Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 14:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение трудовых ресурсов предприятия. Основные задачи - определение состава и структуры кадров, эффективность их использования, определение сущности и методов планирования производительности труда, роста его факторов и резервов, а также формирование кадрового потенциала организации.
Введение .. 3
1.Классические и современные теории лидерства , 5
2.Сравнительная характеристика стилей руководства... ...... 13
3 .Организационно-экономическая характеристика ОАО «ДСК» 18
4.Оценка взаимосвязи социально-психологического портрета руководителя и стиля его руководства с системой взаимоотношений в коллективе ОАО
«ДСК» . . 24
5.Совершенствование руководства коллективом ОАО «ДСК» на основе
лидерства и улучшения стиля руководства .....28
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения. . ….39
железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям
последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении
их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше? Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Известно также, что лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организации или в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство — это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.
Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили в то, что лидер имеет больше специальных знаний в определенной области, чем они. Однако в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.
Другая ситуация наблюдается в случае, когда лидер пользуется властью примера, так как она является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера последователями. Данный источник власти исходит непосредственно от последователей, и для этого лидеру необходимо «найти» своих обожателей, а не наоборот.
Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться только до того момента, пока это признается его
последователями и принимается ими как указание к действию.[9, c 45]
Власть
информации в лидерском варианте
связана с индивидуальными
Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его «последнего слова», которого, как правило, ждут от него
последователи.
Эффективное лидерство
Вознаграждение и принуждение как источники власти в рамках эффективного лидерства больше ассоциируются с возможностью быть или не быть в одной «упряжке» с эффективным лидером, нежели чем месячной премией или выговором.
Власть
над ресурсами используется эффективным
лидером для сбалансирования
недостатков и улучшения
Все большее значение для достижения эффективного лидерства играет власть связей, реализуемая, в частности, путем создания так называемых сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.
Существуют два похода к изучению стиля руководства:
Поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции поведения руководителя, стремящегося эффективно организовать деятельность подчиненных ему работников.
Ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные
качества подчиненных, наличие профсоюза и т.п.[5,с 132]
Подводя итог сказанному, мы можем утверждать, что каждая
организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей
и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая
рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля
управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает
множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в
зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль
представляет собой социальное явление, так как в нем отражены
мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет
результаты деятельности всей системы.
2.Сравнительная
характеристика стилей
Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме.
Каждый руководитель в
Объективно, какой бы стиль не
был избран руководителем, его
выбор определяется
Изучение стиля руководства и само возникновение этого понятия связаны с именем известного психолога К. Левина. В 30-е годы вместе со своими сотрудниками провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный).
Рассмотрим
основные стили руководства, которые
выделил в своих исследованиях
К. Левин. ( рис. 1)
Автократичный
Либеральный
\ Демократический /
Стили
руководства
Рис 1.
Автократично-либеральный континуум
стилей
руководства.
Авторитарный
стиль руководства (автократический,
директивный,
административный). Отличается чрезмерной
централизацией власти,
самовластным решением всех вопросов,
касающихся деятельности
организации, ограничением контактов
с подчиненными. Существуют
разновидности авторитарного
стиля: «эксплуататорский»
«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.
Сотрудники относятся к приказам руководителя безразлично или негативно, радуются любой его ошибке, находят в ней подтверждение своей
правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении
формируется неблагоприятный морально-психологический климат, и
создается атмосфера для развития производственных конфликтов.
При
более мягкой «благожелательной» разновидности
авторитарного
стиля руководитель относится к подчиненным
снисходительно, интересуется
при принятии решений их мнением, но, несмотря
на его обоснованность,
может поступить по-своему. Если это делается
демонстративно,
психологический климат ухудшается. Данный
стиль руководства
предоставляет подчиненным определенную
самостоятельность, пусть даже в
ограниченных пределах. Мотивирование
страхом здесь присутствует, но оно
минимально.
Появление
руководителя-автократа
Демократический стиль руководства (коллегиальный). Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением.
На практике выделяют две
поддержать морально в необходимых случаях.
«Партисипативная» разновидность демократического стиля руководства основана на том, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивают и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением.
Обычно
демократический стиль
Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для их работы, задает границы решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты.
При
этом поощрение и наказание