Теории лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 14:11, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи - определение состава и структуры кадров, эффективность их использования, определение сущности и методов планирования производительности труда, роста его факторов и резервов, а также формирование кадрового потенциала организации.

Содержание

Введение .. 3
1.Классические и современные теории лидерства , 5
2.Сравнительная характеристика стилей руководства... ...... 13
3 .Организационно-экономическая характеристика ОАО «ДСК» 18
4.Оценка взаимосвязи социально-психологического портрета руководителя и стиля его руководства с системой взаимоотношений в коллективе ОАО
«ДСК» . . 24
5.Совершенствование руководства коллективом ОАО «ДСК» на основе
лидерства и улучшения стиля руководства .....28
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения. . ….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 77.32 Кб (Скачать документ)

железная  или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям

последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении

их в  групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно  задают себе вопросы типа: Что у  меня хорошо получается? В чем мои  сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше? Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство — это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.

     Экспертная  власть может помочь лидеру вести  последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

     Другая  ситуация наблюдается в случае, когда  лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и  последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.

     Право на власть приобретается лидером  в ходе его карьеры и исходит  из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер  может пользоваться    только    до    того    момента,    пока    это    признается    его

последователями и принимается ими как указание к действию.[9, c 45]

 

      

     Власть  информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями  и умением лидера соединять на уровне несоединяемые внизу концы информационных потоков.

     Принятие  решения как источник власти важно  для лидера на этапе его «последнего  слова», которого, как правило, ждут от него

     последователи. Эффективное лидерство предполагает активное участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень «решительности» у самого лидера.

     Вознаграждение  и принуждение как источники  власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем  месячной премией или выговором.

     Власть  над ресурсами используется эффективным  лидером для сбалансирования  недостатков и улучшения состояния  дел.

     Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем  создания так называемых сетевых  структур, способствующих поддержанию  эффективного лидерства на должном  уровне без количественного роста  организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных  и имеющихся у него основ и  источников власти, так как это  является одним из главных условий  эффективного лидерства.

    Существуют  два похода к изучению стиля руководства:

      Поведенческие теории, рассматривающие  проблему с позиции поведения  руководителя, стремящегося эффективно  организовать деятельность подчиненных ему работников.

       Ситуационные теории, исследующие  стиль руководства в контексте  ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные

качества подчиненных, наличие профсоюза и т.п.[5,с 132]

       

        Подводя   итог   сказанному,  мы   можем   утверждать,   что   каждая

организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей

и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая

рядом способностей. Каждый руководитель является творцом  того стиля

управления, который  он применяет на практике. Но при  этом он учитывает

множество   объективных   и   субъективных   условий   и   обстоятельств,   в

зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль

представляет   собой   социальное   явление,   так   как   в   нем   отражены

мировоззрение и убеждения руководителя, а так  же он во многом определяет

результаты деятельности всей системы.

 

     

2.Сравнительная  характеристика стилей руководства 

                 Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.

             Каждый руководитель в процессе  управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей; как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

                 Объективно, какой бы стиль не  был избран руководителем, его  выбор определяется сознательной  целью, которая характеризует  способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции    регулирования    взаимоотношений    в    коллективе,    характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

       Изучение  стиля руководства и само возникновение  этого понятия связаны с именем известного психолога К. Левина. В 30-е  годы вместе со своими сотрудниками провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный).

       Рассмотрим  основные стили руководства, которые  выделил в своих исследованиях К. Левин. ( рис. 1) 

    Автократичный                                                          Либеральный 
    \ Демократический /
     

              Стили руководства   

Рис 1.  Автократично-либеральный   континуум   стилей 
руководства.
 

      Авторитарный  стиль руководства (автократический, директивный, 
административный). Отличается чрезмерной централизацией власти, 
самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности 
организации, ограничением контактов с подчиненными. Существуют 
разновидности       авторитарного       стиля:
 «эксплуататорский»       и «благожелательный».

       «Эксплуататорский»  авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.

       Сотрудники  относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей

правоты. В целом  в результате этого в организации  или подразделении

формируется    неблагоприятный    морально-психологический    климат,    и

создается атмосфера для развития производственных конфликтов.

       При более мягкой «благожелательной» разновидности  авторитарного 
стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется 
при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, 
может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, 
психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства 
предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в 
ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно 
минимально.
 

       Появление руководителя-автократа связано  с особенностями его характера. В большинстве случаев это властные, настойчивые и упорные люди, с преувеличенными представлениями о собственных способностях, обладающие большим стремлением к престижности и власти. По темпераменту «они являются холериками.

       Демократический стиль руководства (коллегиальный). Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.

       На практике выделяют две разновидности  демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, стремиться использовать все лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение, а наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений подсказывается им сверху.  Подчиненные  стараются  оказать  своему начальнику  помощь  и

поддержать морально в необходимых случаях.

       «Партисипативная» разновидность демократического стиля  руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.

       Обычно  демократический стиль управления применяется в том случае, когда исполнители хорошо разбираются в выполняемой работе, и могут внести в нее новизну и творчество.

      Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.

      При этом поощрение и наказание отступают  на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения и стараются найти путь их реализации в рамках предоставленных полномочий. Они не догадываются, что руководитель все уже заранее продумал и создал для этого процесса необходимые условия, которые предопределяют конечный результат. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе.

Информация о работе Теории лидерства