Сущность инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

До середины ХХ века развитие соответствующих отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и пр.). Однако по мере усложнения происходящих научно-технических и организационно-информативных изменений в обществе и производстве нововведения стали объектом изучения особой науки - инновационного менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Сущность инновационного менеджмента……………….……….…....……7
1.1 Основные понятия….……..…………………………………….……….….7
1.2 Инновационный процесс……………………………………….……….…..8
1.3 Классификация инноваций………………………………………..………..11
2 Система показателей эффективности инновационной деятельности….....14
2.1 Общая экономическая эффективность инноваций…………………….…16
2.1.1 Научно-техническая эффективность инноваций…………………….…22
2.1.2 Социальная и экологическая эффективность инноваций……………...22
2.2 Характеристика результатов инновационной деятельности………….....23
2.3 Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности…………………………………………………………………….28
3. Оценка состояния инновационной сферы в Российской Федерации…..……………………………………………………………..…….32
3.1 Роль науки и инновационной деятельности…………...………………….32
3.2 Характеристика современного научного потенциала…………………....34
3.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России………......35
Выводы…………………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

На использование  технологии влияют:

-       темпы устаревания технологии  и замены ее новой, более совершенной;

-       скорость распространения данных  технологий, что обусловливает

исчезновение  дополнительного дохода лицензиата.

      Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».

На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:

-       производственный риск;

-       коммерческий риск;

-       конкуренция со стороны альтернативных технологий.

      Производственный  риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности новой технологии.

      Коммерческий  риск при приобретении лицензии и  «ноу-хау» возникает в силу того, что лицензиат не всегда может реализовать произведенную продукцию и, следовательно, не обязательно получит расчетную сумму дополнительной прибыли.

      Базой международной торговли лицензиями и «ноу-хау» является патентная деятельность стран — экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит промышленно развитым странам. Первое место по числу заявок на патенты и выданных патентов занимает Япония, второе — США. Промышленно развитые страны являются привлекательным рынком технологий. 

      2.3 Роль государственного управления  в активизации инновационной деятельности 

      Научная деятельность традиционно считается  сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому организации и компании весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных документах ведущих стран

рассматривается как единая цепь: научные идеи и  разработки – инновационный бизнес - широкомасштабное использование.

      Государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира. как правило, являются -увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологически обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.

      Государство одновременно определяет цели инновационной  политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в науке я инновационной сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.

Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как

отмечают  многие ученые, является одним из главных  условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения.

      Инструментами государственного регулирования должны стать:

• социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;

• государственно-административные, общеэкономические и рыночные регуляторы;

• федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации

экономических процессов;

•   государственные заказы и современные  контрактные системы;

• индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;

•    механизм интеграции регуляторов и  структур.

      Государственная научно-техническая программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники. Отбор программ осуществляется. исходя из социально- экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств, при соблюдении следующих условий: существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, принципиальное новизне и взаимосвязанности программных мероприятие (проектов), необходимых для широкомасштабной распространения прогресса научно-технических достижений.

      К основным функциям государственных  органов в инновационной  сфере  относятся следующие:

1) аккумулирование  средств на научные исследования  и инновации;

2) координация  инновационной деятельности;

3) стимулирование  инноваций, конкуренции в данной  сфере, страхование

инновационных рисков, введение государственных санкций  за выпуск устаревшей продукции;

4) создание  правовой базы инновационных  процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

5)   кадровое обеспечение инновационной деятельности;

6) формирование  научно-инновационной инфраструктуры;

7) институциональное  обеспечение инновационных процессов  в отраслях

государственного  сектора;

8) обеспечение  социальной и экологической направленности  инноваций;

9) повышение  общественного статуса инновационной  деятельности;

10) региональное  регулирование инновационных процессов;

11) регулирование  международных аспектов инновационных  процессов.

      Государство в первую очередь осуществляет программы  развития приоритетных направлений науки и техники. В их числе программы по созданию высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающих технология в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства, транспорта, создание технологи, машин для производств будущего, перспективных информационных технологий. В рамках государственных научно-технических программ предусматриваются также создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем.

