Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 15:48, курсовая работа
До середины ХХ века развитие соответствующих отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и пр.). Однако по мере усложнения происходящих научно-технических и организационно-информативных изменений в обществе и производстве нововведения стали объектом изучения особой науки - инновационного менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………4
1. Сущность инновационного менеджмента……………….……….…....……7
1.1 Основные понятия….……..…………………………………….……….….7
1.2 Инновационный процесс……………………………………….……….…..8
1.3 Классификация инноваций………………………………………..………..11
2 Система показателей эффективности инновационной деятельности….....14
2.1 Общая экономическая эффективность инноваций…………………….…16
2.1.1 Научно-техническая эффективность инноваций…………………….…22
2.1.2 Социальная и экологическая эффективность инноваций……………...22
2.2 Характеристика результатов инновационной деятельности………….....23
2.3 Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности…………………………………………………………………….28
3. Оценка состояния инновационной сферы в Российской Федерации…..……………………………………………………………..…….32
3.1 Роль науки и инновационной деятельности…………...………………….32
3.2 Характеристика современного научного потенциала…………………....34
3.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России………......35
Выводы…………………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………………..43
Оглавление
Введение
Тема данной курсовой работы сущность инновационного менеджмента. Актуальность этой темы, несомненно, велика. Она имеет большое значение так как, в современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
До середины ХХ века развитие соответствующих отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и пр.). Однако по мере усложнения происходящих научно-технических и организационно-информативных изменений в обществе и производстве нововведения стали объектом изучения особой науки - инновационного менеджмента.
Инновационный
менеджмент - это межотраслевая
Ее объектом является, прежде всего, не производственная, а научная и инженерная деятельность.
Научная деятельность связана с получением новых знаний о законах развития природы, общества и самого человека, с хранением этих знаний и их распространением, а также с организацией взаимодействия между различными отраслями и областями знаний.
Инженерная
деятельность связана с применением имеющихся знаний
для создания новой техники и новых технологий
и для управления процессами их создания,
эксплуатации и распространения.
Научную и инженерную деятельность объединяет информационная деятельность, то есть получение, передача, обработка, хранение и предоставление различных сведений потребителям.
Создание и освоение нововведений становится все более сложным делом, управление которым требует особых профессиональных знаний, так как всякое нововведение неизбежно нарушает налаженное функционирование производства, его сложившиеся технические, организационные и социальные связи и пропорции.
Создание и освоение нововведений становится особой сферой трудовой деятельности, частью инфраструктуры общества в масштабах всего народного хозяйства и регионов (академическая и вузовская наука), отраслей (отраслевая наука) и предприятий (здесь служба управления развитием производства все чаще организационно отделяется, обособляется и централизуется в рамках объединения).
Нововведения нуждаются в особых, только им присущих, формах и методах управления. В сфере нововведений преобладает умственный труд, связанный с созданием нового. Труд в сфере нововведений носит всеобщий характер, так как всякое открытие или изобретение опирается на труд предшественников и кооперируется с современниками.
В
мировой экономической
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла.
Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами.
Инновационный
менеджмент - одно из направлений стратегического
управления, осуществляемого на высшем
уровне руководства компании. Его целью
является определение основных направлений
научно-технической и производственной
деятельности фирмы в следующих областях:
разработка и внедрение новой продукции
(инновационная деятельность); модернизация
и совершенствование выпускаемой продукции;
дальнейшее развитие производства
традиционных видов продукции; снятие
с производства устаревшей продукции.
1.1 Основные понятия
Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.
В
повседневной практике, как правило,
отождествляют понятие
Любые
изобретения, новые явления, виды услуг
или методы только тогда получают общественное
признание, когда будут приняты к распространению,
и уже в новом качестве они выступают как
нововведения, т.е. инновации.
1.2 Инновационный процесс
Общеизвестно,
что переход от одного качества к
другому требует затрат ресурсов (энергии,
времени, финансов и тому подобное). Процесс
перевода новшества в нововведение также
требует затрат различных ресурсов, основными
из которых являются инвестиции и время.
В условиях рынка как система экономических
отношений купли – продажи товаров, в
рамках которой формируются спрос, предложение
и цена, основными компонентами инновационной
деятельности выступают новшества, инвестиции
и нововведения. Новшества формируют рынок
новшеств, инвестиции рынок капитала,
нововведения рынок чистой конкуренции
нововведений. Эти три основных компонента
и образуют сферу инновационной деятельности
(Рис. 1.1).
Рисунок 1.1-Схема инновационной деятельности
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.
Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость.
Следовательно, научно-технические инновации должны:
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный, простой межорганизационный и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель и потребитель нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Простой
инновационный процесс
1)
создание новшества и его
2) диффузия нововведения.
Первая
фаза — это последовательные этапы
научных исследований, опытно-конструкторских
работ, организация опытного производства
и сбыта, организация коммерческого
производства. На первой фазе еще не реализуется
полезный эффект нововведения, а только
создаются предпосылки такой реализации.
На второй фазе общественно-полезный эффект
перераспределяется между производителями
нововведения, а также между производителями
и потребителями.
1.3 Классификация инноваций
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на:
По типу новизны для рынка инновации делятся на:
По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить: