Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:30, курсовая работа
Целью исследования является комплексный анализ судебных и арбитражных методов разрешения правовых конфликтов.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть понятие о конфликте, описать его функции и способы их разрешения;
- исследовать разграничения компетенции между судами и арбитражными процессами при разрешении конфликтных ситуаций;
- дать рекомендации по совершенствованию законодательства в судебной практике и в арбитражном процессе по конфликтам, требующим судебного разбирательства.
Введение……………………………………………………………………………..
Теоретические основы конфликта……………………………………………...
1.1 Сущность конфликта………………………………………………….
1.2 Понятие конфликта и его функции…………………………………..
1.3 Способы разрешения правовых конфликтов………………………..
2 Исследование разграничений компетенции между судами и арбитражными процессами при разрешении конфликтов…………………………………………
2.1 Общие сведения и процедура исследования разрешений конфликтов, споров в суде и в арбитражном процессе……………………......
2.2 Сравнительный анализ разграничений компетенции между судами и арбитражными процессами при разрешении конфликтов……………
3 Рекомендации по совершенствованию законодательства в судебной практике и в арбитражном процессе по конфликтам, требующим судебного разбирательства…………………………………………………………………….
3.1 Современная судебная реформа в РФ……………………………….
3.2 Проблема разграничения компетенции между судами общей и арбитражной юрисдикции и пути решения этой проблемы……………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список ссылок………………………………………………………………………
Список использованных источников………
Таким образом, в качестве основных критериев разграничения компетенции между судом общей юрисдикции и арбитражным судом законодатель избрал характер спорных правоотношений и их субъектный состав, но эти критерии не всегда позволяют обеспечить их единообразное применение, в частности из-за недостаточной определенности этих критериев применительно ко многим типовым ситуациям, возникающим на стыке предпринимательской и иной деятельности, а также из-за их расширительного толкования в судебной практике.
3 Рекомендации
по совершенствованию
3.1 Современная судебная реформа в РФ
В связи с принятием Программы 2007-2011, подведения итогов ранее действовавшей программы на всех уровнях власти, можно говорить о следующих тенденциях дальнейшего развития судебной системы в РФ.
По мнению участников
Всероссийского съезда судей (итоговый
документ VI Всероссийского съезда судей),
усилия федеральных органов государств
· существенное улучшение организационного обеспечения деятельности судов;
· укрепление гарантий независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения;
· улучшение материального
и социального обеспечения
· совершенствование
законодательства, предусматривающего
обязательность внесудебного порядка
и процедуры досудебного
· реализацию инициатив
высших судов и органов судейского
сообщества по совершенствованию
· повышение роли судейского сообщества и его органов в предотвращении коррупции среди судей;
· принятие более решительных мер по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи;
· разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке;
· укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами путем подготовки в Российской академии правосудия кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, обучения кандидатов на должности судей федеральных судов в течение одного - двух лет, обязательного повышения в ней квалификации судей федеральных судов (один раз в три года), а также судей конституционных, уставных судов и мировых судей в соответствии с гражданско-правовыми договорами между субъектами Российской Федерации и Российской академией правосудия;
· принятие дополнительных мер по усилению охраны судов, обеспечению безопасности судей и членов их семей;
· повышение уровня взаимодействия судебной системы со средствами массовой информации, придание этой работе системного, научно обоснованного характера.
Участники парламентских слушаний, Совет Федерации РФ положительно оценили ход выполнения и достигнутые результаты федеральной целевой программы развития судебной системы в 2002 – 2006 годах, вместе с тем они констатировали, что проблема эффективности системы правосудия до настоящего времени не потеряла своей актуальности, и определили задачи, направленные на существенное продвижение в ее решении. Это следующие задачи:
- дальнейшая теоретическая
проработки основных
- выработка концептуальных
подходов к повышению
При этом, как отмечается в докладе Совета Федераций (2006г.) необходимо:
- освободить суды от
выполнения несвойственных
- перераспределить нагрузку между судами общей юрисдикции, мировыми судьями и арбитражными судами;
- разрешить вопрос
о форме осуществления
- критически осмыслить
и скорректировать
- обеспечить более широкое применение досудебных процедур разрешения споров.
