Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:46, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных методов разработки и выбора управленческих решений, которые могут быть использованы специалистами отечественных предприятий в условиях неопределенности и риска.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотрение сущности и содержания управленческих решений;
анализ алгоритма процесса разработки, выбора и принятия управленческих решений;
изучение основных методов и приемов, которые могут быть использованы при разработке и принятии решений в условиях риска и неопределенности;
Введение 3
1. Теоретические основы разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности 5
1.1. Основные методы разработки и выбора управленческого решения в условиях риска и неопределенности 5
1.2. Методы анализа и учета риска при принятии управленческих решений……………………………………………………………………………9
2. Принятие решений в хозяйственной деятельности ООО «Санши-beauty» 17
2.1. Краткая характеристика и анализ деятельности ООО «Санши-beauty» 17
2.2. Процедура разработки и принятия управленческих решений ООО «Санши-beauty» 21
2.4. Учет рисков при принятии управленческих решений в ООО «Санши-beauty» 28
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Приложение 40
Одним из методов анализа рисков при разработке и выборе управленческого решения является привлечение экспертов. Алгоритм метода экспертной оценки рисков предприятия может включать8:
Для общей оценки рисков инвестиционных управленческих решений предприятия могут быть использованы данные, представленные в табл. 7.9
Таблица 7
Экспертная оценка
степени влияния факторов внешн
Типы и виды проектов |
Сферы влияния внешней среды предприятия | ||||||||
пол-ка |
экон-ка |
общ-во |
закон-во |
наука |
кул-ра |
природа |
экология |
инфрастр-ра | |
Социальные |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
2 |
Экономические |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
Организационные |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Инновационные (технологические) |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
Инвестиционные |
1 |
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
Влияние: 1 – слабое; 2 – среднее; 3 – сильное.
При анализе рисков при принятии
управленческого решения о
Продукт Рынок |
Существующий |
Новый, связанный с существующим |
Совершенно новый |
Существующий |
Низкий риск |
Высокий риск | |
Новый, связанный с существующим |
|||
Совершенно новый |
Высокий риск |
Чрезмерно высокий риск |
Рис. 1. Матрица «рынок/продукт» (Г. Стейнер)
Данная матрица показывает уровни риска и соответственно степень вероятности успеха при различных сочетаниях «рынок/продукт». Она может использоваться для:
Необходимо отметить, что при разработке, выборе и планировании инвестиционных управленческих решений (в качестве которых в настоящее время выступают коммерческие проекты) предприятия должны использоваться аналитические методы. Достоинство их в том, что они достаточно хорошо разработаны, давно используются в западной хозяйственной деятельности, просты для понимания и оперируют несложными понятиями. К таким методам относятся: метод дисконтирования; анализ окупаемости затрат; анализ безубыточности производства и др.11
Расчет точки безубыточности позволяет еще до начала реализации инвестиционного решения (проекта) определить тот объем, который гарантирует не допущение убытков на предприятии. Исходя из значения данного показателя, можно оценить реальность выполнения производственной программы, исходя из имеющихся производственных возможностей и наличия необходимых ресурсов в организации. Для определения точки безубыточности могут быть использованы следующие формулы:
а) PR= (2)
б) PR= (3)
в) PR= (4)
где
FC |
Постоянные издержки |
VC |
Переменные издержки |
TC |
Общие издержки |
AFC |
Средние постоянные издержки |
AVC |
Средние переменные издержки |
ATC |
Средние общие издержки |
P |
Цена |
TR |
Общий доход (выручка) |
TM |
Валовая маржа |
Запас финансовой прочности представляет собой разницу объема продаж анализируемого года и объема точки безубыточности.12
Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).
Степень устойчивости проекта
по отношению к возможным
Граница безубыточности (предельный уровень) параметра проекта для некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению параметра, при применении которого чистая прибыль участника на данном шаге становится нулевой. Наиболее часто граница безубыточности определяется для объема производства.
Чистый дисконтированный доход (NPV) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами.14
Величина NPV для постоянной нормы дисконта (Е) может быть вычислена по следующей формуле:
NPV= (5)
где TR – результаты, получаемые на t-м шаге расчета;
TC – затраты, получаемые на t-м шаге расчета;
T – горизонт расчета;
t - соответствующий шаг расчета;
Е – постоянная норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.
Необходимо отметить, что норма дисконта может определяться следующим способом (согласно рекомендациям Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства финансов РФ): коэффициент дисконтирования без учета риска определяется как отношение ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком РФ, и объявленного Правительством РФ на текущий год темпа инфляции.15
Кроме этого, при расчетах по инвестиционному проекту может быть определена норма дисконта с учетом поправки на риск. Для этого необходимо воспользоваться данными таблицы 8.
Если NPV инвестиционного проекта положителен, проект является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Чем больше NPV, тем эффективнее проект. Если инвестиционный проект будет осуществлен при отрицательном NPV, инвестор понесет убытки, т.е. проект неэффективен.
Таблица 8
Значение поправки на риск16
Риск |
Пример цели проекта |
Р, % |
Низкий |
Вложения при интенсификации производства на базе освоенной техники |
3-5 |
Средний |
Увеличение объемов продаж существующей продукции |
8-10 |
Высокий |
Производство и продвижение на рынок нового товара |
13-15 |
Очень высокий |
Вложения в исследования и инновации |
18-20 |
Также может быть рассчитан такой показатель как индекс доходности проекта, по следующей формуле:
IP= + IC/IC (6)
где IC – первоначальные капиталовложения
Если индекс доходности больше 1, проект эффективен, если индекс доходности меньше 1 — неэффективен.
Кроме этих показателей, может быть использована внутренняя ставка доходности проекта (IRR). Внутренняя ставка доходности – это норма дисконта, при которой значение NPV обращается в ноль. Соответственно, чем выше внутренняя ставка доходности, тем более рентабельным признается проект.
Анализ рисков при разработке и выборе управленческих решений и их учет при планировании может осуществляться по различным схемам и с разной степенью глубины и детальности. Схема проведения такого рода анализа и полнота исследования факторов риска, их оценка и измерение общего уровня риска определяются имеющейся информационной базой, финансовыми возможностями предприятия, степенью чувствительности определенного вида бизнеса к рискам, отношением к риску субъектов – стейкхолдеров предприятия (собственников, акционеров и т.п.).
Рассмотренные в этой главе методы и инструменты разработки и выбора управленческих решений будут использованы нами во второй главе, применительно к хозяйственной деятельности ООО «Санши-beauty» при выработке управленческих решений.
«Санши» –сеть салонов Premium класса в Санкт-Петербурге.
Высококвалифицированные мастера парикмахерского зала выполняют стрижки, повседневные и вечерние укладки, окрашивание волос любой сложности и представляют различные школы парикмахерского искусства. Салон работает на марках ведущих производителей, таких как Goldwell, L’oreal. Врачи-косметологи салона «Санши» предлагают услуги по уходу за лицом и телом на уникальном оборудовании. Новейшие антивозрастные методики помогут сохранить красоту и молодость. Аппарат «Элос» (единственный аппарат, позволяющий проводить нехирургический метод лифтинга лица и тела), виброплатформа (позволяет полностью исключить продолжительные занятия в тренажерном зале или фитнес центре и не только сэкономить время, но и получить великолепный результат в более короткие сроки), турбосолярий и многое другое.
Если клиент не определился с выбором своего стиля, в салоне с удовольствием помогут выбрать тот вариант, который подчеркнет красоту и индивидуальность. Профессиональные мастера предложат полный комплекс услуг по уходу за телом, лицом и волосами, что позволит клиенту почувствовать себя в центре внимания и сэкономить драгоценное время.
Если клиент пришел в салон первый раз, то его ждет скидка и подарок.
Специально для клиента, если ему необходимо обслужиться в нерабочие часы салона – такая возможность предоставляется. Для постоянных клиентов предусмотрена гибкая система скидок.
В ВИП салоне красоты клиент может получить весь спектр услуг, которым владеет современная косметология, начиная от изысканной прически и макияжа, заканчивая процедурой удаление татуировок.
Все мастера салона красоты
«Санши-beauty» –
Все мастера–стилисты — выпускники самых престижных Академий Парикмахерского искусства (Tony&Guy; Dolores; L'oreal; Llongueras). Они всегда в курсе последних веяний моды и создадут неповторимый стиль, используя самые современные техники стрижки и укладки. Так же, безусловно, на высшем уровне мастерство косметологов, массажистов, специалистов по маникюру и педикюру17.
Предприятие ООО «Санши-beauty» согласно учредительным документам относится к классу салон красоты.
Основными видами деятельности предприятия, согласно учредительных документов являются:
-парикмахерские услуги;
-косметологические услуги;
-услуги маникюра;
-услуги педикюра;
-массажные услуги;
-реализация сопутствующих товаров основному виду деятельности предприятия.
Общество является юридическим лицом – коммерческой организацией, целью деятельности которой является извлечение прибыли от основной деятельности.
Общество имеет