Теоретические основы разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является выявление основных методов разработки и выбора управленческих решений, которые могут быть использованы специалистами отечественных предприятий в условиях неопределенности и риска.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотрение сущности и содержания управленческих решений;
анализ алгоритма процесса разработки, выбора и принятия управленческих решений;
изучение основных методов и приемов, которые могут быть использованы при разработке и принятии решений в условиях риска и неопределенности;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности 5
1.1. Основные методы разработки и выбора управленческого решения в условиях риска и неопределенности 5
1.2. Методы анализа и учета риска при принятии управленческих решений……………………………………………………………………………9
2. Принятие решений в хозяйственной деятельности ООО «Санши-beauty» 17
2.1. Краткая характеристика и анализ деятельности ООО «Санши-beauty» 17
2.2. Процедура разработки и принятия управленческих решений ООО «Санши-beauty» 21
2.4. Учет рисков при принятии управленческих решений в ООО «Санши-beauty» 28
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Приложение 40

Работа состоит из  1 файл

Настя.doc

— 375.00 Кб (Скачать документ)

 

Минимальным проигрышем из максимальных характеризуется третий вариант решения. Соответственно необходимо принять решение о найме и обучении 90 сотрудников.

Согласно критерию Лапласа-Байеса, если вероятность состояния среды  неизвестна, варианты условий должны приниматься как равные. В этом случае выбирается альтернатива, характеризующаяся самой предполагаемой стоимостью при условии равных вероятностей.

Произведем необходимые  расчеты:

 

Е1=4125000 руб.

Е2=8000000 руб.

Е3=6500000 руб.

Е4=6375000 руб.

Следовательно, по критерию Лапласа-Байеса оптимальным будет  решение о найме и обучении 90 сотрудников.

Таким образом, используя  совокупность нескольких методов и  критериев руководство компании ООО «Санши-beauty» может принять более обоснованное управленческое решение в области персонала, направленное на реализацию выбранной стратегии развития.

 

 

2.4. Учет рисков  при принятии управленческих  решений в ООО «Санши-beauty»

 

 

Принятие решения о  строительстве гипермаркета требует  экономического обоснования его эффективности с учетом риска. Для этого воспользуемся положениями и методами, рассмотренными в третьем параграфе первой главы.

Прежде всего, необходимо составить план доходов и расходов по данному проекту.

Первый этап – составление  сметы капитальных затрат (табл. 16).

Таблица 16

Смета капитальных затрат по приобретению объектов основных средств

Статьи расходов

Сумма, тыс.руб.

1

2

1.Стоимость расходов  по строительству здания;

2.Укомплектование здания  необходимым оборудованием

В том числе:

а) стоимость оборудования по ценам изготовителя;

б) транспортно-заготовительные  расходы;

в) расходы по монтажу, наладке и пуску

3.Сметная стоимость  автостоянки

4.Офисное оборудование

5.Сметная стоимость  точек общественного питания  и других услуг

35000

21750

 

15000

1750

5000

8000

2500

8000

ВСЕГО затрат

75250


Способ начисления амортизации  – линейный;

Средневзвешенная норма  амортизационных отчислений – 8,5%

Сумма амортизации за месяц: 533 тыс. руб.

Сумма амортизации за год: 6396 тыс. руб.

 

Следующий этап – определение  возможных рисков и методов их снижения (табл. 17).

Таблица 17

Виды рисков и методы их снижения

Вид риска

Степень риска

Методы снижения риска

1

2

3

1.Неблагоприятные изменения рыночной  конъюнктуры

Неизбежный

1.Глубокое маркетинговое исследование  рынка, проводимое систематически;

2.Применение прогрессивных методов  обслуживания клиентов

2.Противодействие конкурентов.  Недобросовестная конкуренция

Допустимый

1.Использование методов судебной  защиты;

2.Отслеживание конъюнктуры рынка;

3.Использование аппарата маркетинга

3.Инфляционные процессы

Допустимый

1.Проведение разумно обоснованной  ценовой политики: рост цен не  отстаёт от уровня инфляции

4.Форс-мажорные обстоятельства

Чрезмерный

1.Страхование имущества и клиентов

5.Финансовые риски

Неизбежный

1.Создание высокого финансово-кредитного потенциала


 

Проект рассчитан на пять лет (табл. 18). При этом:

1. Коэффициент загрузки  гипермаркета составляет 0,75 в первый  год реализации проекта. Объем  продаж ежегодно возрастает на 5%;

2. Выручка от прочих  услуг принята укрупнено, в размере 10% от выручки от основной деятельности;

3. Ежегодный рост цен  составляет 10%.

Таблица 18

Выручка от продаж (прогноз) при реализации проекта

Показатели

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

ВСЕГО

1

2

3

4

5

6

7

1.Объём реализованной продукции (предоставленных услуг), тыс. руб.

2.Прогнозируемая цена средней покупки, руб. (см. параграф 2.2 - $130)

3.Выручка от основной деятельности, тыс.руб.

4.Выручка от не основной деятельности, тыс.руб.

 

32850

 

3200

 

 

 

105120

 

10512

 

34493

 

3520

 

 

 

121410

 

12141

 

36217

 

3872

 

 

 

140230

 

14023

 

38028

 

4260

 

 

 

162000

 

16200

 

39930

 

4686

 

 

 

187110

 

18711

 

181518

 

-

 

 

 

715870

 

71587

5.ИТОГО выручка от продаж

 

115632

 

133551

 

154253

 

178200

 

205821

 

787458


 

Рассчитаем величину основных статей затрат (см. табл. 19).

