Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследовать, необходимость стратегического менеджмента. Для этого в первой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента. Для этого впервой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента, раскрыть его необходимость. Затем рассмотреть в следующей главе основные составляющие, решения, принципы стратегического менеджмента. В третьей главе рассматриваются особенности и научный подход к стратегическому менеджменту, проблемы и тенденции развития российского менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ
Стратегический менеджмент – это деятельность эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды.
В 80-90-е года в развитии российского бизнеса преобладали волевые, личные начала. На современном этапе социально-экономического развития России стратегический менеджмент стал первоочередной проблемой управления и для бизнеса.
Необходимость разработки
стратегического плана как
Целью курсовой работы является исследовать, необходимость стратегического менеджмента. Для этого в первой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента. Для этого впервой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента, раскрыть его необходимость. Затем рассмотреть в следующей главе основные составляющие, решения, принципы стратегического менеджмента. В третьей главе рассматриваются особенности и научный подход к стратегическому менеджменту, проблемы и тенденции развития российского менеджмента.
Задачами данной работы являются:
В российской практике механизм стратегического управления находится в стадии становления. При этом российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу. По этому необходимо решить поставленные задачи и понять как влияет на экономику страны стратегический менеджмент.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ НЕОБХОДИМОСТИ, СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность стратегического менеджмента
При любом подходе к пониманию и определению менеджмента очевидно, что эффективное управление компанией возможно лишь при наличии долгосрочных целей и перспектив, т.е. при продуманной стратегии или тактики, под которыми понимают совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.
Стратегический менеджмент представляет собой процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долговременной перспективе. Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты основных задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению поставленных стратегических целей. Под стратегическим менеджментом понимают долгосрочное управление организацией на высшем уровне в отличие от текущего (оперативного) управления [3, 75 c.].
В основе стратегического
менеджмента лежат
Появление приемов стратегического менеджмента и их использование осуществлялось по четырем этапам развития корпоративного управления: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент.
Таблица 1 - Параметры и виды систем управления
Параметр |
Виды систем управления | |||
Бюджетирование |
Долгосрочное планирование |
Стратегическое планирование |
Стратегический менеджмент | |
Допущения |
Прошлое повторяется |
Тенденции сохраняются - экстраполяция |
Новые тенденции / тенденции предсказуемы |
Частичная предсказуемость по слабым сигналам |
Тип изменений |
Медленнее реакции фирмы |
Сравним с реакцией фирмы |
Быстрее реакции фирмы | |
Процесс |
Циклический |
Реальное время | ||
Основа управления |
Контроль отклонений, комплексное управление |
Предвидение роста, основ и возможностей |
Изменение стратегических факторов |
Учет развития рынка и внешней среды |
Акцент в управлении |
Стабильность / реактивность |
Предвидение |
Исследование |
Творчество |
Период |
С 2010 г |
С 2006 г. |
С 2006 г. |
С 2010 г. |
Стратегическое управление – это область научных знаний о приемах, инструментах, методологии принятия стратегических решений и способах их практической реализации. Высшее руководство фирмы, анализируя ситуацию на рынке, с учетом возможностей (потенциала) фирмы выбирает соответствующие стратегии и строит механизм стратегического управления.
Основные принципы стратегического управления:
Стратегическое управление
представляет собой управление в
социально-экономических
Методы, которые используются в стратегическом управлении, можно разделить на две группы:
Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:
Формирование стратегии является сложным творческим процессом, требующем соединения достижений менеджмента и маркетинга в едином подходе к определению перспектив развития предприятия. Это происходит потому, что формирование стратегии базируется на прогнозировании условий внешней среды предприятия, в первую очередь, конъюнктуры потребительского рынка в целом и избранного его сегмента, что является элементом маркетинга [3, 156 c.].
Именно маркетинг внес в стратегический менеджмент и развил в нем ряд основных черт, помог освоить следующие технологии:
Главное что принес маркетинг в стратегический менеджмент – это стремление к сбалансированности, гармонизации интересов потребителей, производителей и общества в целом.
1.2 Содержание процесса стратегического менеджмента на предприятии
Формирование стратегии является сложным творческим процессом, требующем соединения достижений менеджмента и маркетинга в едином подходе к определению перспектив развития предприятия. Это происходит потому, что формирование стратегии базируется на прогнозировании условий внешней среды предприятия, в первую очередь, конъюнктуры потребительского рынка в целом и избранного его сегмента, что является элементом маркетинга. Стратегия предприятия требует периодической корректировки с учетом меняющихся условий внешней среды и возникающих возможностей развития, что обуславливает взаимосвязь стратегически ориентирующей деятельности высшего аппарата управления с работой маркетинговых служб [3, 132 c.].
Сущность стратегического
менеджмента заключается в
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения – это управленческие решения, которые:
1) ориентированы на
будущее и закладывают основу
для принятия оперативных
2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия [8,76 c.].
К числу стратегических решений можно отнести: