Сущность инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:30, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является решение поставленных задач по определению проблем на предприятии в области менеджмента, а также разработке мероприятий по их устранению, обоснованию эффективности реализации этих мероприятий, определение места инновационного менеджмента на предприятии и оценка его эффективности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Сущность инновационного менеджмента………………………………..5
2. Нововведение как объект инновационного управления………………...10
3. Оценка эффективности инновационных проектов……………………...24
4. Характеристика общества ОАО «Автомобильный Всероссийский Альянс» (ОАО «AVVA»)………………………………………………………...26
5. Диагностика проблем…………………………………………………..…48
6. Принятие решения………………………………………………………...58
Заключение….………………………………………………………………..62
Библиографический список…………

Работа состоит из  1 файл

менеджмент.doc

— 304.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

     Введение………………………………………………………………………..3

  1. Сущность инновационного менеджмента………………………………..5

    2. Нововведение как объект инновационного управления………………...10

    3. Оценка эффективности инновационных проектов……………………...24

    4. Характеристика общества ОАО «Автомобильный Всероссийский Альянс» (ОАО «AVVA»)………………………………………………………...26

    5. Диагностика проблем…………………………………………………..…48

    6. Принятие решения………………………………………………………...58

    Заключение….………………………………………………………………..62

    Библиографический список…………………………………………………64

Введение

    В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП. 

    В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). 

    Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Для получения достоверной информации мы воспользовались учебным пособием В.Г.Медынского, И.В. Афонина, а также С.П. Коноплёва, что позволило нам раскрыть всю сущность инноваций. 

    На  наш взгляд, выбранная нами тема, в настоящее время, является актуальной поскольку привлечение и управление инновациями один из способов для  фирм удержаться на рынке и противостоять  конкуренции.

    Объектом  исследования в данном курсовом проекте выступает ОАО «Всероссийский Автомобильный Альянс» (ОАО «AVVA»), анализ которого позволит достичь поставленной цели.

    Целью написания работы является решение поставленных задач по определению проблем на предприятии в области менеджмента, а также разработке мероприятий по их устранению, обоснованию эффективности реализации этих мероприятий, определение места инновационного менеджмента на предприятии и оценка его эффективности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность инновационного менеджмента

    Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов Белгорода. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

    Термин  «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. [10, стр. 30]

    В специальной литературе и официальных  документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента. 
       Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

       Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

       В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

    Любые изобретения, новые явления, виды услуг  или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

    Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

    В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на:

- продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.

- процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

  - новые для отрасли в мире; 
  - новые для отрасли в стране; 
  - новые для данного предприятия (группы предприятий). 
       По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить: 
       - инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.); 
       - инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.); 
       - инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
 
       
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации: 
       - радикальные (базовые); 
       - улучшающие; 
       - модификационные (частные). 
       В Научно-исследовательском институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации: 
       - технологические; 
       - производственные; 
       - экономические; 
       - торговые; 
       - социальные; 
       - в области управления.

     Новое качество экономического роста, которое мы называем развитием, является следствием инновационного характера предпринимательства в сфере материального производства. Общемировая тенденция состоит в радикальных переменах, связанных с глобальным взрывом новшеств в области технологий производства. Мировое развитие перешло в постиндустриальную, информационную эпоху. [10, стр. 45]

     Движущей силой при этом является инновационный характер капитала, базирующийся на научных достижениях, быстром освоении новых технологий и эффективном менеджменте.

Интеграция  во внешнюю рыночную высокотехнологическую  среду требует нового инновационного менеджмента, адекватно и быстро реагирующего на ее непрерывные изменения (развитие).

      Инновационный менеджмент — особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов менеджмента.

     В инновационном менеджменте можно выделить две группы функций:

1) основные (предметные) функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой инновационной структуре должен предусматривать выполнение следующих основных предметных функций: формирование целей, планирование, организация, учет, анализ и контроль;

2) обеспечивающие функции  инновационного менеджмента включают процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению основных предметных функций управления на предприятии:

- социально-психологические функции связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе: делегированием и мотивацией Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществлением между сотрудниками аппарата управления.

     Мотивация предусматривает создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации в эффективном и производительном индивидуальном и коллективном труде. Она также предусматривает планирование, организацию и обеспечение повышения профессионального уровня и возможности карьеры сотрудников организации;

- процессуальные (технологические) функции менеджмента выделяют два вида деятельности, составляющих содержание труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации. По существу процессуальные функции менеджмента являются основными средствами реализации его предметных и социально-психологических функций. [8,  стр. 85]

       Решения в менеджменте. Осознанная воля руководителя в управлении инновациями находит свое выражение в управленческих решениях, которые выступают основной формой осуществления инновационных идей. Ответственность и значимость последствий принимаемых управленческих решений требует выработки менеджерами строгой последовательности действий и обоснований, связанных с их подготовкой и реализацией.

       Коммуникации. Функция коммуникации заключается в подготовке, получении, переработке и передаче информации для успешного продвижения инноваций. Так как инновации практически всегда связаны с новой информацией, коммуникационная функция управления представляет собой значимости и специфический элемент инновационного менеджмента. Практически вся текущая деятельность менеджера в инновационной сфере связана с осуществлением коммуникационных функций: сбором и обработкой управленческой информации, передаче ее вышестоящим и подчиненным сотрудникам организации, установлением контактов и распределением заданий исполнителям, координации их деятельности и пр. [6, стр. 94]

     2. Нововведение как объект инновационного управления

    К инновационной деятельности относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товара конкурирующих фирм; поиски новаторских идей и решений; партнера по внедрению и финансированию инновационного проекта.

    В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности, начиная с генерации новых научно-технических идей и их отработки и кончая выпуском и реализацией наукоемкой продукции, представляющей собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих систем и соответствующих им организационных элементов,- необходимых и достаточных для эффективного осуществления данных видов деятельности. Примерами элементов такой инфраструктуры являются: инновационные центры, инкубаторы, технопарки, технополисы, консалтинговые, обучающие фирмы и инвесторы.

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента