SWOT-анализ и конкурентные карты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание

Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Работа состоит из  1 файл

всё.docx

— 101.26 Кб (Скачать документ)

4.1. Оценка и  анализ внешней среды, обследование  сильных и слабых сторон белорусского  предприятия по переработке нефти  ОАО «Нафтан»

Проведём SWOT-анализ предприятия ОАО «Нафтан». Сильные и слабые стороны, а  также возможности и угрозы представлены в табл. 20.

 

 

Табл.20  ¾ «Карта SWOT- анализа деятельности предприятия ОАО «Нафтан»»

 

 

Внутренняя

среда

Сильные стороны

Слабые стороны

1) За 2012 год вышло 10 новых  видов продукции;

2) Широкий ассортимент  выпускаемой продукции;

3) В 2005 году был проведён  этап реконструкции и модернизации  завода

1) Основной комплекс технологических  установок построен в 70-е годы;

2) Низкая рентабельность  продаж (около 5 %)

 

 

Внешняя

среда

Возможности

Угрозы

1) Компьютеризация технологических  процессов, а также модернизация  предприятия;

2) Привлечение инвесторов

1) Сильная зависимость  от поставщиков нефти, а также  кредиторов;

2) Конкурент в данной  сфере в виде ОАО «Мозырский  НПЗ»;

3) Высокий уровень ифляции


 

Исходя из этой таблицы, можно  сделать следующие выводы.

  1. Усилить слабые стороны предприятия можно, если:
    • усовершенствовать технологический процесс производства;
    • повысить рентабельность продаж посредством снижения себестоимости продукции и улучшения качества продукции
  1. Необходимо реализовать следующие возможности предприятия:
    • сделать компьютеризацию технологических процессов;
    • привлечь инвесторов
  1. Нужно ликвидировать или свести к минимуму следующие угрозы:
    • зависимость от поставщиков нефти (тут можно лишь зарекомендовать себя в качестве надёжного партнёра);
    • конкурент в лице ОАО «Мозырский НПЗ» (здесь можно лишь сделать свою продукцию конкурентоспособной и более привлекательной для потребителей);
    • высокий уровень инфляции (в данном случае есть возможность подстраховать себя посредством финансовых вложений в надёжные банки под проценты и разных валютах, а также привлечения инвесторов).

4.2. Построение матрицы SWOT-анализа

Табл.21 ¾ «Итоговая матрица SWOT-анализа»

Настоящее

Взаимное влияние

Будущее

Возможности

Угрожающие проблемы

Сильные стороны

1

2

1

2

3

Возможности

S1

++

++

_

++

_ _

3

O1

S2

++

++

_

++

_ _

3

O2

S3

0

0

0

++

0

2

 

Слабые стороны

           

Проблемы и риски

W1

++

++

0

_ _

0

2

T1

W2

_ _

_

_

_

_ _

-7

T2

5

5

-2

1

-2

    3

7

 

 

Взаимное влияние сильных  сторон и возможностей.

S1:

Компьютеризация технологических  процессов, а также модернизация предприятия влияет на выпуск новой продукции непосредственно (++).

Привлечение инвесторов способствует притоку денежных средств и таким  образом способствует выпуску новой  продукции (++).

S2:

Компьютеризация технологических  процессов, а также модернизация предприятия прямым образом влияет на расширение ассортимента выпускаемой продукции (++).

Инвесторы могут спонсировать предприятие и поспособствовать расширению номенклатуры выпускаемой  продукции (++).

S3:

В 2005 году был проведён этап реконструкции и модернизации завода, и это не влияет на реконструкцию и модернизацию предприятия в дальнейшем, и также не способствует привлечению инвесторов, так как последних в первую очередь интересует инвестиционный климат в стране, который не является на данный момент благоприятным (0 и 0).

 

Взаимное влияние сильных  сторон и угроз.

S1:

Сильная зависимость от поставщиков  нефти и кредиторов может отрицательно сказаться на выпуске новой продукции (-).

Конкурент в данной сфере  в виде ОАО «Мозырский НПЗ» может положительно сказаться на выпуске новой продукции у ОАО «Нафтан», так как он будет стимулировать их конкурентоспособность (++).

Высокий уровень инфляции может отрицательно сказаться на выпуске новой продукции, так  как у предприятия просто не будет  на это средств (- -).

S2:

Широкий ассортимент выпускаемой  продукции напрямую зависит от поставщиков  нефти и кредиторов (-).

Конкурент в данной сфере  в виде ОАО «Мозырский НПЗ» может потерять свою долю на рынке, если ОАО «Нафтан» будет предлагать широкий ассортимент продукции, соответствующий спросу(++).

Высокий уровень инфляции может плохо сказаться на номенклатуре продукции, предлагаемой ОАО «Нафтан» на рынке (- -).

S3:

В 2005 году был проведён этап реконструкции и модернизации завода. Это никак не влияет на сильную зависимость от поставщиков нефти, а также кредиторов и наоборот (0).

Реконструкция и модернизация завода положительно влияет на конкурентоспособность. ОАО «Мозырский НПЗ», не будучи отреставрированным, не сможет держать планку (++).

Высокий уровень инфляции никак уже не отразится на модернизации и реконструкции завода, которые  были проведены в 2005 году (0).

 

Взаимное влияние слабых сторон и возможностей.

W1:

Компьютеризация технологических  процессов, а также модернизация предприятия может исправить положение с устаревшим комплексом технологических установок (++).

Привлечение инвесторов также  может поспособствовать модернизации и установке нового оборудования (++).

W2:

Низкая рентабельность продаж может отрицательно повлиять на компьютеризацию  технологических процессов, а также  модернизацию, так как на это нужны  средства (- -).

Низкая рентабельность продаж отпугивает инвесторов (-).

Взаимное влияние слабых сторон и угрожающих проблем.

W1:

Основной комплекс технологических  установок построен в 70-е годы. Это никак не влияет на сильную зависимость от поставщиков нефти, а также кредиторов (0).

Основной комплекс технологических установок устарел, несмотря на модернизацию предприятия в 2005 году, и это «на руку» конкуренту ОАО «Мозырский НПЗ» (- -).

Высокий уровень инфляции уже никак не скажется на устаревшем оборудовании (0).

W2:

Низкая рентабельность продаж может ещё больше усугубить ситуацию с поставщиками и кредиторами (-).

Конкурент ОАО «Мозырский НПЗ» не влияет прямым образом на рентабельность продаж ОАО «Нафтан», но всё же занимает какую-то долю рынка и, тем самым, забирает часть покупателей (-).

Высокий уровень инфляции может ещё больше понизить рентабельность продаж, так как спрос на продукцию  упадёт (--).

 

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что предприятию  ОАО «Нафтан» следует придерживаться двух возможностей стимулирования спроса и конкурентоспособности:

  1. Компьютеризация технологических процессов, а также модернизация предприятия;
  2. Привлечение инвесторов.

Именно эти две возможности  способствуют развитию предприятия. Однако следует понимать, что на реконструкцию  и обновление всего оборудования необходимы большие денежные средства, а это значит, что предприятию  либо понадобится поддержка государства  в виде спонсирования и предоставления средств из госбюджета, либо придётся снова обращаться к кредиторам. В  случае с инвесторами дело обстоит  гораздо сложнее, так как их привлекают государства с хорошо развитой экономикой и положительным уровнем сальдо. Также они выбирают стратегически  выгодные объекты. В данном случае ОАО  «Нафтан» им не является, поскольку  своих месторождений нефти в  Беларуси нет; она зависит от России и Венесуэлы.

 

 

5. Построение модели  пяти сил конкуренции (по Портеру)

В 1980 г. М. Портер опубликовал  книгу "Конкурентная стратегия", в которой из множества факторов, определяющих конкуренцию в отрасли, были выделены пять. Они составили 5 сил конкуренции по модели Портера. В соответствии с моделью конкуренции Портера стратегия бизнеса должна основываться на структуре рынка и зависеть от состояния конкуренции в отрасли.

Таким образом, появилась модель пяти сил Портера, определяющих конкуренцию в отрасли. Уровень отраслевой конкуренции зависит от действия пяти конкурентных сил модели Портера внешних по отношению к организации:

  • попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью товаров заменителей;
  • конкуренция между фирмами в отрасли;
  • угроза появления новых конкурентов;
  • рыночная власть поставщиков сырья и используемые ими средства воздействия;
  • рыночная власть потребителей продукции и используемые ими средства воздействия.

Эти пять сил конкуренции  модели Портера определяют прибыльность бизнеса, так как они влияют на цены, которые могут диктовать  фирмы, на расходы, которые им приходится нести, на размеры капиталовложений, необходимых для конкурентной борьбы в данной отрасли.

Модель конкуренции Портера графически выглядит следующим образом:

  • Власть поставщиков
  • Власть потребителей
  • Новые конкуренты
  • Товары заменители
  • Конкуренция между фирмами в отрасли

 

Анализ предприятия  ОАО «Нафтан» по модели Портера

 

День рождения первенца белорусской  нефтепереработки – 9 февраля 1963 года. За почти пятидесятилетнюю историю  здесь переработано более 690 млн  тонн нефти. Сегодня ОАО «Нафтан» является предприятием, на котором  используются современные технологии и продолжается работа по повышению  эффективности производства.  
     В 2005-м году был завершен очередной этап программы крупномасштабной реконструкции и модернизации завода, черту которому подвел пуск технологических установок, входящих в комплекс гидрокрекинга. В результате получено дизельное топливо с ультранизким содержанием серы - менее 0,001 % вес, соответствующее спецификации Евро-5. В настоящее время ОАО "Нафтан" выпускает дизельное топливо с содержанием серы только менее 0,005 и 0,001 % вес.  
     В настоящее время в ОАО «Нафтан» реализуется следующий этап ¾ Программа реконструкции и модернизации «Нафтан 2010 – 2015», который предполагает осуществление ряда проектов, направленных на:

Информация о работе SWOT-анализ и конкурентные карты