Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:52, курсовая работа
Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что по темпу прироста рыночной доли на первом месте стоит Конкурент 1, однако он в то же время является аутсайдером рынка по рыночной доле товара У. Конкурент 3 занимает чуть большую «площадь» рынка, и его товар улучшается по такому показателю как конкурентоспособность. Конкурент 2, Конкурент 5 и Конкурент 4 занимают одинаковое место по темпу прироста рыночной доли, но первые два занимают достаточно большую долю рынка со своими товарами. Фирма Бел занимает последнее место по темпу прироста рыночной доли, но зато она занимает самую большую «площадь» рынка.
Табл. 16 ¾ «Расчёт рыночных долей и темпов их изменения для товара У в 2011 и 2012 годах»
Производитель |
Рыночная доля Dк |
Темп изменения доли Т, % |
Рыночная доля Dв |
Dк/ Dв в 2011 году |
Dк/ Dв в 2012 году | ||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | ||||
Фирма Бел |
0,233 |
0,206 |
-5,8 |
0,237 |
0,215 |
0,983 |
0,958 |
Конкурент 1 |
0,149 |
0,150 |
+0,3 |
0,156 |
0,164 |
0,955 |
0,915 |
Конкурент 2 |
0,223 |
0,228 |
+1,1 |
0,201 |
0,202 |
1,109 |
1,129 |
Конкурент 3 |
0,158 |
0,142 |
-5,1 |
0,179 |
0,168 |
0,883 |
0,845 |
Конкурент 4 |
0,042 |
0,057 |
+17,9 |
0,040 |
0,052 |
1,050 |
1,096 |
Конкурент 5 |
0,195 |
0,217 |
+5,6 |
0,187 |
0,199 |
1,043 |
1,090 |
Всего |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
1,000 |
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что в 2012 году при сбыте товара У Конкурент 2, Конкурент 4 и Конкурент 5 оперировали в дешёвом ценовом сегменте, а Фирма Бел, Конкурент 1 и Конкурент3 работали в дорогом ценовом сегменте.
Табл. 17 ¾ «Определение границ рыночных групп для товара У в 2012 году»
Производитель с долей рынка меньше среднего значения (0,167) по 2012 году |
Производитель с долей рынка больше среднего значения (0,167) по 2012 году | ||
Фирма Бел |
0,206 | ||
Конкурент 1 |
0,150 |
||
Конкурент 2 |
0,228 | ||
Конкурент 3 |
0,142 |
||
Конкурент 4 |
0,057 |
||
Конкурент 5 |
0,217 | ||
Min значение |
0,057 |
Min значение |
0,206 |
Max значение |
0,150 |
Max значение |
0,228 |
Среднее значение определяется следующим образом:
1:6=0,167
Верхняя и нижняя граница значений по темпам прироста рассчитывается как средневзвешенное валовых объёмов величины положительных и отрицательных темпов:
Табл. 18 ¾ «Конкурентная карта производителей товара У в 2012 году»
Рыночная доля D, % Темп прироста рыночной доли Т, % |
Классификационные группы | ||||
Лидер рынка |
Фирмы с сильной конкурентосп-тью |
Фирмы со слабой конкурентосп-тью |
Аутсайдеры рынка | ||
0,228 |
0,206-0,227 |
0,150-0,205 |
0,057-0,149 | ||
Фирмы с быстро улучшающейся конкурентосп-тью |
3,9 и выше |
Конкурент 5 |
Конкурент 4 | ||
Фирмы с улучшающейся конкурентосп-тью |
0-3,8 |
Конкурент 2 |
Конкурент 1 |
||
Фирмы с ухудшающейся конкурентосп-тью |
-0,1 – -5,5 |
Конкурент 3 | |||
Фирмы с быстро ухудшающейся конкурентосп-тью |
-5,6 и ниже |
Фирма Бел |
Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что первое место по темпу прироста рыночной доли занимают Конкурент 5 и Конкурент 4, однако последний является аутсайдером рынка по рыночной доле своего товара У. Конкурент 2 и Конкурент 1 также занимают одинаковые позиции по темпу прироста рыночной доли, но у второго рыночная доля по товару значительно меньше. Конкурент 3 занимает слабые позиции. Фирма Бел пока что занимает достаточно большую долю рынка, но конкурентоспособность ухудшается.
Если говорить о самой методике оценки конкурентного статуса фирмы, то следует отметить, что он определяется в зависимости от доли, занимаемой этой фирмой на рынке. Главными признаками успешной конкуренции являются рыночная доля и прибыльность. В мировой практике рыночная доля характеризуется следующими показателями:
Именно эти показатели
следует сводить
3. Оценка конкурентной
позиции фирмы на основе
Исходные данные для расчёта конкурентной позиции фирмы представлены в таблице 19.
Табл. 19 ¾ «Показатели конкурентоспособности анализируемой фирмы»
№ |
Показатели |
Значения показателей | ||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | ||||
1 |
Стоимость основных производственных фондов, млн. руб |
13,5 |
19,2 |
20,5 | ||
2 |
Коэффициент затоваренности (Кз) |
0,06 |
0,11 |
0,12 | ||
3 |
Коэффициент автономии (Ка) |
0,91 |
0,83 |
0,78 | ||
4 |
Объём реализации, млн. руб |
24 |
25 |
26 | ||
5 |
Численность работающих, чел. |
2000 |
1920 |
1870 | ||
6 |
Коэффициент текущей ликвидности (Кл) |
2,1 |
1,8 |
1,9 | ||
7 |
Рентабельность продаж, % (Рп) |
8 |
6 |
8,2 | ||
8 |
Рентабельность продукции, % (Рт) |
14 |
8 |
11 | ||
9 |
Себестоимость продукции, млн. руб |
18 |
22,5 |
20,1 | ||
10 |
Коэффициент платёжеспособности (Кп) |
6,8 |
5,2 |
6,1 | ||
11 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко) |
2,5 |
3,1 |
3,1 | ||
12 |
Коэффициент эффективности рекламы и стимулирования сбыта (Кр) |
1,55 |
1,11 |
0,96 | ||
13 |
Коэффициент загрузки производственной мощности (Км) |
0,7 |
0,7 |
0,6 | ||
14 |
Качество (К) |
100 |
100 |
100 | ||
15 |
Цена (Ц) |
120 |
105 |
115 | ||
105 |
Конкурентная позиция фирмы рассчитывается по следующей формуле:
Кп=0,15*Эп+0,29*Фп+0,23*Эс+0,
Эп=0,31*И+0,19*Ф+0,40*Рт+0,10*
Фп=0,29*Ка+0,20*Кп+0,36*Кл+0,
Эс=0,36*Рп+0,29*Кз+0,21*Км+0,
Кт=К/Ц
Таким образом, в 2010 году конкурентная позиция рассматриваемой фирмы будет:
Кп=0,15*6,17+0,29*2,8+0,23*3,
Эп=0,31*(18/24)+0,19*(24/13,5)
Фп=0,29*0,91+0,20*6,8+0,36*2,
Эс=0,36*8+0,29*0,06+0,21*0,7+
Кт=100/120=0,83
В 2011году конкурентная позиция фирмы будет:
Кп=0,15*3,7+0,29*2,4+0,23*2,5+
Эп=0,31*(22,5/25)+0,19*(25/19,
Фп=0,29*0,83+0,20*5,2+0,36*1,
Эс=0,36*6+0,29*0,11+0,21*0,7+
Кт=100/105=0,95
В 2012 году конкурентная позиция фирмы будет:
Кп=0,15*4,9+0,29*3,6+0,23*3,2+
Эп=0,31*(20,1/26)+0,19*(26/20,
Фп=0,29*0,78+0,20*6,1+0,36*1,
Эс=0,36*8,2+0,29*0,12+0,21*0,
Кт=100/115=0,86
Исходя из данных значений конкурентных позиций, можно сказать, что лучших результатов фирма достигла в 2010 году, так как в этом году значение Кп равняется 2,8 и является самым большим. В 2011 году конкурентная позиция самая слабая за три наблюдаемых года. Таким образом, чтобы быть более конкурентоспособной, фирме необходимо придерживаться следующих принципов:
а) Снизить издержки производства;
б) Повысить рентабельность продукции;
в) Увеличить производительность труда
а) По возможности, быть независимой от заёмных источников;
б) Стать платёжеспособной
а) Повысить рентабельность продаж;
б) Увеличить реализацию товара;
в) Провести маркетинговые исследования;
г) Стимулировать сбыт посредством рекламы и т. п.
4. SWOT-анализ фирмы
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ - это определение
сильных и слабых сторон
-Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;
-Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;
-Возможности (Opportunities) - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
-Угрозы (Threats) - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у компании опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что компании пока не удается по сравнению с другими и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.
Угрозы - события, наступление
которых может оказать
Применение SWOT-анализа позволяет
систематизировать всю