      Статистическое  наблюдение за ходом выполнения государственных  научно-технических программ осуществляется в рамках статистики ассигнований на научные исследования и разработки. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки рассматриваются в разрезе направлений (программ) и крупных областей науки.

      Государственная научно-техническая политика не может  и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.

      Отбор программ направлений и программ, для отнесения их к уровню

государственных приоритетов, должен осуществляться при наличии совокупности следующих условий:

- соответствие  программы и входящих в ее  состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;

существенная  значимость решаемой проблемы;

- невозможность  решить проблему в приемлемые  сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость

государственной поддержки;

- принципиальная  новизна и технологическая прогрессивность  научно-технических результатов,  способных оказать существенное влияние за структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;

- масштабность  сферы применения результатов;

- необходимость  координации межотраслевых связей  технологически сопряжённых отраслей и производств;

- достаточность  (полнота и взаимосвязанность)  системы программных

мероприятий для эффективного решения поставленных задач;

- реальность  решения проблемы, исходя из возможностей  созданного

задела  наличия кадров, материально-технической базы и иных необходимых

ресурсов.

      3 Оценка состояния инновационной сферы в Российской Федерации

      3.1 Роль науки и инновационной  деятельности

     Известно, что научное сообщество страны выполняет  ориентирующую функцию в жизнедеятельности  населения, а научный комплекс в целом обеспечивает развитие экономики на основе модернизации и смены технологий. Наука – это мост между настоящим и будущим и его легко разрушить, но для воссоздания необходимы многие годы и значительные усилия. Россия – как крупная держава, обладающая большой территорией, богатыми природными ресурсами и выгодным географическим положением может выдержать острую конкуренцию за мировые, а также за собственные рынки продукции, услуг и высококвалифицированного труда только при развитой науке и мощном инновационном потенциале.

     Политические  и экономические преобразования 1991-1996 годов нанесли  научному комплексу  огромный, а некоторой части и  непоправимый ущерб. Масштаб и глубина  кризиса этого сектора превосходят  показатели общеэкономического спада. Резко сократился объем проводимых исследований и разработок. Например, по сравнению с 1991 годом численность занятых исследованиями и разработками уменьшилась почти вдвое, капитальные вложения в развитие материально-технической базы науки сократились в десятки раз.

     Роль  и место науки в обществе существенно  зависят от уровня развития общественного  сознания, информированности населения  о возможностях применения результатов  научно-технической деятельности для  решения социально-экономических  задач, а также реально полученных практических результатов такого применения.

     Практически по всем составляющим тенденции в  сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует  тенденциям мировой системы хозяйствования. В целом инновационная деятельность находится на крайне низкой ступени развития и для изменения этого состояния потребуются целенаправленные усилия со стороны государственных органов и всех хозяйствующих субъектов. При этом следует иметь в виду не только резкое изменение уровня оплаты и оснащенности инновационной деятельности, но и необходимость изменения сложившегося общественного сознания, что выдвигает в качестве приоритетных сферу педагогики и непрерывного образования. Это, в свою очередь, предполагает переориентацию сферы инновационной деятельности и структурных преобразований экономики в прогрессивном направлении и приведение ее к требованиям, диктуемым проблемами современного состояния цивилизации, таких как высокая экологическая напряженность, исчерпание традиционных ресурсов, необходимость гармоничного освоения территории.

     Главная причина невостребованности отечественной  науки заключается в том, что  избранный вариант начального этапа  реформирования не опирался на достоверное  научное знание. Переходный этап вопреки  ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.

     Все промышленно развитые страны создали  соответствующие их национальных интересам  инновационные сферы, позволяющие  прежде всего быстро осваивать результаты собственных разработок либо приобретенные патенты и лицензии. Фирмы и компании  развитых стран получают значительные налоговые льготы, льготные кредиты и субсидии на выполнение НИОКР, освоение  и начальное тиражирование новшеств. Это позволяет  развитым странам с опорой на науку и новые технологии формировать и отстаивать свои цели и национальные интересы, решать вопросы национальной безопасности и роста благосостояния своих стран, содействовать гармоническому развитию общества, заботиться об интересах будущих поколений и решать проблемы экологии. 

      3.2 Характеристика современного научного  потенциала

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента