Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:30, курсовая работа
Целью исследования является комплексный анализ судебных и арбитражных методов разрешения правовых конфликтов.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть понятие о конфликте, описать его функции и способы их разрешения;
- исследовать разграничения компетенции между судами и арбитражными процессами при разрешении конфликтных ситуаций;
- дать рекомендации по совершенствованию законодательства в судебной практике и в арбитражном процессе по конфликтам, требующим судебного разбирательства.
Введение……………………………………………………………………………..
Теоретические основы конфликта……………………………………………...
1.1 Сущность конфликта………………………………………………….
1.2 Понятие конфликта и его функции…………………………………..
1.3 Способы разрешения правовых конфликтов………………………..
2 Исследование разграничений компетенции между судами и арбитражными процессами при разрешении конфликтов…………………………………………
2.1 Общие сведения и процедура исследования разрешений конфликтов, споров в суде и в арбитражном процессе……………………......
2.2 Сравнительный анализ разграничений компетенции между судами и арбитражными процессами при разрешении конфликтов……………
3 Рекомендации по совершенствованию законодательства в судебной практике и в арбитражном процессе по конфликтам, требующим судебного разбирательства…………………………………………………………………….
3.1 Современная судебная реформа в РФ……………………………….
3.2 Проблема разграничения компетенции между судами общей и арбитражной юрисдикции и пути решения этой проблемы……………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список ссылок………………………………………………………………………
Список использованных источников………
По смыслу законодательства об административных
правонарушениях при
В ч. 1 ст. 30.1 КоАП сформулировано общее правило, согласно которому постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное соответствующим административным органом или должностным лицом, может быть обжаловано в районный суд, т.е. в суд общей юрисдикции. Исключением из этого правила является положение ч. 3 названной статьи КоАП, согласно которому постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. В отличие от ст. 23.1 в гл. 23 КоАП гл. 30 данного Кодекса не содержит нормы о перечне составов правонарушений, постановления по которым могут быть пересмотрены арбитражным судом.
Следовательно, действуют лишь общие критерии, сформулированные в ч. 1 и 2 ст. 27, ст. 29 и 207 АПК. Согласно им арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании постановлений об административном правонарушении, если они связаны с осуществлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями предпринимательской или иной экономической деятельности.
Столь сложное правовое регулирование процессуальных отношений, возникающих при разграничении компетенции между судами общей и арбитражной юрисдикции, приводит к многочисленным случаям неправильного определения подведомственности. Между тем суть проблемы не столько в неопределенности судебной практики, демонстрирующей различный подход к разрешению одинаковых фактических ситуаций, сколько в том, что значительное количество дел рассматривается и разрешается судами, не уполномоченными на это законом.
Ситуация, возникающая в связи с принятием судом общей юрисдикции ошибочного по существу определения об отказе в принятии заявления или о прекращении производства по делу по мотивам, что соответствующий спор подлежит разрешению в ином судебном порядке, а именно в арбитражном суде, сама по себе является довольно сложной. Таковой же она будет и в тех случаях, когда заявление первоначально подается в арбитражный суд с последующим прекращением производства по гражданскому делу по мотивам, что оно не подлежит рассмотрению в суде арбитражной юрисдикции. После вступления в силу соответствующего определения оно приобретает свойство обязательности, если суд другой ветви судебной власти вопреки такому судебному акту вынесет определение, опровергающее его выводы, он не только преодолеет его законную силу, но и вступит в спор с другим судом о компетенции. И это при том, что гражданское и арбитражное процессуальное законодательство (ч. 4 ст. 33 ГПК, ч. 4 ст. 39 АПК) в целях обеспечения прав заинтересованных лиц на судебную защиту равным образом запрещают спор о подсудности между судами в Российской Федерации.
Правильное определение судебной подведомственности исключает ситуацию, при которой заинтересованное лицо лишается права на судебную защиту, поскольку оно должно быть передано для рассмотрения и разрешения в компетентный суд. При этом во всех сомнительных ситуациях приоритет должен отдаваться компетенции суда общей юрисдикции, ибо сама логика гражданского и арбитражного процессуального законодательства такова, что гражданские дела рассматриваются именно этим судом, если только законом они недвусмысленно не отнесены к компетенции арбитражного суда. Наиболее четко она выражена в правилах, сформулированных в ч. 3 ст. 22 ГПК, которые полностью согласуются и с арбитражными процессуальными нормами, устанавливающими правила отнесения гражданских дел к ведению арбитражного суда. Если в законе содержатся столь неопределенные критерии разграничения судебной подведомственности, что они не позволяют с очевидностью сделать вывод об отнесении данного дела к ведению арбитражного суда, оно подлежит рассмотрению и разрешению судом общей юрисдикции. Соответственно расширительный подход, который демонстрируют арбитражные суды в спорных ситуациях, "присваивая" компетенцию судов общей юрисдикции, вступает в противоречие с приведенной логикой процессуального закона и приводит к нарушению конституционных прав лиц, заинтересованных в судебной защите.
Для исправления ошибок
суда по вопросам судебной подведомственности
существует общий порядок обжалования
судебных актов в вышестоящую
судебную инстанцию. Однако вряд ли его
можно считать эффективным
Прежде всего, обращает на себя внимание разный подход законодателя при регулировании процессуальных отношений, возникающих в случаях, когда суд приходит к выводу о несоблюдении заявителем правил судебной подведомственности и правил подсудности (в том значении, какое придается этому понятию в цивилистических процессуальных кодексах).
