Сущность стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследовать, необходимость стратегического менеджмента. Для этого в первой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента. Для этого впервой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента, раскрыть его необходимость. Затем рассмотреть в следующей главе основные составляющие, решения, принципы стратегического менеджмента. В третьей главе рассматриваются особенности и научный подход к стратегическому менеджменту, проблемы и тенденции развития российского менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стратегический менеджмент – это деятельность эффективному достижению перспективных целей  предприятия на основе удержания  конкурентных преимуществ и адекватного  реагирования на изменения внешней  среды.

В 80-90-е года в развитии российского бизнеса преобладали волевые, личные начала. На современном этапе социально-экономического развития России стратегический менеджмент стал первоочередной проблемой управления и для бизнеса.

Необходимость разработки стратегического плана как важного  инструмента стратегического управления предприятием стала аксиомой в странах с развитой рыночной экономикой. В связи с этим в последние годы в теории общего менеджмента выделилось самостоятельное направление – стратегический менеджмент. Такой интерес к данной проблеме имеет объективные причины, среди которых можно назвать нестабильность общей экономической коньюктуры, ужесточение конкуренции, дифференциацию вкусов и повышения требовательности потребителей, сокращение жизненного цикла продукта. Быстро и постоянно меняющаяся внешняя среда предприятия в значительной степени усложняет управленческий процесс, и рынок становится все менее предсказуемым.

Целью курсовой работы является исследовать, необходимость стратегического  менеджмента. Для этого в первой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента. Для этого впервой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента, раскрыть его необходимость. Затем рассмотреть в следующей главе основные составляющие, решения, принципы стратегического менеджмента. В третьей главе рассматриваются особенности и научный подход к стратегическому менеджменту, проблемы и тенденции развития российского менеджмента.

Задачами данной работы являются:

    1. понять содержание стратегического менеджмента;
    2. выявить причины необходимости стратегического менеджмента в России;
    3. понять содержание управленческой деятельность;
    4. выявить причины проблем эффективности российского менеджмента.

В российской практике механизм стратегического управления находится  в стадии становления. При этом российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу. По этому необходимо решить поставленные задачи и понять как влияет на экономику страны стратегический менеджмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ НЕОБХОДИМОСТИ, СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1 Сущность стратегического менеджмента

 

При любом подходе  к пониманию и определению  менеджмента очевидно, что эффективное  управление компанией возможно лишь при наличии долгосрочных целей и перспектив, т.е. при продуманной стратегии или тактики, под которыми понимают совокупность средств и приемов для достижения намеченной цели.

Стратегический менеджмент представляет собой процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долговременной перспективе. Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты основных задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению поставленных стратегических целей. Под стратегическим менеджментом понимают долгосрочное управление организацией на высшем уровне в отличие от текущего (оперативного) управления [3, 75 c.].

В основе стратегического  менеджмента лежат стратегические решения, к числу которых можно  отнести:

  • реконструкцию предприятия;
  • внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
  • организационные изменения (изменение организационно-правовой структуры производства и управления, новые формы организации оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и подрядчиками);
  • выход на новые рынки сбыта;
  • приобретение, слияние предприятий [1, 165 c.].

Появление приемов стратегического  менеджмента и их использование  осуществлялось по четырем этапам развития корпоративного управления: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

 

Таблица 1 - Параметры и виды систем управления

Параметр

Виды систем управления

Бюджетирование

Долгосрочное планирование

Стратегическое планирование

Стратегический менеджмент

Допущения

Прошлое повторяется

Тенденции сохраняются - экстраполяция

Новые тенденции / тенденции  предсказуемы

Частичная предсказуемость  по слабым сигналам

Тип изменений

Медленнее реакции фирмы

Сравним с реакцией фирмы

Быстрее реакции фирмы

Процесс

Циклический

Реальное время

Основа управления

Контроль отклонений, комплексное управление

Предвидение роста, основ  и возможностей

Изменение стратегических факторов

Учет развития рынка  и внешней среды

Акцент в управлении

Стабильность / реактивность

Предвидение

Исследование

Творчество

Период

С 2010 г

С 2006 г.

С 2006 г.

С 2010 г.


 

Стратегическое управление – это область научных знаний о приемах, инструментах, методологии  принятия стратегических решений и  способах их практической реализации. Высшее руководство фирмы, анализируя ситуацию на рынке, с учетом возможностей (потенциала) фирмы выбирает соответствующие стратегии и строит механизм стратегического управления.

Основные принципы стратегического  управления:

  • обоснованный выбор целей и стратегий развития фирмы (в области секторов рынка, новой продукции, технологий);
  • постоянный поиск новых форм и видов деятельности для повышения конкурентоспособности фирмы;
  • обеспечение взаимодействия между фирмой и внешней средой, между всеми элементами организации;
  • индивидуализация стратегий с учетом особенностей конкретной фирмы;
  • отделение задач стратегического управления от задач оперативного управления [5, 132 c.].

Стратегическое управление представляет собой управление в  социально-экономических системах. В нем можно выделить следующие  стороны:

  • функциональную – при которой управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленная на достижение определенных результатов;
  • процессную – в рамках которой управление рассматривается как действия по выявлению и разрешению проблем, т.е процесс подготовки и принятия решения;
  • элементную – при которой управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов.

Методы, которые используются в стратегическом управлении, можно  разделить на две группы:

  • методы управленческого анализа – ситуационный анализ, портфельный анализ, кабинетные исследования, работа с бухгалтерскими документами, статистической и другой информацией, наблюдения и опросы работников предприятия по специальным методикам, конференции, экспертные оценки и математические методы (факторный анализ, расчет средних и специальных показателей);
  • методы анализа внешней среды – SWOT –анализ ( сила, слабость, возможности и угрозы), СТЕП или РЕСТ – анализ (изучает четыре типа факторов макросреды – социальные, технологические, экономические и политические), SWN – анализ ( при использовании которого характеристики фирмы могут быть оценены не только как силы или слабости, но и нейтрально, на уровне основных конкурентов) [2, 129 c.].

Стратегическое управление на предприятии выражается в следующих пяти функциях:

  • планирование стратегии;
  • организации выполнения стратегических планов;
  • координация действий по реализации стратегических задач;
  • мотивация на достижение стратегических результатов;
  • контроль за процессом выполнения стратегии.

Формирование стратегии  является сложным творческим процессом, требующем соединения достижений менеджмента  и маркетинга в едином подходе  к определению перспектив развития предприятия. Это происходит потому, что формирование стратегии базируется на прогнозировании условий внешней среды предприятия, в первую очередь, конъюнктуры потребительского рынка в целом и избранного его сегмента, что является элементом маркетинга [3, 156 c.].

Именно маркетинг внес в стратегический менеджмент и развил в нем ряд основных черт, помог освоить следующие технологии:

  • постоянный и систематический анализ, мониторинг рыночной среды и прогноз потребностей рынка и конкретных потребителей, сильных и слабых сторон деятельности предприятия:
  • планомерное обновление товарного ассортимента:
  • приоритет гибкости ценовой политики:
  • систему маркетинговых коммуникаций:
  • организацию распределения и продаж.

Главное что принес маркетинг  в стратегический менеджмент – это  стремление к сбалансированности, гармонизации интересов потребителей, производителей и общества в целом.

 

 

 

1.2 Содержание процесса стратегического  менеджмента на предприятии

 

Формирование стратегии  является сложным творческим процессом, требующем соединения достижений менеджмента  и маркетинга в едином подходе  к определению перспектив развития предприятия. Это происходит потому, что формирование стратегии базируется на прогнозировании условий внешней среды предприятия, в первую очередь, конъюнктуры потребительского рынка в целом и избранного его сегмента, что является элементом маркетинга. Стратегия предприятия требует периодической корректировки с учетом меняющихся условий внешней среды и возникающих возможностей развития, что обуславливает взаимосвязь стратегически ориентирующей деятельности высшего аппарата управления с работой маркетинговых служб [3, 132 c.].

Сущность стратегического  менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

  • В каком положении предприятие находится в настоящее время?
  • В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
  • Каким способом достигнуть желаемого положения?

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую  ситуацию, в которой находится  предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого  необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

По своему предметному  содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

Стратегические решения – это управленческие решения, которые:

1) ориентированы на  будущее и закладывают основу  для принятия оперативных управленческих  решений;

2) сопряжены со значительной  неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

3) связаны с вовлечением  значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия [8,76 c.].

К числу стратегических решений можно отнести:

  • реконструкцию предприятия;
  • внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
  • организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
  • выход на новые рынки сбыта;
  • приобретение, слияние предприятий и т. д. [7, 35 c].

Информация о работе Сущность стратегического менеджмента