Структуры управления коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 00:03, курсовая работа

Описание

Целью работы является выяснение сущности структуры управления коммерческим банком, анализ принципов организации структур управления коммерческим банком.
Предметом исследования в работе является структура управления коммерческого банка.
Объектом исследования является Коми отделение № 8617 Западно-Уральского банка ОАО «Сбербанк России».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….2
1. Органы управления Сбербанка……………………….……………………………4
2. Характеристика и структура органов управления Коми ОСБ № 8617 Сбербанка России…………………………………………………………………………………………..5
3. SWOT-анализ Сбербанка…………………………………………………………..12
4. Системный и ситуационный подходы к менеджменту (теоретический вопрос)………………………………………………………………..………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..21
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………22
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)
 

     Таким образом, результаты SWOT-анализа показывают, что, несмотря на ряд неблагоприятных  факторов, уникальные конкурентные преимущества Сбербанка позволят ему сохранить  в ближайшие годы лидирующее положение  в  банковском секторе.

     

     4. Системный и ситуационный подходы к менеджменту (теоретический вопрос).

     4.1. Совокупность научных подходов к менеджменту

     Эффективность и качество управленческого решения  определяется, прежде всего, обоснованностью  методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы.

     Анализ  теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного (математического), административного, поведенческого, ситуационного. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента.

     Они не являются синонимами, не дублируют  друг друга, что подтверждает сравнение  их содержания.

     Системный подход.

     При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе “вход” перерабатывается в “выход”.

       Ситуационный подход.

     Ситуационный  подход концентрируется на том, что  пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

     Рассмотрим  подробнее наиболее сложные, на наш  взгляд, системный и воспроизводственный  подходы. 

     4.2. Системный подход

     Системный подход — это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

     Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и  выработке эффективной стратегии  их изучения.

     Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа):

     1) процесс принятия решений должен  начинаться с выявления и четкого  формулирования конкретных целей; 

     2) необходимо рассматривать всю  проблему как целое, как единую  систему и выявлять все последствия  и взаимосвязи каждого частного решения;

     3) необходимы выявление и анализ  возможных альтернативных путей  достижения цели;

     4) цели отдельных подсистем не  должны вступать в конфликт  с целями всей системы (программы);

     5) восхождение от абстрактного  к конкретному;

     6) единство анализа и синтеза,  логического и исторического; 

     7) выявление в объекте разнокачественных  связей и их взаимодействия  и др.

     Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

     Основные  системные принципы:

     1) целостности (принципиальная несводимость  свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функций и т.д. внутри целого);

     2) структурности (возможность описания  системы через установление ее  структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);

     3) взаимозависимости структуры и  среды (система формирует и  проявляет свои свойства в  процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);

     4) иерархичности (каждый компонент  системы в свою очередь может  рассматриваться как система,  а исследуемая в данном случае  система представляет собой один  из компонентов более широкой, глобальной системы);

     5) множественности описания каждой  системы (в силу принципиальной  сложности каждой системы ее  адекватное познание требует  построения множества различных  моделей, каждая из которых  описывает лишь определенный  аспект системы).

     Рассмотрим элементы принципа “черный ящик” системного подхода (рис. 1)

Рис.1. Основные элементы принципа  
“черный ящик” системного подхода

     При применении системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала  формируются параметры выхода —  товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с  какими затратами, для кого, в какие  сроки, кому продавать и по какой  цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам.

     Затем определяются параметры входа: какие  нужны ресурсы и информация для  процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после  изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социально-демографической, культурной среды страны и инфраструктуры данного региона).

     Обратная  связь является коммуникационным каналом  от потребителей системы (“выхода”) к  изготовителю товара и поставщикам (“входа”) системы. При изменении  требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении организационно-технических новинок “вход” системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.

