Сущность стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследовать, необходимость стратегического менеджмента. Для этого в первой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента. Для этого впервой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента, раскрыть его необходимость. Затем рассмотреть в следующей главе основные составляющие, решения, принципы стратегического менеджмента. В третьей главе рассматриваются особенности и научный подход к стратегическому менеджменту, проблемы и тенденции развития российского менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

Также в России использовались и используются основные рекомендации административной или классической школы управления:

  • разработка административной теории;
  • научный подход к принципам управления;
  • описание функций управления;
  • комплексный подход к управлению всей организацией [14, 56 c.].

В российской науке и практике управления применяются положения т.н. школы  «человеческих отношений»:

  • коллектив как особая социальная группа;
  • межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работающего;
  • прикладная мотивация;
  • исследование поведения людей в организации;
  • отношение к членам организации как к активным человеческим ресурсам.

И, наконец, в условиях России широко используются разработки школы управления или математической школы. Это:

  • использование количественных измерений при принятии решений;
  • использование информационных систем управления и вычислительной техники.

В качестве современных научных  подходов к менеджменту можно  выделить следующие:

  • системный подход;
  • ситуационный подход;
  • процессный подход.

В современных условиях в России системный подход применяется как научная методология решения сложных производственно-хозяйственных проблем в условиях неопределенности поведения системы и неполноты информации о ней.

Однако чтобы применить теорию систем к процессу управления, руководители должны знать характеристики внешней среды и основных элементов организации.

Определение характеристик внешней среды  и внутренней среды и их влияния  на деятельность организации является основным содержанием ситуационного  подхода [16].

Ситуационный  подход заключается в том, что  для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Так как на организацию влияет множество факторов внешней среды и внутренних факторов, то не может быть единого способа управления, одинаково эффективно применяемого во всех ситуациях. Наиболее эффективным способом управления конкретной ситуацией является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.

В современном  российском менеджменте происходит интеграция новых подходов к управлению и в частности с использованием процессного подхода, сущность которого заключается в том, что управление рассматривается как сложное явление, как процесс, состоящий из серии непрерывных, взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленных целей [17].

Менеджмент, как вид деятельности по управлению хозяйственным субъектом, имеет общие и специфические черты.

Общие отражают понимание менеджмента как концепции, как философии управления.

Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономического развития в конкретной стране, культуру.

Поэтому выделяют различные модели менеджмента: американскую; японскую; западно-европейскую и др.

Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной системы. И это вполне естественно. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних советских предприятий. Многие ключе­вые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.

Вместе  с тем организации — хозяйствующие  субъекты уже несколько лет функционируют  в условиях рыночной, хотя пока весьма неэффективной, российской экономики и обрели некоторые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных от­ношений.

 

Существенное  влияние на формирование российского  менеджмента оказали и продолжают оказывать следующие социально-экономические факторы: экономическая и политическая нестабильность в стране; ресурсно-сырьевая направленность экономики; деградация производственного, научно-технического и кадрового потенциала; продолжающийся процесс примитивизации производства; сложная система и высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов; высокий уровень инфляции; высокий уровень безработицы, и д.р.

В настоящее  время в России менеджмент, соответствующий  мировым стандартам, находится в  стадии становления. С точки зрения управления в России условно выделяют три основные модели менеджмента:

Модель  «здравого смысла», наблюдаемая, прежде всего в последнем десятилетии XX века, во многих организациях так  называемых «новых русских». Большая  часть этих «менеджеров» до этого  были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами – только не профессионалами в управлении. Хорошо ещё, что бизнес в те годы, был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма;

Модель  «западной культуры» представлена западными организациями стран  зрелой рыночной экономики, работающими  на российском рынке. Преувеличивать влияние  западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия [12, 34 c.].

Модель  «традиционных (советских) методов  управления» ещё продолжает функционировать  в некоторых организациях Российской Федерации.

Современный российский менеджмент больше ориентируется  на то, что наша страна взяла курс на проведение рыночных реформ, обеспечивающих свободу и благосостояние граждан, экономическое возрождение государства, прирост важнейших технико-экономических  показателей.

Российский  менеджмент должен учитывать объективные  потребности реформируемой экономики, общества в целом; а также главные, ключевые моменты, применение которых  при построении новой системы  управления дает желаемый результат  окончательного перехода к рыночной экономике и осуществление его с наименьшими потерями для общества в целом и каждого гражданина в отдельности [15, 102 c.].

Рассредоточение, дальнейшая децентрализация  менеджмента не предполагает полностью  отказа от государственного регулирования  социально-экономических процессов, происходящих на различных уровнях. Рынок не способен решить многие проблемы, связанные с нуждами всего общества, например, экологической безопасностью, социально-экономическим единством России; осуществлением

 

2.2 Содержание  управленческой деятельности и формирование экономической стратегии на Российских предприятиях

 

Движителем рыночной экономики  принято считать предпринимателей как деловых, инициативных, творчески мыслящих, предприимчивых людей, осуществляющих свою деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, под собственную имущественную ответственность и направленную на получение прибыли.

Развитие предпринимательства является основой для становления рыночной экономики, и сегодня в России, так или иначе, оно получает широкое развитие.

Управление (или менеджмент) понимается, как проявление предпринимательской способности направлять используемые ресурсы в ту сферу, где существует возможность получение наилучших результатов. В условиях рыночной экономики пестрая картина успехов российского бизнеса является, прежде всего, результатом успешности управленческой деятельности, предприимчивости руководства фирм [10, 245 c.].

