотрудников регламентируются должностными инструкциями (Приложение 2). [6]

     3. SWOT-анализ Сбербанка.

       Само понятие SWOT является аббревиатурой от четырех слов - силы, слабости, возможности и угрозы (strengths, weaknesses, opportunities, threats). Впервые она была предложена в 1963 году гарвардским профессором Кеннетом Эндрюсом. Он же выступил одним из разработчиков и теоретиков методики SWOT-анализа, которая с 1965 года стала применяться для разработки стратегии поведения фирмы.

     Благодаря тому, что SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий (его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности) он нашел свое применение в различных областях. В том числе и в сфере инвестиционной оценки, что является одной из основных задач фундаментального анализа. Таким образом, SWOT-анализ стал применяться для инвестиционной оценки компаний, в первую очередь, эмитентов, то есть публичных компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке.

     Схематически SWOT-анализ выглядит следующим образом:

  Внутренняя  среда Внешняя среда
Сильные стороны(S):

1. Универсальный  характер банка. В настоящее  время Сбербанк является крупнейшим  розничным банком

2. Развитая  филиальная сеть.

3. Развитая  инфраструктура и технологии  массового обслуживания  клиентов.

4. Повышение процентных ставок по вкладам

5. "Раскрученность" бренда Сбербанка как крупнейшего  ритейлового банка страны, высокое  доверие со стороны населения. 

6. Стабильный  рост финансовых показателей. 

7. Улучшение качества прибыли банка вследствие увеличения доли более стабильных источников дохода (главным образом кредитование физических и юридических лиц);

8. Практически  единственный эмитент из банковского  сектора. Соответственно, спрос на  акции   косвенно отражает инвестиционную  привлекательность

     

Возможности(O):
  1. 1. Внедрение новых технологий
  2. 2. Макроэкономическая стабильность, как следствие стабильность банковского сектора страны

3.Рост  доходов населения, соответственно  увеличение сбережения населения,  в том числе вклады физических  лиц в Сбербанк.

4. Сохранение лидирующей доли Сбербанка на кредитном рынке

5. Поддержка государства

Слабости(W):
  1. Нарастающий темп роста административных и оперативных расходов
  2. Низкая мотивация персонала
  3. Низкие темпы внедрения новых технологий
Угрозы(T):
  1. Усиление конкуренции со стороны иностранных банков
  2. Снижение рентабельности банковской деятельности
  3. Проблема возврата потребительских кредитов
  4. Более выгодные условия обслуживания частных вкладов в коммерческих банках могут привести к снижению доли Сбербанка на рынке частных вкладов

Информация о работе Структуры управления коммерческим банком