Теории лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи - определение состава и структуры кадров, эффективность их использования, определение сущности и методов планирования производительности труда, роста его факторов и резервов, а также формирование кадрового потенциала организации.

Содержание

Введение .. 3
1.Классические и современные теории лидерства , 5
2.Сравнительная характеристика стилей руководства... ...... 13
3 .Организационно-экономическая характеристика ОАО «ДСК» 18
4.Оценка взаимосвязи социально-психологического портрета руководителя и стиля его руководства с системой взаимоотношений в коллективе ОАО
«ДСК» . . 24
5.Совершенствование руководства коллективом ОАО «ДСК» на основе
лидерства и улучшения стиля руководства .....28
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения. . ….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 77.32 Кб (Скачать документ)

Введение

      Актуальность темы определяется тем, что поиск правильного пути руководства людьми в организациях представляет собой сегодня сферу приложения усилий множества людей. В век повышенного спроса на информацию и творчество, быстрых перемен во внешнем мире, многое зависит от того, насколько умело управляют человеком в рыночной организации.

    Происходящие  в последнее время серьезные  изменения на российском рынке, заставляют заново переоценивать нормы и ценности руководства людьми в организациях. Специалисты утверждают, что самый быстрый и дешевый путь достижения фирмой конкурентоспособности состоит в приобретении способных, мыслящих руководителей. Спрос на талант руководителей не подвержен спаду, он сохраняется как в период экономического подъема, так и экономических кризисов. В свою очередь теоретические и практические разработки зарубежных и отечественных исследователей необходимо адаптировать к сложившейся в стране ситуации.

Во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится    кропотливая    организация,    и    каждодневное    управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.

       В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Одной из характеристик является стиль управления персоналом.

    Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом 
определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля 
руководства зависят мотивация работников, их отношение к труду, 
взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента 
имеет огромное значение в управлении и, на наш взгляд, обязательна и 
полезна для изучения.
 

    Объектом исследования является ОАО «ДСК».

    Цель  исследования - проанализировать и  исследовать влияние стиля руководства  и лидерства на эффективность  работы коллектива организации.

    Теоретико-методологической основой исследования составили: метод  эмпирического исследования, метод  теоретического исследования.

    Задачами курсовой работы являются:

  1. Рассмотреть классические и современные теории лидерства в управлении организацией и сравнительную характеристику стилей руководства; |
  2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО « ДСК»;
  3. Предложить направления совершенствование руководства коллективом ОАО «ДСК» на основе лидерства и улучшения стиля руководства.

    Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, пяти вопросов, заключения и списка использованных источников и приложений. 
 
 
 

1.Классические  и современные теории лидерства  в управлении

организацией

   Изучение  проблемы лидерства за последние  пятьдесят лет на Западе накопило большой фонд эмпирических данных, что многократно порождало надежду  на ее решение и столь же часто - разочарования. Первую серию этих надежд и разочарований вызвала "теория черт лидера", основывавшаяся на представлении о том, что лидеры являются носителями определенных качеств  и умений, присущих им, и только им, имеющих врожденный характер и обнаруживающихся независимо от особенностей ситуации или группы.

   Сначала на первый план вышли физические черты (рост, вес и т.д.). Быть выше других, иметь большой вес - такими представлялись признаки лидера не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова. Однако в 1948 году американский исследователь  Р.Стогдилл сравнил между собой  более ста двадцати исследований "черт лидера" и пришел к выводу об отсутствии серьезных научных  данных, позволяющих считать, что  лидерами становятся люди, обладающие какими-то особенными чертами характера  или специфическим набором этих черт.

  Поиски  детерминант лидерства как психологического явления уже в начале 50-х годов  смещаются в область изучения групповых взаимоотношений. Так  возникает "теория лидерства как  функции группы" (Г.Хомманс и  др.), в которой лидер понимается как лицо, в наибольшей степени  отвечающее социальным ожиданиям группы и наиболее последовательно придерживающееся ее норм и ценностей. К сожалению, она не имела доказательного характера  в связи с тем, что лидер, по определению, есть индивид, обладающий наибольшим статусом и престижем, что, естественно, свидетельствует о  том, что соответствует нормам и  ценностям, которые группа приписывает  лидеру.

    Наиболее общепринятой в западной социологии является "теория лидерства как функции ситуации" (Р.Бейлс, Т.Ныоком, А.Хейр). Наблюдая, как одни те же люди в разных группах могут занимать разное положение, играть в них различные роли (ребенок может быть "лидером" среди ребят своего двора и "ведомым" в классе; учитель может быть "лидером" в школе и лишаться этого положения в семье), ее авторы сделали вывод, что лидерство является не столько функцией личности или группы, сколько результатом сложного и многопланового влияния различных факторов при вхождении в различные ситуации.

  Данная  точка зрения, как правило, не подвергается пересмотру в современной социальной психологии, хотя и получает вместе с тем. ряд уточнений.

   Надо  сказать еще об одной типологии  лидерства, идущей от работ К.Левина, Р.Липпита и др., в которой за основу классификации принимается  стиль руководства: авторитарный, директивный  или же демократический, либеральный. .Как правило, в многочисленных работах западных социальных психологов подчеркиваются нежелательные последствия активности авторитарного лидера и оптимальность действия лидера демократического. Впрочем, в последнее время данная типология лидерства вызывает серьезные возражения своей прямолинейностью. Следует отметить, что многие социальные психологи справедливо критикуют психологические теории лидерства за неправомерные попытки перенести результаты лабораторного эксперимента в область явлений общественной жизни, где действуют многообразные социально-экономические факторы.

  В последнее время американские психологи, и прежде всего Ф.Фиддер, сделали  попытку построить "операциональную" модель лидерства. Это модель предполагает, что эффективность групповой  деятельности зависит от того, насколько  стиль лидера соответствует данной ситуации. Эффективность лидера определяется степенью свободы, которую допускает групповая  ситуация  и  которая  дает лидеру  возможность  осуществлять

влияние [2, с153].

    Фидлером была предложена идея АСО – assumed similarity of opposite

("предполагаемое  сходство противоположностей") - способ оценки стиля

руководства. Чем  выше у индивида АСО, тем больше он склонен замечать

недостатки, требовать  и контролировать, тем больше он ориентирован на

выполнение задачи группы, а не на улучшение межличностных  отношений.

Лица  с   высоким   АСО   соответствуют  психологической  характеристике

авторитарного стиля руководства: низкий АСО - признак  демократического

стиля.    Генеральная    идея,    заложенная    в    методику    АСО    -    это

противопоставление   лидера   группе.   Лидер   с   низким   АСО   выражает

тенденцию  членов  группы  и  поэтому заботится  не  столько  о цели  и

результатах их деятельности,  сколько об "отлаживании"  эмоциональных

контактов с  ними.

      Основой лидерства является специфический  тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

     Начиная с детских лет, следование за лидером  воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями.

     Ранняя  стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

    При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо

организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных

прав.  Этот вариант лидерских отношений  получил название отношений

«мастер—раб».   Власть   лидера   в   этом   случае   абсолютна   и   может

распространяться  на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества.

Обычно  изменение выбранного лидером курса  действий уже не во власти

последователей.

     Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется  в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные  задачи в наименее благоприятных  условиях. Это достигается путем  сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и  слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что  проведение каких-либо организационных  изменений зависит от наличия  у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер  часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах  остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.

     Данный  тип лидерских отношений до сих  пор существует в бизнесе и  является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе. Что касается деловых организаций в других сферах, то им более соответствуют типы лидерских отношений, которые будут рассмотрены ниже.

В целом  лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидерство  составной частью организации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку  они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку достижении организационных целей.

     Неудачи постигают лидеров по различным причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них достаточно одинаковых способностей и умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские.

     Лидер становится привлекательным для  последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет  достигнуто в результате его и  последователей усилий. Однако это  не любая цель или любое состояние  организации в будущем. В большей  степени это то, что последователи  хотят (неэффективное лидерство) или  могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем  существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает  воображение последователей и побуждает  их посвятить себя претворению его  в жизнь в той мере, в какой  они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в  последователей, заставляет их верить в успех дела.

     В передаче последователям видения в  такой форме, чтобы оно вселяло  в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование  эффективной коммуникации. В современных  условиях людей может побудить к  действиям факт их непосредственного  осознанного участия (через собственность  или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство — это не

Информация о работе Теории лидерства