Сущность стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследовать, необходимость стратегического менеджмента. Для этого в первой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента. Для этого впервой главе предполагается осветить вопрос сущность стратегического менеджмента, раскрыть его необходимость. Затем рассмотреть в следующей главе основные составляющие, решения, принципы стратегического менеджмента. В третьей главе рассматриваются особенности и научный подход к стратегическому менеджменту, проблемы и тенденции развития российского менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

Актуальность осуществления преемственности  в процессе планирования в наибольшей мере объясняется необходимостью заимствования опыта работников бывших государственных предприятий. Однако при этом не учитывается тот факт, что эти работники являются носителями присущих административно-командной системе подходов к управлению со всеми вытекающими последствиями. В сознании не одного поколения советская авторитарная система целенаправленно вырабатывала догматический тип мышления, ибо без оного система существовать не могла. Действовавшая в стране система экономических, административных, идеологических ограничителей отказывала человеку в возможности реагирования на изменения в окружающей среде, последняя оказывалась замкнутой и изменяющейся также преимущественно под воздействием проводимых сверху мер. В результате одна из самых богатых разнообразными природными ресурсами стран не смогла обеспечить своим гражданам, по меньшей мере, достойное существование. Но причины подобного парадокса кроются именно в системе управления [13, 24 c.].

В переходной экономике не могут  полноценно использоваться и некоторые методы управления, реализуемые в рыночных условиях. Многие зарубежные методические разработки, несомненно, требуют адаптации к отечественным условиям, к условиям переходной экономики.

Многие бывшие государственные  предприятия, в которых уже произошла  приватизация, сохраняют прежние  подходы к управленческой деятельности, что, в конечном счете, тормозит не только их собственное развитие, но и всей экономической сферы. Это касается, прежде всего, промышленных гигантов, столь характерных для советской экономики, причем практически для всех отраслей народного хозяйства. Предприятиям малого и среднего бизнеса, рождение которых происходило уже в постсоветский период, приспособиться к новым экономическим условиям удалось много быстрее, и сегодня они объединяются для более эффективной деятельности[14, 56 c.].

Чтобы эффективнее управлять, необходимо лучше понимать сущность законов экономики, общественного развития. К сожалению, инерция мировоззрения присуща не только руководителям бывших государственных предприятий, но и политикам, общественным деятелям.

Стратегическое управление на предприятиях стало важным и неотъемлемым от основной деятельности процессом. В интересах каждого руководителя предприятия, структурных подразделений иметь в своих руках эффективные инструменты оценки текущей деятельности предприятия в проекции достижения стратегических целей предприятия.

Вместе с тем, процесс стратегического  планирования переходит от некогда  теоретической плоскости к практическому  применению. Свидетельство тому – понимание необходимости доведения стратегии до своих сотрудников, использование ключевых показателей эффективности в операционной деятельности, понимание важности четкой формулировки целей и постановки их перед управленцами среднего звена и сотрудниками предприятия.

Использование современных инструментов стратегического управления: управления по ключевым показателям эффективности деятельности и построение сбалансированной системы показателей постепенно развивается на российском рынке [12, 243 c.].

Крупные компании использовали эти  инструменты давно. Средние компании сравнительно недавно ощутили потребность в подобного рода механизмах. Это связано, в первую очередь, со стабилизацией экономики России и с тем, что компании начали активно развиваться и строить бизнес в соответствии с существующими экономическими законами. Подобное развитие требует эффективных механизмов управления для компаний различных отраслей и масштабов, особенно географически распределенных, а также четкой оценки эффективности отдельных направлений и бизнеса в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

3.1 Проблемы развития российского менеджмента и пути их решения

 

Так как российский менеджмент только начинает свое развитие, он сталкивается с множеством существенных проблем. Одна из этих проблем, это качество управленческих кадров. Хотя это специальность появилась в вузах РФ, проблема качества не снимается. Это связано с тем, что в России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики. В то же время общепризнано, что менеджмент - это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующих практических навыков Естественно, что основная часть слушателей имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт [12, 123 c.].

Вторая главная проблема российского менеджмента – коррумпированность современной экономики РФ на всех уровнях. Здесь можно разделить  менеджеров в государственных экономических  структурах и менеджеров частных  компаний. В западных странах государственные  управленцы, чиновники, в большей степени отделены от материальных благ и их распределения, их роль с точки зрения взаимодействия с менеджерами частных компаний сведена к минимуму. Особенность российской системы управления, наличие «откатов» при получении крупных государственных заказов привела к тому, что российский чиновник стал «крупным менеджером» с эффектом получения «серых бонусов» при организации «нужных» управленческих решений в экономике.

Третья проблема –  избыточная численность государственных  управленцев, непрерывно возрастающего числом при постоянном «сокращении» аппарата. Это связано с тем, что самый эффективный и доходный бизнес в России – управление государственными ресурсами. При этом наблюдается острая нехватка топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках. Пока это получается только в некоторых отраслях, прежде всего ресурсных, связанных с экспортом полезных ископаемых и экспортом вооружений. Это превосходство связано, скорее всего, не только с уровнем менеджмента – большинство кадров были воспитаны в советское время, а также с конкурентными преимуществами в этих областях, сложившихся в силу географических, исторических и традиционных особенностей, позволяющих увереннее чувствовать себя на рынке.

Особенность российской экономики - частые конфликты между  владельцами компаний и топ-менеджерами, что приводит к замене последних. Эксперты утверждают, что в основном причины развалившихся рабочих  отношений лежат в разном понимании стратегического управления компанией. Это обстоятельство также объясняет, почему карьерные амбиции менеджеров не реализуются [18].

Некоторые оценки ученых говорят, что «критическая масса» руководителей, менеджеров, способных преобразовать облик нашей экономики и наших предприятий в соответствие с современными требованиями, должна составить не менее 3.0 млн. специалистов. Однако это оценка сомнительна, поскольку ее приводят специалисты, заинтересованные в учебном процессе – увеличении количества студентов по данной специальности. В тоже время, исторический опыт показывает, что численное увеличение управления в России приводит к обратным результатам.

В частности, российские руководители весьма неэффективно распоряжаются  своим рабочим временем. Это зависит от типа деятельности, уровня управления, и прочее.

 

 

Рисунок 2 - Статистическая проекция распоряжения рабочим временем для менеджера

 

Выбор подхода для  формирования эффективного менеджмента  зависит от уровня технического и технологического развития общества. Особенность России – ее ВВП в большей степени формируется за счет ресурсной составляющей и ее «хребта» - нефтяной и газовой промышленности. Одновременно стратегический менеджмент должен учитывать переход в будущем к современному конвейерному производству, переходу к новейшим автоматизированным и информационным технологиям.

Решить перечисленные  выше проблемы можно только окунувшись в суть проблемы. Государство должно оказать влияние на развитие и  функционирования российского менеджмента. Необходимо организовывать практические мероприятия, чтобы менеджеры на своем опыте учились искать правильные управленческие решения. Учились быстро и верно выбирать стратегию для конкретной организации. Нужно выпускать топ-менеджеров высшей квалификации, способных эффективно управлять частными компаниями, с целью конкурентоспособности на мировых рынках[19].

Коррумпированность современной  экономики РФ на всех уровнях можно  решить только со стороны жесткого контроля государства. Необходимы определенные системы наказания за совершения данного нарушения, причем распространяющиеся как на менеджеров  в государственных экономических структурах и менеджеров частных компаний.

В западных странах компании существуют по-другому. Есть разработанная стратегия, учтены основные параметры — возможные риски, динамика цен и т.д. Незначительные вариации на рынке в сторону «быстрых денег», не являются причиной делать «резкие повороты».

