Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:46, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных методов разработки и выбора управленческих решений, которые могут быть использованы специалистами отечественных предприятий в условиях неопределенности и риска.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
рассмотрение сущности и содержания управленческих решений;
анализ алгоритма процесса разработки, выбора и принятия управленческих решений;
изучение основных методов и приемов, которые могут быть использованы при разработке и принятии решений в условиях риска и неопределенности;
Введение 3
1. Теоретические основы разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности 5
1.1. Основные методы разработки и выбора управленческого решения в условиях риска и неопределенности 5
1.2. Методы анализа и учета риска при принятии управленческих решений……………………………………………………………………………9
2. Принятие решений в хозяйственной деятельности ООО «Санши-beauty» 17
2.1. Краткая характеристика и анализ деятельности ООО «Санши-beauty» 17
2.2. Процедура разработки и принятия управленческих решений ООО «Санши-beauty» 21
2.4. Учет рисков при принятии управленческих решений в ООО «Санши-beauty» 28
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Приложение 40
Минимальным проигрышем из максимальных характеризуется третий вариант решения. Соответственно необходимо принять решение о найме и обучении 90 сотрудников.
Согласно критерию Лапласа-Байеса, если вероятность состояния среды неизвестна, варианты условий должны приниматься как равные. В этом случае выбирается альтернатива, характеризующаяся самой предполагаемой стоимостью при условии равных вероятностей.
Произведем необходимые расчеты:
Е1=4125000 руб.
Е2=8000000 руб.
Е3=6500000 руб.
Е4=6375000 руб.
Следовательно, по критерию Лапласа-Байеса оптимальным будет решение о найме и обучении 90 сотрудников.
Таким образом, используя совокупность нескольких методов и критериев руководство компании ООО «Санши-beauty» может принять более обоснованное управленческое решение в области персонала, направленное на реализацию выбранной стратегии развития.
Принятие решения о строительстве гипермаркета требует экономического обоснования его эффективности с учетом риска. Для этого воспользуемся положениями и методами, рассмотренными в третьем параграфе первой главы.
Прежде всего, необходимо составить план доходов и расходов по данному проекту.
Первый этап – составление сметы капитальных затрат (табл. 16).
Таблица 16
Смета капитальных затрат по приобретению объектов основных средств
Статьи расходов |
Сумма, тыс.руб. |
1 |
2 |
1.Стоимость расходов по строительству здания; 2.Укомплектование здания необходимым оборудованием В том числе: а) стоимость оборудования по ценам изготовителя; б) транспортно-заготовительные расходы; в) расходы по монтажу, наладке и пуску 3.Сметная стоимость автостоянки 4.Офисное оборудование 5.Сметная стоимость точек общественного питания и других услуг |
35000 21750
15000 1750 5000 8000 2500 8000 |
ВСЕГО затрат |
75250 |
Способ начисления амортизации – линейный;
Средневзвешенная норма амортизационных отчислений – 8,5%
Сумма амортизации за месяц: 533 тыс. руб.
Сумма амортизации за год: 6396 тыс. руб.
Следующий этап – определение возможных рисков и методов их снижения (табл. 17).
Таблица 17
Виды рисков и методы их снижения
Вид риска |
Степень риска |
Методы снижения риска |
1 |
2 |
3 |
1.Неблагоприятные изменения |
Неизбежный |
1.Глубокое маркетинговое 2.Применение прогрессивных |
2.Противодействие конкурентов. |
Допустимый |
1.Использование методов 2.Отслеживание конъюнктуры 3.Использование аппарата марке |
3.Инфляционные процессы |
Допустимый |
1.Проведение разумно |
4.Форс-мажорные обстоятельства |
Чрезмерный |
1.Страхование имущества и |
5.Финансовые риски |
Неизбежный |
1.Создание высокого финансово-кредитного потенциала |
Проект рассчитан на пять лет (табл. 18). При этом:
1. Коэффициент загрузки гипермаркета составляет 0,75 в первый год реализации проекта. Объем продаж ежегодно возрастает на 5%;
2. Выручка от прочих услуг принята укрупнено, в размере 10% от выручки от основной деятельности;
3. Ежегодный рост цен составляет 10%.
Таблица 18
Выручка от продаж (прогноз) при реализации проекта
Показатели |
1 год |
2 год |
3 год |
4 год |
5 год |
ВСЕГО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Объём реализованной продукции (предоставленных услуг), тыс. руб. 2.Прогнозируемая цена средней покупки, руб. (см. параграф 2.2 - $130) 3.Выручка от основной 4.Выручка от не основной |
32850
3200
105120
10512 |
34493
3520
121410
12141 |
36217
3872
140230
14023 |
38028
4260
162000
16200 |
39930
4686
187110
18711 |
181518
-
715870
71587 |
5.ИТОГО выручка от продаж |
115632 |
133551 |
154253 |
178200 |
205821 |
787458 |
Рассчитаем величину основных статей затрат (см. табл. 19).
Таблица 19
Смета основных статей затрат
Статьи расходов |
Годы реализации проекта | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Прямые материальные затраты; 2.Прямые расходы, связанные с оплатой труда персонала; 3.Накладные расходы |
3990
13860 30145 |
4390
15250 33160 |
4830
16870 36475 |
5310
18450 40120 |
5840
20290 44135 |
4.ИТОГО себестоимость |
47995 |
52800 |
58175 |
63880 |
70265 |
Составим план доходов и расходов по проекту открытия гипермаркета, сведя все предыдущие расчеты в единую таблицу (см. табл. 20).
Таблица 20
План доходов и расходов по годам реализации проекта (тыс.руб.)
Показатели |
Годы реализации проекта | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Выручка от продажи; 2.Себестоимость реализованной продукции; 3.Валовая прибыль; 4.Расходы на продажи; 5.Общие и административные рас 6.Прибыль от продажи; 7.Выплата процентов за 8.Прибыль до налогообложения; 9.Налог на прибыль по ставке 24%; 10.Чистая прибыль; 11.Выплата процентов за 12.Погашение основной суммы 13.Нераспределённая прибыль |
115632
47995 67637 17149
10016 40472
4800 35672
8561
27111
2700
15000
9411 |
133551
52800 80751 18864
11018 50869
2400 48469
11633
36836
1350
15000
20486 |
154253
58175 96078 20750
12119 63209
- 63209
15170
48039
-
-
48039 |
178200
63880 114320 22825
13331 78164
- 78164
18759
59405
-
-
59405 |
205821
70265 135556 25108
14664 95784
- 95784
22988
72796
-
-
72796 |
Теперь, имея, все необходимые данные мы можем учесть возможные риски при наших расчетах с использованием обозначенных ранее методов (в параграфе 1.3).
Критический объём продаж может быть рассчитан с использованием маржинального дохода, который определяется как разность между выручкой и переменными издержками. Расчёт показателей приведён в табл. 21.
Таблица 21
Расчёт критического объёма продаж и зоны безопасности
Показатели |
Годы реализации проекта |
Отклонение 5 года от 1 года | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Выручка от продажи, тыс.руб. 2.Пременные издержки, тыс.руб. 3.Маржинальный доход, тыс.руб. 4.Удельный маржинальный доход; 5.Постоянные издержки, тыс.руб.; 6.Точка безубыточности, тыс.руб.; 7.Запас финансовой прочности, тыс.руб. |
115632
47995
67637
0,585
27165
46441
+69191 |
133551
52800
80751
0,605
30983
51242
+82309 |
154253
58175
96078
0,623
32869
32771
+101482 |
178200
63880
114320
0,642
36156
56359
+121841 |
205821
70265
135556
0,659
39772
60338
+145433 |
+90189
+222270
+67919
+0,074
+12607
+13947
+76242 |
Таким образом, запас финансовой прочности гипермаркета постоянно растёт, увеличившись за годы реализации проекта более чем вдвое.
Для оценки эффективности проекта используем метод чистой приведённой стоимости, который основан на сопоставлении дисконтированной стоимости денежных поступлений за прогнозируемый период и инвестиций. Под денежными поступлениями понимается сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений.
Еще один важный шаг – это определение нормы (ставки) дисконтирования, которую мы будем использовать при расчетах. Приемлемая норма доходности на капитал руководством ООО «Санши-beauty» установлена на уровне 12%. Но необходимо сделать поправку на риск, воспользовавшись данными из табл. 8. Согласно данным таблицы, открытие гипермаркета может характеризоваться в наших условиях низкой степенью риска. Рекомендуется сделать поправку на риск в размере 4%. Следовательно, при расчете используем норму (ставку) дисконтирования 16% (0,16).
Имеем:
NPV=24411+6396/(1+0,16)/+
Таким образом, проект экономически эффективен (NPV>0), даже с учетом возможного риска. При этом срок окупаемости проекта не превысит трёх лет.
Следовательно, мы обосновали
экономическую целесообразность принятия
управленческого решения о
Эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений. Разработка качественного управленческого решения в максимальной степени возможна лишь при соблюдении определенной методологии. Проблеме методологии процесса разработки управленческого решения всегда уделялось внимание представителями управленческой мысли. Начиная с Макса Вебера и по настоящее время, происходит наполнение и развитие методологии процесса разработки решения. Представители классической школы менеджмента определили порядок разделения административных задач при разработке управленческого решения. Советские ученые внесли свой вклад методами планирования и линейного программирования в развитие методологии. Особого внимания заслуживает кибернетический подход к разработке решений, известный как теория принятия решений. Очень интересен японский опыт групповых форм разработки решения. Усложнение хозяйственной практики, возрастание конкуренции, возникновение принципиально новых проблем перед предприятиями постоянно подталкивает специалистов к поиску и разработке новых инструментов и методов принятия управленческих решений в условиях риска и неопределенности. Российские реформы и экономическое развитие последних лет также вызывают необходимость изучения зарубежного опыта, формирования современной отечественной методологической базы разработки управленческих решений в условиях риска и неопределенности.