     Для обеспечения конкурентоспособности  товара необходимо, чтобы:

     1) результаты маркетинговых исследований  гарантировали высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю (другими словами — должен быть высококачественный прогноз параметров “выхода” системы;

     2) “вход” системы был отличного  качества;

     3) внешняя среда способствовала  нормальному протеканию процессов в системе;

     4) организационно-технический уровень  системы смог переработать качественный  “вход” системы в качественный  “выход”.

     В данном примере в виде системы  может выступать любая фирма, ее подразделение, отдел, машина и т.д. Для обеспечения высокого качества “выхода” системы сначала необходимо обеспечить высокое качество “входа”, а затем высокое качество процесса и внешней среды. Если, например, качество “входа” машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какие бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и т.д., качество “выхода” тоже будет удовлетворительным. Если качество “входа” отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество “выхода” будет удовлетворительным, то есть оценка качества “выхода” равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом сначала формируются требования к “выходу” системы, затем — к “входу” и внешней среде и только потом — к процессу. Другими словами: прежде чем предъявлять требования к коллективу, изучите качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т.е. отработайте “вход” системы, отрегулируйте (если это возможно) отношения с внешней средой и только потом приступайте к повышению качества процесса.

     Применяя  системный подход, структуру дерева показателей эффективности товара можно изобразить в следующем виде (рис. 2).

     Дерево  показателей эффективности каждого  вида товара имеет свои особенности, и его построение представляет огромную трудность.

     Вместе  с тем построение дерева показателей позволит значительно повысить качество системы менеджмента.

Рис.2. Структура дерева показателей эффективности товара

     Условные  обозначения:

  • 0-й уровень показателей — эффективность товара (Е);
  • 1-й уровень:
  • 1 — суммарный полезный эффект товара (Пс);
  • 2 — суммарные затраты за ЖЦТ (Зс);
  • 2-й уровень:
  • 1.1...1.8 — обобщающие показатели качества товара 2-го уровня;
  • 2.1...2.8 — затраты по стадиям ЖЦТ;
  • 3-й уровень:
  • 1.2.1...1.2.4 и далее — обобщающие показатели качества товара, например, долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость товара;
  • 2.1.1...2.1.3 и далее — комплексные затраты по направлениям работ;
  • 4-й уровень: частные показатели качества товара и элементы затрат;
  • 5-й уровень: факторы, влияющие на частные показатели качества и ресурсоемкости товара.

     Системный подход — главный принцип построения, функционирования и развития любых  систем (объектов). [4]

     4.3. Ситуационный подход

     Традиционные  школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Этот комплекс теоретических  знаний о том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается  как научный компонент управления. Применение этих принципов на практике традиционно рассматривалось как искусство, т.е. как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

     Ситуационный  подход, разработанный в конце 60-х  годов не считает, что концепции  традиционной теории управления, бихевиористской  школы и школы науки управления неверны. В оригинале contingency approach —  вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Используя наиболее адекватный термин «ситуационный подход», не следует путать его с «методом ситуаций» (case method), широко применяемым в обучении менеджеров путем анализа конкретных примеров, случаев из практики управления. Метод ситуаций — основа методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса, самой престижной в США, где накоплены многие сотни глубоко проработанных ситуаций по разнообраз-ейшим аспектам управления. Такой подход характерен для весьма влиятельной и эмпирической школы в правлении, где опыту придается большее значение, чем научным методам. {Прим. научн. ред.)

     Системный подход, с которым ситуационный тесно  связан, пытается интегрировать различные  частичные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между  управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.

     Рассмотрение  ситуации как важного явления  не является чем-либо новым в управленческой теории. Идя намного впереди своего времени, Мери Паркер Фоллетт еще  в 20-е годы говорила о «законе  ситуации». Она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний», и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час х^. Два десятилетия спустя, в 1948 г. Ральф Стогдилл (университет штата Огайо) провел тщательное и скрупулезное исследование характерных качеств лидеров и также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру

Информация о работе Структуры управления коммерческим банком