SWOT-анализ и конкурентные карты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание

Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Работа состоит из  1 файл

всё.docx

— 101.26 Кб (Скачать документ)

Введение

Конечная цель всякой фирмы —  победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

Большинство новичков сосредотачивается  на параметрах товара и затем для  оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка просто-напросто охватывает показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных следствий этого положения.

1. Конкурентоспособность включает  три основные составляющие. Одна  из них жестко связана с  изделием как таковым и в  значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель — главный оценщик  товара. А это приводит к очень  важной в рыночных условиях  истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Интересный факт: почти все зарубежные пособия по рекламе особо выделяют материал, связанный с рекламой в малограмотной или интеллектуально неразвитой аудитории.

3. Как известно, каждый рынок  характеризуется "своим" покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели организации

В менеджменте под целью понимается идеальное или желательное состояние объекта управления. На достижение такого состояния и ориентирована, прежде всего, управленческая деятельность. Крупные организации имеют не одну, а множество целей, обычно дополняющих и поддерживающих друг друга. Эти цели либо открыто провозглашаются высшим руководством, либо неофициально реализуются в деятельности организации. Достижение целей должно быть полезно организации, каждому ее члену в отдельности, а также тем, кто с ней сотрудничает, ¾ деловым партнерам, властям и обществу в целом.

Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах, как затраты  и получаемая прибыль. Они, главным  образом, ставят себе цели по рентабельности (прибыльности) и производительности. В свою очередь эти цели конкретизируются, находя выражение в таких, например, определениях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, а также  социальная ответственность.

С другой стороны, государственные  учреждения, которые не являются коммерческими  организациями, формулируют свои цели, например, как предоставление конкретных услуг в рамках определенных бюджетных  ограничений. Включаемые в формулировки этих целей этические представления  и оценки социальной ответственности  выражают в большей степени философию  данной организации, чем конкретизацию  результата.

Цели организации должны обладать рядом характеристик:

  1. Конкретность.
  2. Обозримость (краткосрочность, долгосрочность).
  3. Реальность (достижимость).
  4. Взаимосвязанность (одна не противоречит другой).
  5. Эффективность (результативность и прибыльность).

Достижение целей осуществляется через функции управления: организацию, планирование, мотивацию, контроль, координацию. Главная цель деятельности коммерческих организаций - получение прибыли.

 

2. Оценка конкурентного статуса фирмы по доле рынка и построение конкурентной карты

Значение рыночной доли i-той фирмы в количественном выражении рассчитывается следующим образом:

Рыночная доля i-той фирмы по количеству продукции в натуральном выражении:

Рыночная доля i-той фирмы по стоимостному объёму реализации:

Если  частное от рыночной доли i-той фирмы в количественном выражении и рыночной доли i-той  фирмы в натуральном выражении больше единицы, то фирма оперирует в дешёвом ценовом сегменте, если равно единице, то фирма оперирует в среднем ценовом сегменте, а если меньше единицы, то фирма работает в дорогом ценовом сегменте.

Темп прироста рыночной доли рассчитывается:

Если темп прироста отрицательный, то позиция фирмы ухудшается.

Исходные данные для построения конкурентных карт представлены в таблицах 1, 2, 3, 10, 11, 12.

Табл. 1 ¾ «Реализация и цены товара Х на рынке РБ в 2010 году»

Производитель

Натуральный объём реализации (тыс./шт.)

Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.)

Стоимостной объём реализации (тыс. руб.)

Фирма Бел

200

200

40000

Конкурент 1

400

150

60000

Конкурент 2

160

220

35200

Конкурент 3

220

250

55000

Конкурент 4

40

180

7200

Конкурент 5

250

180

45000

Всего

1270

-

242400


 

Табл. 2 ¾ «Реализация и цены товара Х на рынке РБ в 2011 году»

Производитель

Натуральный объём реализации (тыс./шт.)

Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.)

Стоимостной объём реализации (тыс. руб.)

Фирма Бел

210

210

44100

Конкурент 1

350

160

56000

Конкурент 2

150

220

33000

Конкурент 3

200

260

52000

Конкурент 4

60

180

10800

Конкурент 5

270

180

48600

Всего

1240

-

244500


 

Табл. 3 ¾ «Реализация и цены товара Х на рынке РБ в 2012 году»

Производитель

Натуральный объём реализации (тыс./шт.)

Средняя цена реализации (тыс. руб./шт.)

Стоимостной объём реализации (тыс. руб.)

Фирма Бел

205

230

47150

Конкурент 1

400

150

60000

Конкурент 2

146

220

32120

Конкурент 3

180

270

48600

Конкурент 4

73

170

12410

Конкурент 5

260

170

44200

Всего

1264

-

244480


 

Табл. 4 ¾ «Расчёт рыночных долей и темпов их изменения для товара Х в 2010 и 2011 годах»

Производитель

Рыночная доля Dк

Темп изменения доли Т, %

Рыночная доля Dв

Dк/ Dв в 2010 году

Dк/ Dв в 2011 году

2010

2011

2010

2011

Фирма Бел

0,157

0,169

+3,8

0,165

0,180

0,952

0,939

Конкурент 1

0,315

0,282

-5,2

0,248

0,229

1,270

1,231

Конкурент 2

0,126

0,121

-2,0

0,145

0,135

0,869

0,896

Конкурент 3

0,173

0,161

-3,5

0,227

0,213

0,762

0,756

Конкурент 4

0,031

0,048

+27,4

0,030

0,044

1,033

1,091

Конкурент 5

0,198

0,219

+5,3

0,185

0,199

1,070

1,101

Всего

1,000

1,000

 

1,000

1,000

   

 

Из данной таблицы можно  сделать вывод о том, что в 2010 году при сбыте товара Х Фирма  Бел, Конкурент 2, Конкурент 3 оперировали  в дорогом ценовом сегменте, а  Конкурент 1 , Конкурент 4 и Конкурент 5 работали в дешёвом ценовом сегменте. В 2011 году эта статистика осталась неизменной.

Табл. 5 ¾ «Определение границ рыночных групп для товара Х в 2011 году»

Производитель с долей  рынка меньше среднего значения (0,167) по 2011 году

Производитель с долей  рынка больше среднего значения (0,167) по 2011 году

   

Фирма Бел

0,169

   

Конкурент 1

0,282

Конкурент 2

0,121

   

Конкурент 3

0,161

   

Конкурент 4

0,048

   
   

Конкурент 5

0,219

Min значение

0,048

Min значение

0,169

Max значение

0,161

Max значение

0,282


 

Среднее значение определяется следующим образом:

1:6=0,167

Верхняя и нижняя граница  значений по темпам прироста рассчитывается как средневзвешенное валовых объёмов  величины положительных и отрицательных  темпов:

 

Табл. 6 ¾ «Конкурентная карта производителей товара Х в 2011 году»

         Рыночная доля

                  D, %

Темп

прироста

рыночной

доли Т, %

Классификационные группы

Лидер рынка

Фирмы с сильной конкурентосп-тью

Фирмы со слабой конкурентосп-тью

Аутсайдеры рынка

0,282

0,169-0,281

0,161-0,168

0,048-0,160

Фирмы с быстро улучшающейся

конкурентосп-тью

7,1

и

выше

     

 

Конкурент 4

Фирмы с  улучшающейся

конкурентосп-тью

0-7,0

 

Фирма Бел,

Конкурент 5

   

Фирмы с  ухудшающейся

конкурентосп-тью

-0,1 –

-3,8

   

 

Конкурент 3

 

Конкурент 2

Фирмы с  быстро ухудшающейся

конкурентосп-тью

-3,9

и

ниже

Конкурент 1

     

Информация о работе SWOT-анализ и конкурентные карты