Таблица 19

Смета основных статей затрат

Статьи расходов

Годы реализации проекта

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

1.Прямые материальные затраты;

2.Прямые расходы, связанные с  оплатой труда персонала;

3.Накладные расходы

 

3990

 

13860

30145

 

4390

 

15250

33160

 

4830

 

16870

36475

 

5310

 

18450

40120

 

5840

 

20290

44135

4.ИТОГО себестоимость 

 

 

47995

 

 

52800

 

 

58175

 

 

63880

 

 

70265


 

Составим план доходов  и расходов по проекту открытия гипермаркета, сведя все предыдущие расчеты  в единую таблицу (см. табл. 20).

Таблица 20

План доходов и расходов по годам реализации проекта (тыс.руб.)

Показатели

Годы реализации проекта

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

1.Выручка от продажи;

2.Себестоимость реализованной  продукции;

3.Валовая прибыль;

4.Расходы на продажи;

5.Общие и административные расходы;

6.Прибыль от продажи;

7.Выплата процентов за пользование  кредитом (16%);

8.Прибыль до налогообложения;

9.Налог на прибыль по ставке 24%;

10.Чистая прибыль;

11.Выплата процентов за пользование  кредитом по ставке;

12.Погашение основной суммы кредита;

13.Нераспределённая прибыль 

115632

 

47995

67637

17149

 

10016

40472

 

4800

35672

 

8561

 

27111

 

2700

 

15000

 

9411

133551

 

52800

80751

18864

 

11018

50869

 

2400

48469

 

11633

 

36836

 

1350

 

15000

 

20486

154253

 

58175

96078

20750

 

12119

63209

 

-

63209

 

15170

 

48039

 

-

 

-

 

48039

178200

 

63880

114320

22825

 

13331

78164

 

-

78164

 

18759

 

59405

 

-

 

-

 

59405

205821

 

70265

135556

25108

 

14664

95784

 

-

95784

 

22988

 

72796

 

-

 

-

 

72796


 

Теперь, имея, все необходимые данные мы можем учесть возможные риски при наших расчетах с использованием обозначенных ранее методов (в параграфе 1.3).

Критический объём продаж может быть рассчитан с использованием маржинального дохода, который определяется как разность между выручкой и  переменными издержками. Расчёт показателей  приведён в табл. 21.

Таблица 21

Расчёт критического объёма продаж и зоны безопасности

Показатели

Годы реализации проекта

Отклонение 5 года от 1 года

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

1.Выручка от продажи, тыс.руб.;

2.Пременные издержки, тыс.руб.

3.Маржинальный доход, тыс.руб.;

4.Удельный маржинальный доход;

5.Постоянные издержки, тыс.руб.;

6.Точка безубыточности, тыс.руб.;

7.Запас финансовой прочности,  тыс.руб.

 

115632

 

47995

 

67637

 

0,585

 

27165

 

 

46441

 

+69191

 

133551

 

52800

 

80751

 

0,605

 

30983

 

 

51242

 

+82309

 

154253

 

58175

 

96078

 

0,623

 

32869

 

 

32771

 

+101482

 

178200

 

63880

 

114320

 

0,642

 

36156

 

 

56359

 

+121841

 

205821

 

70265

 

135556

 

0,659

 

39772

 

 

60338

 

+145433

 

+90189

 

+222270

 

+67919

 

+0,074

 

+12607

 

 

+13947

 

+76242


 

Таким образом, запас  финансовой прочности гипермаркета постоянно растёт, увеличившись за годы реализации проекта более чем вдвое.

Для оценки эффективности  проекта используем метод чистой приведённой стоимости, который  основан на сопоставлении дисконтированной стоимости денежных поступлений  за прогнозируемый период и инвестиций. Под денежными поступлениями понимается сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений.

Еще один важный шаг –  это определение нормы (ставки) дисконтирования, которую мы будем использовать при  расчетах. Приемлемая норма доходности на капитал руководством ООО «Санши-beauty» установлена на уровне 12%. Но необходимо сделать поправку на риск, воспользовавшись данными из табл. 8. Согласно данным таблицы, открытие гипермаркета может характеризоваться в наших условиях низкой степенью риска. Рекомендуется сделать поправку на риск в размере 4%. Следовательно, при расчете используем норму (ставку) дисконтирования 16% (0,16).

Имеем:

 

NPV=24411+6396/(1+0,16)/+35486+6396/(1+0,16)2+48039+6396/(1+0,16)3+59405+6396/(1+0,16)4+72796+6396/(1+0,16)5=30807/1,16+41882/1,346+54435/1,561+65801/1,811+79192/2,1-75250=26558+31116+34872+36334+37771-75250=+91341 тыс.руб.

 

Таким образом, проект экономически эффективен (NPV>0), даже с учетом возможного риска. При этом срок окупаемости проекта не превысит трёх лет. 

Следовательно, мы обосновали экономическую целесообразность принятия управленческого решения о строительстве  гипермаркета в условиях риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Разработка качественного управленческого решения в максимальной степени возможна лишь при  соблюдении определенной методологии. Проблеме методологии процесса разработки управленческого решения всегда уделялось внимание представителями управленческой мысли. Начиная с Макса Вебера и по настоящее время, происходит наполнение и развитие методологии процесса разработки решения. Представители классической школы менеджмента определили порядок разделения административных задач при разработке управленческого решения. Советские ученые внесли свой вклад методами планирования и линейного программирования в развитие методологии. Особого внимания заслуживает кибернетический подход к разработке решений, известный как теория принятия решений. Очень интересен японский опыт групповых форм разработки решения. Усложнение хозяйственной практики, возрастание конкуренции, возникновение принципиально новых проблем перед предприятиями постоянно подталкивает специалистов к поиску и разработке новых инструментов и методов принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности. Российские реформы и экономическое развитие последних лет также вызывают необходимость изучения зарубежного  опыта, формирования современной отечественной методологической базы разработки управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

Информация о работе Теоретические основы разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности