Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:46, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных методов разработки и выбора управленческих решений, которые могут быть использованы специалистами отечественных предприятий в условиях неопределенности и риска.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотрение сущности и содержания управленческих решений;
анализ алгоритма процесса разработки, выбора и принятия управленческих решений;
изучение основных методов и приемов, которые могут быть использованы при разработке и принятии решений в условиях риска и неопределенности;
Введение 3
1. Теоретические основы разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности 5
1.1. Основные методы разработки и выбора управленческого решения в условиях риска и неопределенности 5
1.2. Методы анализа и учета риска при принятии управленческих решений……………………………………………………………………………9
2. Принятие решений в хозяйственной деятельности ООО «Санши-beauty» 17
2.1. Краткая характеристика и анализ деятельности ООО «Санши-beauty» 17
2.2. Процедура разработки и принятия управленческих решений ООО «Санши-beauty» 21
2.4. Учет рисков при принятии управленческих решений в ООО «Санши-beauty» 28
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Приложение 40
Базовые принципы работы салона следующие:
-использование препаратов
-высокий профессиональный уровень специалистов;
-индивидуальный подход к
Режим работы салона-с 10.00 до 22.00 ежедневно.
Структура ООО
«Санши-beauty» представлена
Организационная структура управления – характеризует состав органов управления и их функциональное предназначение в обеспечении эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
ООО «Санши-beauty»
Прежде всего, проведем анализ платежеспособности «Санши-beauty» (см. табл. 10). Рассчитанные показатели платежеспособности за анализируемый период отражают благоприятные тенденции в развитии предприятия «Санши-beauty» .
1. На начало года
предприятие могло немедленно
погасить 11.5% обязательств, то на
конец периода – 16.5%. Прирост
коэффициента абсолютной
2. Рост коэффициента
промежуточной ликвидности с
0,381 до 0,454 свидетельствует о повышении
предприятием
3. Положительно характеризует предприятие рост коэффициента текущей ликвидности с 1,14 до 1,32. Что еще не является нормой Ктл>=2, но неуклонно приближается к ней.
4. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности улучшилось за анализируемый период, в то же время наблюдается ухудшение данного соотношения по коммерческим операциям, что для предприятий торговли является негативной характеристикой.
Таблица 10
Анализ платежеспособности «Санши-beauty»
Показатель |
На начало года |
На конец года |
1. Коэффициент абсолютной |
0,115 |
0,165 |
2. Коэффициент промежуточной |
0,381 |
0,454 |
3. Коэффициент текущей |
1,14 |
1,32 |
4. Общий коэффициент соотношения
дебиторской и кредиторской |
0,26 |
0,29 |
5. Коэффициент соотношения |
0,29 |
0,23 |
Также может быть произведена оценка финансовой устойчивости ООО «Санши-beauty» (см. табл. 11).
Таблица 11
Оценка финансовой устойчивости «Санши-beauty»
Показатель |
На начало года |
На конец года |
1. Коэффициент автономии (>0,5) |
0,13 |
0,26 |
2. Коэффициент финансирования (<=1) |
6,54 |
2,91 |
3. Коэффициент задолженности |
0,87 |
0,74 |
4. Коэффициент текущей |
0,84 |
0,72 |
5. Коэффициент маневренности (~0, |
0,73 |
0,79 |
6. Нераспределенная прибыль |
2514 |
6405 |
7. Уставный капитал |
1608 |
1608 |
Оценка финансовой устойчивости «Санши-beauty» позволяет сделать следующие выводы:
1). Несмотря на улучшение
коэффициента автономии, до
2). Значительно улучшилось соотношение заемного капитала с собственного капитала, что может быть рассмотрено как положительная тенденция.
3). Сокращается задолженность «
Одним из тактических решений является управленческое решение в области персонала. Компания «Санши-beauty» в целях расширения географических границ рынка и увеличения рыночной доли в Санкт-Петербурге в порядке диверсификации создает гипермаркет элитной косметики (такой гипермаркет уже открыт и функционирует в Москве). Открытие гипермаркета, наряду с множеством организационных проблем, предполагает поиск, отбор и подготовку оптимального количества персонала. К моменту запуска гипермаркета персонал должен быть готов к качественной работе.
Это решение принимается в условиях рынка, поскольку точно спрогнозировать величину спроса и количество потенциальных потребителей, которые потребует качественного обслуживания, невозможно.
В этих условиях рекомендуем использовать такой метод принятия решений в условиях риска как матрица решений.
Отдел маркетинга «Санши-beauty» провел дополнительные исследования, которые привели к следующим результатам: спрос (количество покупателей в день) составит 2000 с вероятностью 10%; 3000 – 50%; 4000 – 20%; 5000 – 20%.
Соответственно для каждого состояния спроса (количества покупателей) потребуется различное количество подготовленных и обученных сотрудников, исходя из средней нормы выработки сотрудника (по опыту функционирования гипермаркета в Москве): если спрос составит 2000 чел. – потребуется 50 сотрудников; 3000 – 70; 4000 – 90; 5000 – 120 человек.
Средняя стоимость покупки (средний чек) – 3250 руб., а себестоимость услуги и продукции, где определенную часть занимает оплата труда – 1000 руб. Кроме этого, если компания не сможет удовлетворить спрос (качественно обслужить клиента), то она понесет дополнительные издержки за неудовлетворенный спрос 250 руб. за одного покупателя (на поддержание имиджа и возврат потребителя).
Имея эти данные можно построить матрицу решений и выбрать оптимальное решение по количеству сотрудников, исходя из экономической целесообразности (табл. 12).
Таблица 12
Матрица решений
Показатели |
Состояние спроса | ||||
2000 |
3000 |
4000 |
5000 | ||
Варианты решения |
Нанять и обучить 50 сотрудников |
4500000 |
4250000 |
4000000 |
3750000 |
70 сотрудников |
3500000 |
6750000 |
6500000 |
6250000 | |
90 сотрудников |
2500000 |
5750000 |
9000000 |
8750000 | |
120 сотрудников |
1500000 |
4750000 |
8000000 |
11250000 | |
Вероятность |
0,1 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
Воспользовавшись формулой (1) рассчитаем математическое ожидание дохода для каждого решения:
Е1=4500000*0.1+4250000*0.5+
Е2=6275000 руб.
Е3=6675000 руб.
Е4=6375000 руб.
Наилучшим по ожидаемому среднему доходу является третье решение – нанять и обучить 90 сотрудников.
Следующий этап: определим риски, связанные с каждым решением. Для определения величин (vi2) возведем в квадрат все элементы матрицы решений (в у.е.), в результате получим следующие данные (табл. 13).
Таблица 13
Показатели |
Состояние спроса | ||||
2000 |
3000 |
4000 |
5000 | ||
Варианты решения |
Нанять и обучить 50 сотрудников |
324 |
289 |
256 |
225 |
70 сотрудников |
196 |
729 |
676 |
625 | |
90 сотрудников |
100 |
529 |
1296 |
1225 | |
120 сотрудников |
36 |
361 |
1024 |
2025 | |
Вероятность |
0,1 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
Рассчитаем математическое ожидание квадрата дохода по каждому решению:
Е1=6827,5 руб.
Е2=16107,5 руб.
Е3=19467,5 руб.
Е4=19847,5 руб.
Средние квадратические отклонения дохода по решениям буду равны:
б 1=0,92
б 2=3,78
б 3=8,11
б 4=11,99
Коэффициенты вариации:
v 1=5,6%
v 2=15,1%
v 3=30,4%
v 4=47%.
Сопоставление риска и среднего дохода по каждому решению позволяет сделать более обоснованный выбор. Так, хотя оптимальным решением является третье решение (90 сотрудников), но оно при разнице в среднем доходе около 40000 руб. (около 6%) со вторым решением (70 сотрудников) имеет более чем в два раза меньший риск. Таким образом, решение о наборе и обучении 70 сотрудников выигрывает и является оптимальным по соотношению средний доход/риск.
В то же время, если исходить из предпосылки, что определить вероятность величины спроса не представляется возможным, возникают условия неопределенности. Как было отмечено в первой главе курсовой работы, в условиях неопределенности могут применяться несколько критериев: максиминный критерий Вальда; минимаксный критерий Сэвиджа и критерий Лапласа-Байеса.
Для того чтобы принять решение на основе данных критериев воспользуемся уже построенной матрицей решений (платежной матрицей) без учета вероятностей (см. табл. 14).
Согласно критерию Вальда
(иногда называемого критерием
А1 – 3750000 руб.;
А2 – 3500000
А3 – 250000;
А4 – 1500000.
Таблица 14
Матрица решений
Показатели |
Состояние спроса | ||||
2000 |
3000 |
4000 |
5000 | ||
Варианты решения |
Нанять и обучить 50 сотрудников |
4500000 |
4250000 |
4000000 |
3750000 |
70 сотрудников |
3500000 |
6750000 |
6500000 |
6250000 | |
90 сотрудников |
2500000 |
5750000 |
9000000 |
8750000 | |
120 сотрудников |
1500000 |
4750000 |
8000000 |
11250000 | |
Вероятность состояния спроса неизвестна |
Из данных минимальных выигрышей максимальным является 150000 долл. США. Следовательно, из логики данного подхода должно быть принято решение нанять и обучить 50 сотрудников.
Для того чтобы воспользоваться критерием Сэвиджа, необходимо построить матрицу потерь (матрицу сожалений) (см. табл. 15).
В соответствии с этим критерием, если требуется в любых условиях избежать большого риска, оптимальным будет такое решение, для которого максимальный при различных вариантах условий риск окажется минимальным.
Таким образом, определяем максимальный проигрыш по каждому варианту решения:
А1 – 7500000 руб.
А2 – 5000000 руб.;
А3 – 2500000 руб.;
А4 – 3000000 руб.
Таблица 15
Матрица потерь
Показатели |
Состояние спроса | ||||
2000 |
3000 |
4000 |
5000 | ||
Варианты решения |
Нанять и обучить 50 сотрудников |
0 |
2500000 |
5000000 |
7500000 |
70 сотрудников |
1000000 |
0 |
2500000 |
5000000 | |
90 сотрудников |
2000000 |
1000000 |
0 |
2500000 | |
120 сотрудников |
3000000 |
2000000 |
1000000 |
0 | |
Вероятность состояния спроса неизвестна |