Проблемы развития менеджмента  в РФ при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы. 
В современных условиях перестройки экономики основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта. 
             Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

 

3.2 Основные тенденции развития теории и практики российского менеджмента

 
           В настоящее время продолжает развиваться как практика, так и теория менеджмента. При этом изменения в практике менеджмента приводят к соответствующему развитию теории. Например, гуманизация менеджмента, как все большая переадресация внимания от технологического управления к управлению человеческим поведением в организациях, повлекла смещение интересов теоретиков с вопросов классической теории менеджмента к вопросам поведенческого характера. В то же время развитие теории в свою очередь оказывает влияние на практику менеджмента. Можно сказать, что в менеджменте «сначала было слово». Дело в том, что люди, управляющие другими людьми, принимают решение, основываясь на собственном представлении об управлении, о принципах менеджмента и о технологиях воздействия на объект управления. В этом смысле теория менеджмента как бы предшествует практике. В то же время теория развивается в соответствии с практикой управления, так как реальные закономерности в управлении сначала утверждаются на практике, а лишь затем описываются теорией.

В настоящее время  можно выделить следующие тенденции развития современного менеджмента: бурное развитие получает культура организации; стратегическое управление и стратегическое планирование находят свое применение во все более широком спектре специальных приложений; методы и технологии современного менеджмента, отработанные в коммерческих организациях, распространяются на некоммерческие сферы, включая государственный сектор; формируются и развиваются новые специальные виды менеджмента [19].

Культура организации  сейчас все больше рассматривается как важный фактор прибыли и конкурентоспособности коммерческой организации, как фактор успеха, эффективности деятельности, а подчас и выживаемости некоммерческой организации.

Культура организации  становится все в большей степени  предметом заботы менеджеров всего мира. Культура организации - сложный феномен. В нее входят нормы, принципы, правила, ценности, идеалы, язык, жаргон, история организации, легенды, образы, символы, метафоры, церемонии, ритуалы, формы наград и поощрений, размещение, здание, окружение. В отличие от национальной культуры, которая носит весьма инерционный характер, культура организации может значительно измениться в течение непродолжительного времени (месяцы, годы). Методы формирования позитивной культуры организации, как правило, носят неформализованный характер, однако, несмотря на это, имеются многочисленные примеры мощного и целенаправленного изменения культуры организаций многих организаций. Современный период развития практики и теории менеджмента все чаще называют «культурной революцией» в менеджменте.

Стратегическое управление и стратегическое планирование находят  свое применение во все большем числе  конкретных управленческих ситуаций. Бизнес-планирование по сути явилось  воплощением идей и методов стратегического  планирования, доведенных в некоторых случаях до нормативно закрепленных процедур. Все чаще в региональных, национальных и международных программах применяются идеи и подходы, отработанные в рамках теории стратегического планирования. Прежде всего, это относится к так называемому целевому управлению, которое подразумевает постановку четких и кратких целей, характеризующих необходимое конечное состояние управляемого объекта, иерархию целей, участие в процессе выработки целей всех, кто будет работать по их достижению, процедуру оценки эффективности и результативности. Основные приемы и методы стратегического управления, раскрывавшиеся еще недавно лишь в образовательных программах, становятся обычной технологией проработки коммерческих идей. Приемы стратегического планирования используются в маркетинге, рекламе, работе государственных учреждений [20].

Еще одной тенденцией развития менеджмента сегодня стало  распространение концепций, методов  и моделей управления, доказавших свою эффективность в коммерческих организациях, на некоммерческие организации. Так, например, маркетинговые подходы к управлению распространяются на деятельность общественных организаций, на деятельность администраций городов и районов (так называемый региональный маркетинг). В деятельности многих некоммерческих организаций с успехом применяются элементы бизнес-планирования. Группы качества, первоначально возникшие на крупных промышленных предприятиях, проникают в деятельность правительственных учреждений. Разгосударствление делает возможным применение коммерческих методов управления в государственных учреждениях. Методы управления культурой организации, отрабатываемые в коммерческих фирмах, постоянно находят свое применение в некоммерческих организациях [16, 243 c.].

Информация о работе Сущность стратегического менеджмента