В первом случае суд общей юрисдикции выносит определение об отказе в принятии заявления, а если оно уже было принято - определение о прекращении производства по делу; арбитражный суд и при явной неподведомственности принимает заявление к производству, но после его рассмотрения в судебном заседании выносит определение о прекращении производства по делу (ч. 1 и 2 ст. 134, ст. 220, 221 ГПК, ст. 127, п. 1 ч. 1 ст. 150, ч. 1 ст. 151 АПК). Эти определения препятствуют повторному обращению заявителя соответственно в суд общей или арбитражной юрисдикции к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям (ч. 3 ст. 134, ст. 221 ГПК, ч. 3 ст. 151 АПК).
Во втором случае суд общей юрисдикции и арбитражный суд выносят определение о возвращении заявления (ч. 1 и 2 ст. 135 ГПК, ч. 1 и 2 ст. 129 АПК), а если заявление уже было принято - определение о передаче дела для рассмотрения в суд, которому оно подсудно (ч. 2 и 3 ст. 33 ГПК, ч. 2 и 3 ст. 39 АПК). Определение о возвращении заявления не препятствует повторному обращению в тот же суд с тождественным требованием после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения (ч. 3 ст. 135 ГПК, ч. 6 ст. 129 АПК); определение о передаче дела для рассмотрения в другой суд обязательно для него, споры о подсудности между судами Российской Федерации не допускаются, что не препятствует заинтересованным лицам обжаловать его в суд вышестоящей инстанции (ч. 3 и 4 ст. 33 ГПК, ч. 3 ст. 39 АПК).
Очевидно, что при возникновении спора о подсудности, которую имеют в виду ГПК и АПК, заинтересованное лицо в случае неправильного разрешения судом соответствующего вопроса имеет больше предоставленных ему законом возможностей для того, чтобы добиться исправления судебной ошибки. Напротив, при ошибочном определении судебной подведомственности заинтересованное лицо часто попадает в очень трудную ситуацию, которая иногда приводит к утрате самой возможности реализовать право на судебную защиту.
Так, при ошибочном возвращении заявления для того, чтобы повторно обратиться в тот же суд, не требуется в обязательном порядке добиваться отмены соответствующего определения, свою ошибку суд может исправить и сам, если изменит мнение о неподсудности данного заявления. При ошибочной же передаче дела в другой суд судебная процедура продолжается, и заинтересованное лицо не столь ограничено временными рамками для того, чтобы добиваться реализации своего конституционного права на рассмотрение дела в том суде, которому оно подсудно в силу требований закона. Причем оно имеет возможность обжаловать не только незаконное определение о передаче дела в другой суд, но и судебные постановления, принятые этим судом при рассмотрении и разрешении неподсудного ему дела, а затем и постановления вышестоящих судебных инстанций.
Споры о подсудности
между судами не допускаются, но судья,
вынужденный принять к
В случае судебной ошибки
при отказе в принятии заявления
или прекращении производства по
делу в связи с неподведомственность
Из-за неопределенности законодательства, устанавливающего правила определения судебной подведомственности, когда сами суды, в том числе и вышестоящие судебные инстанции, часто неправильно их применяют, заинтересованные лица нередко вынуждены согласиться с доводами ошибочных определений о неподведомственности дела данному суду. Не обжалуя их в вышестоящую судебную инстанцию, они обращаются в другой суд, который при наличии судебной ошибки при определении подведомственности дела при первоначальном обращении с заявлением обоснованно приходит к противоположному выводу. Однако к этому времени определение об отказе в принятии заявления или прекращении производства по делу уже вступило в законную силу, а иногда истекли и сроки обжалования его не только в суд второй инстанции, но и в суды последующих инстанций.
Подведомственность и подсудность обеспечивают распределение гражданских дел между судами, только в первом случае это суды, отнесенные по усмотрению законодателя к двум автономным звеньям единой судебной системы, а во втором - суды внутри соответствующего звена судебной власти. В этом смысле различий между арбитражными и общими судами не больше, чем между военными судами и всеми другими судами общей юрисдикции, распределение полномочий по рассмотрению и разрешению гражданских дел между которыми осуществляется по правилам подсудности [10].
Обосновывая разграничение подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, В.Ф. Яковлев отмечает, что в основу такого разграничения положен предметный признак: споры, связанные с осуществлением экономической, в том числе предпринимательской, деятельности, отнесены к ведению арбитражных судов [9,с.172].
По общему правилу арбитражному суду подведомственны экономические споры и иные дела, возникающие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если сторонами в них являются организации, наделенные статусом юридического лица, а также граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке (ч. 1 и 2 ст. 27 АПК). В отличие от этого к ведению судов общей юрисдикции относится, в частности, рассмотрение и разрешение дел по спорам, возникающим из семейных и трудовых правоотношений, сам характер которых предполагает обязательное участие гражданина вне зависимости от его статуса индивидуального предпринимателя в качестве хотя бы одной из сторон (ч. 1 ст. 22 ГПК). Однако даже по этим категориям дел, несмотря на, казалось бы, их очевидную принадлежность к ведению судов общей юрисдикции, возникают споры о подведомственности, в результате чего в судебной практике семейные и трудовые дела иногда становятся предметом рассмотрения арбитражных судов.
Еще больше вопросов вызывает определение подведомственности дел по спорам, возникающим из гражданских, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые также рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции, если только они федеральным законом не отнесены к ведению арбитражных судов (ч. 1 и 3 ст. 22 ГПК). Данное условие по буквальному смыслу приведенной нормы законодатель относит также к семейным и трудовым делам, следовательно, несмотря на их природу, он все же не исключает передачу и части этих дел в компетенцию арбитражных судов. По общему же правилу все перечисленные категории дел подведомственны суду общей юрисдикции, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, кроме дел, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности.
Информация о работе Суд и арбитраж как институты разрешения конфликтов: сравнительный анализ