Сущность инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание

До середины ХХ века развитие соответствующих отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и пр.). Однако по мере усложнения происходящих научно-технических и организационно-информативных изменений в обществе и производстве нововведения стали объектом изучения особой науки - инновационного менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Сущность инновационного менеджмента……………….……….…....……7
1.1 Основные понятия….……..…………………………………….……….….7
1.2 Инновационный процесс……………………………………….……….…..8
1.3 Классификация инноваций………………………………………..………..11
2 Система показателей эффективности инновационной деятельности….....14
2.1 Общая экономическая эффективность инноваций…………………….…16
2.1.1 Научно-техническая эффективность инноваций…………………….…22
2.1.2 Социальная и экологическая эффективность инноваций……………...22
2.2 Характеристика результатов инновационной деятельности………….....23
2.3 Роль государственного управления в активизации инновационной деятельности…………………………………………………………………….28
3. Оценка состояния инновационной сферы в Российской Федерации…..……………………………………………………………..…….32
3.1 Роль науки и инновационной деятельности…………...………………….32
3.2 Характеристика современного научного потенциала…………………....34
3.3. Приоритеты развития науки и научного комплекса в России………......35
Выводы…………………………………………………………………………..38
Список литературы……………………………………………………………..43

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

      —   арендная плата за указанные основные средства за время их использования включается в состав текущих затрат.

      При расчетах показателей экономической  эффективности на уровне региона (отрасли) в состав результатов проекта включаются:

      —   региональные (отраслевые) производственные результаты; выручка от реализации продукции, произведенной участниками проекта, организациями региона (отрасли), за вычетом потребленной этим же или другими участниками проекта организациями региона (отрасли);

      —   социальные и экологические результаты, достигаемые в регионе (в

      организациях  отрасли);

      —   косвенные финансовые результаты, получаемые предприятиями и населением региона (организациями отрасли).

      В состав затрат при этом включаются только затраты организаций – участников проекта, относящихся к соответствующему региону (отрасли) также без повторного счета одинаковых затрат и без учета затрат одних участников в составе результатов других участников.

      При расчетах показателей экономической  эффективности на уровне организации в состав результатов проекта включаются:

      —   производственные результаты;

      — выручка от реализации произведенной продукции, за вычетом израсходованной на собственные нужды социальные результаты в части,  относящейся к работникам организации и членам их семей.

      В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие  затраты организации без повторного счета (в частности, не допускается  одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

      Принятие  решений по инвестированию осложняется  различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта,    множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов, риск и тому подобное  Очевидно, что решения должны приниматься в условиях, когда имеется ряд альтернативных или взаимно независимых проектов. В этом случае необходимо сделать выбор одного или нескольких проектов, основываясь на каких-то критериях.

      Принятие  решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, основывается на использовании различных формализованных и неформализованных методов. Какого-то универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует.

      2.1.1 Научно-техническая эффективность инноваций

      К критериям оценки научно-технической  эффективности инновационной деятельности относятся:

1. Вероятность технического успеха инновации.

2. Патентная чистота (не нарушено ли патентное право кого-либо из

патентодержателей).

3. Уникальность продукции (отсутствие аналогов).

4. Наличие  научно-технических ресурсов, необходимых  для осуществления

проекта.

5. Соответствие проекта стратегии НИОКР в организации.

6. Стоимость  и время разработки.

7. Возможные  будущие разработки продукта и будущие применения новой

генерируемой  технологии.

8. Воздействие на другие проекты.

9. Патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом)

10. Потребности  в услугах консультативных фирм или размещении внешних

заказов на НИОКР. 

      2.1.2 Социальная и экологическая эффективность инноваций

Ø     Возможное вредное воздействие  продуктов и производственных

процессов.

Ø     Правовое обеспечение проекта, его  непротиворечивость

законодательству.

Ø     Возможное влияние перспективного законодательства на проект.

Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта 
 
 

      2.2 Характеристика результатов инновационной деятельности 

      В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами. Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например «ноу-хау»). Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации

интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В России

законодательная охрана интеллектуальной собственности  гарантирована Конституцией Российской Федерации.

      Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции — товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак ТЗ) — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п. Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации.

      Во  всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар.

      Однородная  продукция может выпускаться  разными производителями,

распространяться  разными продавцами. Причем и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.

      Товарный  знак выполняет следующие функции:

-       служит ориентиром при выборе  товара;

-       указывает на наличие соответствующего  качества товара;

-       выделяет товар из однородных  товаров других производителей;

-       показывает источник происхождения  товара, так как информация о

владельцах  товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;

-       рекламирует товар, так как  обеспечивает производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;

-       позволяет производителю или  продавцу занять определенное  положение на рынке благодаря признанию товарного знака.

      Товарный  знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).

      Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему. «Ноу-хау» могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

      Следствием  инновационной деятельности являются новые художественно- конструкторские (дизайнерские) решения внешнего вида изделия — промышленные образцы. Промышленные образцы отражают единство технических, функциональных и эстетических свойств изделия, входят в состав нематериальных активов, являются предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности.

      Права на изобретения, товарные знаки и  другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.

      Материальные  результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.

      Эффективность инновационной деятельности можно оценить через

конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на

внутреннем и внешнем рынках.

      Результаты  инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.

      Рассмотрим  некоторые аспекты, связанные с выходом на лицензионный рынок.

      Передача  технологий может происходить как  в пределах одной страны, так и на международном уровне.

      Лицензионная  торговля представляет собой основную форму международной торговли. Она охватывает сделки с «ноу-хау», с патентами на изобретения. Кроме того, возможны лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау». Одним из факторов быстрого развития лицензионной торговли является высокая доходность лицензионных операций. Это объясняется и тем, что они менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.

      Результаты  инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау», — это специфический товар мирового рынка.

Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:

-       потребительной стоимости;

-       труда по созданию;

-       процесса потребления технологических  знаний. Технологические знания

являются  нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

Каждое  новое техническое решение, относящееся  к производству, является

уникальным  и неповторимым. Поэтому каждый отдельный  технологический товар нельзя непосредственно связывать с другим товаром, хотя последний может относиться к той же отрасли производства. Сравнивать технологии можно только через полезный эффект от их использования.

Затраты труда на производство нематериального  продукта отличаются от затрат труда на производство материальных носителей знаний. Прежде всего труд по созданию новой технологии как один из видов научного труда носит творческий характер. Затраты труда по созданию технологии отличаются от затрат труда по ее непосредственному внедрению в производство. Последние включают работы по проектированию и строительству предприятий, обучение персонала, организацию и управление и др.

      Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии

предопределяет  особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако, характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента