Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 15:48, курсовая работа
До середины ХХ века развитие соответствующих отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и пр.). Однако по мере усложнения происходящих научно-технических и организационно-информативных изменений в обществе и производстве нововведения стали объектом изучения особой науки - инновационного менеджмента.
Введение…………………………………………………………………………4
1. Сущность инновационного менеджмента……………….……….…....……7
1.1 Основные понятия….……..…………………………………….……….….7
1.2 Инновационный процесс……………………………………….……….…..8
1.3 Классификация инноваций………………………………………..………..11
2 Система показателей эффективности инновационной деятельности….....14
2.1 Общая экономическая эффективность инноваций…………………….…16
2.1.1 Научно-техническая эффективность инноваций…………………….…22
2.1.2 Социальная и экологическая эффективность инноваций……………...22
2.2 Характеристика результатов инновационной деятельности………….....23
2.3 Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности…………………………………………………………………….28
3. Оценка состояния инновационной сферы в Российской Федерации…..……………………………………………………………..…….32
3.1 Роль науки и инновационной деятельности…………...………………….32
3.2 Характеристика современного научного потенциала…………………....34
3.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России………......35
Выводы…………………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………………..43
На использование технологии влияют:
- темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;
-
скорость распространения
исчезновение дополнительного дохода лицензиата.
Все изложенное выше влияет на формирование цен на лицензии, «ноу-хау».
На величину дополнительной прибыли лицензиата влияют:
- производственный риск;
- коммерческий риск;
- конкуренция со стороны альтернативных технологий.
Производственный риск связан с тем, что предприятие лицензиата не реализует тех показателей, которые планируются в соответствии с данной лицензией или «ноу-хау». Вероятность производственного риска зависит от степени разработанности новой технологии.
Коммерческий риск при приобретении лицензии и «ноу-хау» возникает в силу того, что лицензиат не всегда может реализовать произведенную продукцию и, следовательно, не обязательно получит расчетную сумму дополнительной прибыли.
Базой
международной торговли лицензиями
и «ноу-хау» является патентная деятельность
стран — экспортеров технологии. Ведущая
роль в патентовании изобретений принадлежит
промышленно развитым странам. Первое
место по числу заявок на патенты и выданных
патентов занимает Япония, второе — США.
Промышленно развитые страны являются
привлекательным рынком технологий.
2.3
Роль государственного
Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Дело в том, что научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому организации и компании весьма сдержанно идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и идеями. Именно поэтому НТП в официальных документах ведущих стран
рассматривается как единая цепь: научные идеи и разработки – инновационный бизнес - широкомасштабное использование.
Государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области. Целями научной и инновационной политики ведущих стран мира. как правило, являются -увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны; обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства; повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке; укрепление безопасности и обороноспособности страны; улучшение экологически обстановки; сохранение и развитие сложившихся научных школ.
Государство одновременно определяет цели инновационной политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в науке я инновационной сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность.
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как
отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения.
Инструментами государственного регулирования должны стать:
• социально-экономические и научно-технические прогнозы государственной политики в области финансов, цен, денежного обращения, воспроизводственной, структурной политики и др.;
• государственно-
• федеральные и региональные программы, балансы и модели оптимизации
экономических процессов;
• государственные заказы и современные контрактные системы;
• индикативные механизмы и регуляторы деятельности государственных предприятий и организаций и других форм собственности;
• механизм интеграции регуляторов и структур.
Государственная научно-техническая программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники. Отбор программ осуществляется. исходя из социально- экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств, при соблюдении следующих условий: существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, принципиальное новизне и взаимосвязанности программных мероприятие (проектов), необходимых для широкомасштабной распространения прогресса научно-технических достижений.
К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относятся следующие:
1) аккумулирование
средств на научные
2) координация инновационной деятельности;
3) стимулирование
инноваций, конкуренции в
инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;
4) создание
правовой базы инновационных
процессов, особенно системы
5) кадровое обеспечение инновационной деятельности;
6) формирование
научно-инновационной
7) институциональное
обеспечение инновационных
государственного сектора;
8) обеспечение
социальной и экологической
9) повышение
общественного статуса
10) региональное
регулирование инновационных
11) регулирование
международных аспектов
Государство в первую очередь осуществляет программы развития приоритетных направлений науки и техники. В их числе программы по созданию высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса, экологически чистых и ресурсосберегающих технология в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства, транспорта, создание технологи, машин для производств будущего, перспективных информационных технологий. В рамках государственных научно-технических программ предусматриваются также создание новых лекарственных средств, развитие медицины и здравоохранения, решение социальных проблем.
Статистическое наблюдение за ходом выполнения государственных научно-технических программ осуществляется в рамках статистики ассигнований на научные исследования и разработки. Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки рассматриваются в разрезе направлений (программ) и крупных областей науки.
Государственная научно-техническая политика не может и не должна ограничиваться лишь финансовой поддержкой научно-технических программ и предоставлением различных льгот хозяйствующим субъектам, которые осуществляют инновационную деятельность. Государство обязано выполнять (посредством своих уполномоченных исполнительных органов прежде всего инновационных научно-технических фондов) функции экономической (коммерческой) реализации научно-технических новшеств, выступать основным инвестором интеллектуального капитала, субъектом присвоения экономических эффектов НТП.
Отбор программ направлений и программ, для отнесения их к уровню
государственных приоритетов, должен осуществляться при наличии совокупности следующих условий:
- соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;
существенная значимость решаемой проблемы;
- невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость
государственной поддержки;
- принципиальная
новизна и технологическая
- масштабность сферы применения результатов;
- необходимость
координации межотраслевых
- достаточность (полнота и взаимосвязанность) системы программных
мероприятий для эффективного решения поставленных задач;
- реальность решения проблемы, исходя из возможностей созданного
задела наличия кадров, материально-технической базы и иных необходимых
ресурсов.
3 Оценка состояния инновационной сферы в Российской Федерации
3.1 Роль науки и инновационной деятельности
Известно,
что научное сообщество страны выполняет
ориентирующую функцию в
Политические
и экономические преобразования
1991-1996 годов нанесли научному комплексу
огромный, а некоторой части и
непоправимый ущерб. Масштаб и глубина
кризиса этого сектора
Роль
и место науки в обществе существенно
зависят от уровня развития общественного
сознания, информированности населения
о возможностях применения результатов
научно-технической
Практически
по всем составляющим тенденции в
сфере инновационной
Главная причина невостребованности отечественной науки заключается в том, что избранный вариант начального этапа реформирования не опирался на достоверное научное знание. Переходный этап вопреки ожиданиям затянулся, экономический рост, которых требует научного сопровождения и технологической поддержки, постоянно отодвигается.
Все
промышленно развитые страны создали
соответствующие их национальных интересам
инновационные сферы, позволяющие
прежде всего быстро осваивать результаты
собственных разработок либо приобретенные
патенты и лицензии. Фирмы и компании
развитых стран получают значительные
налоговые льготы, льготные кредиты и
субсидии на выполнение НИОКР, освоение
и начальное тиражирование новшеств.
Это позволяет развитым странам с опорой
на науку и новые технологии формировать
и отстаивать свои цели и национальные
интересы, решать вопросы национальной
безопасности и роста благосостояния
своих стран, содействовать гармоническому
развитию общества, заботиться об интересах
будущих поколений и решать проблемы экологии.
3.2
Характеристика современного