Система управления предполагает наличие  субъекта и объекта управления: субъектом управленческой деятельности может считаться аппарат администрации, а объектом – организация, предприятие или, говоря современным языком – компания. Система управления требует прямого и обратного взаимодействия субъекта и объекта, то есть воздействия администрации на объект управления и осуществления обратной связи – для получения информации о результатах такового воздействия. Иными словами, в основе управления лежит потребность и возможность субъекта управлять, а объекта – выполнять управленческие решения.

Наличие у субъекта управления возможности  выполнять свои управленческие функции определяется, прежде всего, существованием необходимых каналов связи и передачи информации, доступностью необходимой техники управления. Но главное в том, располагает ли субъект управления рычагами воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать последнего, выполнять управленческие команды.

Содержание управленческой деятельности на российских предприятиях включает в себя прогнозирование, планирование, регулирование.

Прогнозирование, как первая стадия управленческого процесса, предполагает оценку вероятности наступления тех или иных событий, позволяет наметить направление развития компании и определить необходимость соответствующего ресурсного обеспечения.

Планирование осуществляется уже  на базе прогнозов, здесь формулируются цели и задачи, а также возможности их достижения [16, 106 c.].

На стадии же регулирования осуществляется корректировка отклонений плана, возможных в процессе его реализации. Даже самое тщательное прогнозирование и разработка плана не освобождают менеджеров от необходимости корректировки и регулирования, что обусловлено самим характером рыночной экономики. В процесс регулирования с необходимостью включается учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности [9, 243 c.].

При организации управления на российских предприятиях широко распространено мнение, что в условиях переходной экономики, политической и экономической нестабильности планирование не имеет смысла. Но на самом деле, и практика экономической жизни это подтверждает, чем выше уровень неопределенности, порождаемой нестабильностью, тем значительнее роль планирования.

Изменившиеся условия хозяйствования в России, в частности, выражаются в том, что для оценки результатов деятельности предприятий используются принципиально иные критерии. Среди них первостепенное значение придается показателю «максимум прибыли на единицу затрат в долгосрочной перспективе». Он удобен для расчетов, сопоставления затрат и результатов. Величина прибыли зависит от конкурентоспособности продукции предприятия, его доли на рынке, уровня издержек и т.д. Именно исходя из этого критерия оценивается сегодня (или должна оцениваться) эффективность работы, определяются выбор вариантов принимаемых решений, система стимулирования работников, направления деятельности компании.

Рыночные отношения в нашей  стране начали развиваться довольно стихийно, что во многом обуславливалось отсутствием достаточных знаний о самой их природе, хотя говорить о полном отсутствии таковых, видимо неправомерно. Но рынок и стихия, понятия принципиально разные, несмотря на то, что первый из них предполагает свободу производства, реализации, движения товара, регулируемых потребностями покупателя и конкуренцией как необходимой составляющей рыночных отношений, механизмом их саморегулирования. Тем не менее, в основе эффективной деятельности компании в рыночных условиях лежит система управления, использование бизнес-планирования.

Первые годы перехода экономики  России к рыночным отношениям, характеризовались  наивысшей степенью стихийности, ознаменованной лозунгом «разрешено все, что не запрещено». Экономические отношения строились вне действия каких-либо нормативов и законодательной базы, тем более что таковых для новых условий хозяйствования еще не существовало, а старые оказывались недействующими.

И, тем не менее, рыночные отношения  начали развиваться, происходило становление российского класса предпринимателей, которые преимущественно обучались на собственных ошибках, но параллельно с этим осуществлялось упорядочение экономических отношений с помощью разработки системы законодательных актов. Рынок заставлял новоиспеченных предпринимателей учиться именно планированию своей деятельности, но оно должно было иметь принципиальные отличия от его ведения в рамках командно-административной системы. В первые годы экономических реформ у предприятий, ранее находившихся в государственной собственности, более всего проявлялась склонность к планированию «традиционным» способом [12, 34 c.].

Осознание отечественными предпринимателями  актуальности планирования произошло не только вследствие растущего хаоса и насущной необходимости в коей-то мере упорядочить свои действия с учетом происходящих в экономической сфере изменений. Большую роль здесь сыграло и развитие международных связей. При вступлении во взаимоотношения с западными бизнесменами последние выдвигали требования предоставления бизнес-планов, без которых сотрудничество становилось невозможным.

Допущенные при реформировании прав собственности грубые просчеты привели к возникновению крайне нерациональной системы корпоративного управления на большинстве крупных и средних предприятий. Чрезвычайно распространенной стала ситуация, когда руководство многих акционерных обществ оказалось либо вообще вне эффективного контроля собственников капитала, либо, напротив, под всеобъемлющим контролем узкой группы акционеров, ориентированной на разграбление предприятия.

Сегодня суть стоящей в этой области задачи сводится к тому, чтобы поставить менеджмент российских акционерных компаний под контроль собственников капитала, ориентировать его на максимизацию прибыли. Решение этой задачи обеспечит базовые предпосылки для адекватной реакции хозяйствующих субъектов на рыночные сигналы, позволит создать эффективную систему корпоративного управления, добиться прозрачности в бухгалтерской отчетности фирм и тем самым изменить условия для инвестиционной деятельности.

В условиях плановой экономики  планирование выступало важной составляющей управления деятельностью предприятий, прогнозированию же и регулированию преимущественно отводилась вспомогательная роль. Планирование осуществлялось в общегосударственном масштабе, и на его основе строились планы деятельности предприятий, выпуска необходимой продукции и оказания услуг. Основным документом здесь выступало технико-экономическое обоснование, в котором моделирование текущих показателей реализации проекта не использовалось. В то время «важнейшими интегральными показателями объявлялись определенные показатели народнохозяйственной эффективности»[9, 56 c.].

Информация о работе Сущность стратегического менеджмента