На парламентских слушаниях был также определен комплекс мер по кадровому обеспечению эффективного правосудия и материально-техническому обеспечению деятельности судов. Основными из них являются:
- законодательное обеспечение сочетания независимости судей с ответственностью за принимаемые ими судебные решения;
- усовершенствование процедуры отбора и подготовки судей;
- введение обязательного декларирования имущественного состояния судей и членов их семьи, принятие иных мер по устранению взяточничества;
- организация механизма анализа судебных решений, позволяющего реагировать на поведение судей, систематически принимающих сомнительные судебные решения;
- повышение денежного содержания сотрудникам всех органов (МВД, ФСБ, ФСИН, ФССП и т.д.), принимающих участие в осуществлении правосудия, которое бы делало его соразмерным с денежным содержанием судей, работников органов прокуратуры;
- организация системы
обучения кандидатов на
- разработка силами
ВККС совместно с кадровой
комиссией Администрации Презид
- ускорение процедуры назначения судей, исключение создавшейся ситуации, когда после положительного заключения квалификационных коллегий судей до назначения часто требуется время не менее года;
- введение нормативного финансирования судов;
- разработка программы
строительства дворцов
- создание системы обеспечения судей жильем;
- повышение уровня
компьютеризации и
Представляется целесообразным
обратить внимание на повышение роли
судов в совершенствовании
Принятие Российской Федерацией обязательств по соблюдению ратифицированных Советским Союзом международных соглашений в области прав человека, а также подписание договоров от имени Российской Федерации предполагают в продолжение судебно-правовой реформы сделать акценты на повышении прозрачности, открытости судебной системы и обеспечении контроля над ней со стороны общества.
Совершенствование и
развитие российского законодательства,
направленное на обеспечение компетентности,
независимости и
3.2 Проблема
разграничения компетенции
Проблема разграничения компетенции между судами общей и арбитражной юрисдикции, уполномоченными законом на рассмотрение и разрешение однородных по своей сути гражданских дел, является одной из самых сложных в процессуальной теории и судебной практике. Между тем она требует адекватного разрешения не только посредством выработки теоретических и практических рекомендаций общего характера по совершенствованию законодательства и правильному применению норм процессуального права в судебной практике, но и по каждому конкретному спору, требующему судебного разбирательства. При ошибочном определении судебной подведомственности гражданского дела говорить об эффективности судопроизводства не приходится. Это часто приводит к необоснованному отказу в принятии заявления или прекращению производства по делу, что не только ограничивает право на доступ к суду, но иногда вообще создает неопределимые препятствия для реализации права на судебную защиту. В случаях же разрешения спора вопреки правилам подведомственности ошибки в ее определении приводят к нарушению требования ч. 1 ст. 47 Конституции РФ [1, с.18], гарантирующей право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Одной из причин серьезных затруднений, возникающих при разграничении компетенции в сфере гражданской юрисдикции между двумя ветвями судебной власти, является несовершенство законодательства, закрепляющего правила определения судебной подведомственности гражданских дел. Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ право каждого на судебную защиту означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным судом; признание же суда законно установленным требует, чтобы его компетенция по рассмотрению данного дела определялась законом заранее ясно и недвусмысленно; общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Однако установленные законом правила разграничения компетенции по рассмотрению и разрешению гражданских дел между судами общей и арбитражной юрисдикции далеко не всегда отвечают принципу правовой определенности.
Заключение
В курсовой работе рассмотрена одна из актуальных проблем - суда и арбитража как института разрешения конфликтов. Следует полагать, что цель курсовой работы достигнута, так как выполнены основные поставленные задачи, а именно:
- рассмотрено понятие о конфликте и описаны его функции;
- рассмотрены судебные и арбитражные разрешения конфликтов;
- дан сравнительный анализ между судом и арбитражным процессом.
В работе рассмотрены теоретические основы особенностей разрешения конфликтов в гражданском судопроизводстве и в арбитражных процессах. Установлено, что:
Судопроизводство — специфическая форма разрешения споров и конфликтов.
Рассмотрено два вида судопроизводства. Они различаются предметом судебного разбирательства, а в связи с этим процедурой рассмотрения дела и характером принимаемых решений.
Гражданское судопроизводство функционирует при рассмотрении имущественных споров, трудовых конфликтов, земельных отношений, семейных и наследственных дел.
Гражданское судопроизводство имеет дело с физическими лицами (гражданами), а в арбитражном процессе участвуют в основном организации (учреждения, предприятия, фирмы, акционерные общества, товарищества и т.д.). Арбитражные суды разрешают преимущественно конфликты, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности.
Нормой гражданского
процессуального кодекса
Список ссылок
Информация о работе Суд и арбитраж как институты разрешения конфликтов: сравнительный анализ