Теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:18, реферат

Описание

Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду. Почему некоторые лю­ди в одних и тех же условиях работают с интересом и удовольствием, а другие ворчат и недовольны? Почему для получения высокого результата одного челове­ка нужно похвалить, а другому больше заплатить? Что движет человеком, что по­буждает его к активной деятельности?

Содержание

Понятие мотивации
Первоначальные теории мотивации
Теория "X", "У" и "Z"
Содержательные теории мотивации
Теория потребностей Маслоу
Теория существования, связи и роста Альдерфера
Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда
Теория двух факторов Герцберга
Соотношение различных теорий мотивации
Процессуальные теории мотивации
Теория ожиданий
Теория справедливости Адсшса
Теория Портера-Лоулера
Концепция партисипативного управления
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

теории мотивации.doc

— 192.50 Кб (Скачать документ)

       потребности, находящиеся ближе к основанию "пирамиды", требуют перво­степенного удовлетворения;

       потребности более высокого уровня начинают активно воздействовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня;

       потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.

В соответствии с теорией Маслоу, существует пять групп потребностей (рис.2).

 

Физиологические потребности. К данной группе относятся потребности в пи­ще, воде, воздухе, убежище, сексе и т. п. — те. которые человек должен удовлетво­рять, чтобы выжить, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Люди, которые работают в основном из-за необходимости удовлетворения по­требностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концен­трируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве рабочего места, возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми не­обходимо, чтобы минимум заработной платы обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.

Потребность безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлени­ем и желанием людей находиться в стабильном и безопасном состоянии: иметь хорошее жилье, быть защищенным от страха, боли, болезней и других страданий. Люди, для которых первостепенными являются потребности этого рода, стремятся избегать стрессов, любят порядок, четкие правила, формальные структуры. Они оценивают свою работу в первую очередь с точки зрения обеспеченности и ста­бильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, медицин­ское страхование. Для управления такого рода людьми следует создавать надеж­ную систему социального страхования, применять справедливые правила регули­рования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не при­влекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связан­ных с риском и изменениями.

Потребность принадлежать к социальной группе. Человек стремится к уча­стию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, желает быть членом оп­ределенной группы людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п. Если для человека данная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на способ принадлежать к коллективу, во-вторых, как на возмож­ность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. Отно­шение к таким работникам со стороны руководства должно носить форму друже­ского партнерства, таким людям надо создать условия для общения на работе. Хо­роший результат дают бригадная форма организации труда, групповые мероприя­тия, выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том, что их ценят коллеги по работе.

Потребности признания и уважения. Данная группа потребностей отражает желание людей быть компетентными, сильными, способными, уверенными в себе, а также видеть, что окружающие признают их таковыми и уважают за это. Люди, испытывающие сильное влияние данной потребности, стремятся к лидерскому положению либо же к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении такими людьми надо использовать различные формы морального поощрения, выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть присвоение титулов и званий, освещение в прессе и упоминание руководством в публичных выступлениях их заслуг, вручение различного рода почетных наград.

Потребности самовыражения. Данная группа объединяет потребности, выра­жающиеся в стремлении человека к наиболее полному использованию своих зна­ний, способностей и умений для самоутверждения в бизнесе, менеджменте, поли­тике и т.п. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности дру­гих групп, носят индивидуальный характер. Это потребности человека в творчест­ве в широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к вос­приятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении такими людьми надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие макси­мально реализовывать способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности.

Теория потребностей Маслоу - одна из наиболее известных теорий мотивации. Она показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности. Однако в концепции есть ряд уязвимых моментов:

потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуацион­ных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.);

далеко не всегда наблюдается жесткое следование одной группы потребно­стей за другой, как это представлено в пирамиде Маслоу;

удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию. Потребности признания и самовыра­жения могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения и гасить физиологические потребности.

Теория существования, связи и роста Альдерфера

 

К. Альдерфер считает, что потребности человека могут быть объединены в от­дельные группы. Однако в отличие от пирамиды потребностей Маслоу, он счита­ет, что таких групп потребностей существует только три: потребности существования; потребности связи; потребности роста.

Потребности существования по Альдерферу включают в себя две группы по­требностей пирамиды Маслоу: безопасности и физиологические.

Потребность связи по Альдерферу отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальни­ков и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести полностью потреб­ности принадлежать к социальной группе, признания и уважения, которые связа­ны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которая свя­зана с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности груп­пы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию.

Эти три группы потребностей, также как и в теории Маслоу, расположены ие­рархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципи­альное различие. Согласно Маслоу, происходит движение от потребности к по­требности только снизу вверх: когда удовлетворены потребности нижнего уровня, человек переходит к следующей, более высокого уровня потребности. Альдерфер полагает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена по­требность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер думает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности служебного роста, у него опять "включаются" потребности связи. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовле­творяется на верхнем уровне, происходит переключение на более конкретную по­требность на нижнем уровне, что и определяет обратный ход сверху вниз.

 

Теория приобретенных потребностей Мак Клелланда

 

Теория Дэвида Мак Клелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей достижения, соучастия и властвования. Эти по­требности, если они достаточно сильны у человека, оказывают заметное воздейст­вие на его поведение, заставляя предпринимать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей.

Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Индивидуу­мы, имеющие высокую потребность достижения, готовы браться за работу, несу­щую в себе элементы вызова, что позволяет им самостоятельно ставить цели. Од­нако им очень трудно заниматься задачами, в решении которых нет ясного и ощу­тимого результата, наступающего достаточно быстро. Качество результата, а так­же качество их работы не обязательно являются наивысшими. Люди с данной по­требностью много и охотно работают, но не очень любят делиться работой с дру­гими. Совместно полученный результат их устраивает гораздо меньше, чем если бы этот результат они получили в одиночку.

Для регулирования уровня данной потребности важно проводить целенаправ­ленное обучение и соответствующим образом организовывать работу. В частно­сти, желательно включать в работу регулярную обратную связь, разбирать приме­ры успешного достижения целей, ставить труднодостижимые цели, пытаться кор­ректировать самооценку таких работников, которая, как правило, завышена.

Как ни странно, но люди с высокой потребностью достижения не достигают высших уровней в управленческой иерархии, т.к. там требуется принимать более рискованные решения и ставить более высокие цели, чем на это готовы пойти лю­ди с высоким уровнем потребности достижения. Поэтому с уверенностью можно сказать, что человеку, занимающемуся предпринимательской деятельностью ин­дивидуального типа, желательно иметь высокую потребность достижения. Если же человек работает на большом заводе, высокая потребность достижения может создавать много проблем ему и окружающим его членам коллектива.

Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отноше­ниям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются уста­навливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важно, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безраз­личны к ним и их действиям.

Индивиды с высокой потребностью соучастия предпочитают занимать в орга­низации такие позиции и выполнять такую работу, которые позволяют им нахо­диться в активном взаимодействии как со своими коллегами, так и с клиентами. Для успешной организации работы таких членов коллектива необходимо созда­вать условия, позволяющие им регулярно получать информацию о реакции окру­жающих на их действия, а также предоставляющие им возможность активного взаимодействия с достаточно широким кругом людей. Руководство организации должно регулярно оценивать уровень данной потребности у подчиненных им со­трудников, чтобы правильно и своевременно вносить корректировки в организа­цию их работы с учетом возможного изменения у отдельных сотрудников уровня потребности соучастия. Естественно, анализ уровня потребности соучастия дол­жен оцениваться и при приеме человека в коллектив.

Потребность властвования является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролиро­вать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Лица с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две взаимоисключающие группы. Первую группу составляют те. кто стремится к власти ради властвования. В первую очередь их привлекает сама возможность командовать другими. Инте­ресы организации для них часто отходят на второй план и даже теряют смысл, т. к. они концентрируют первостепенное внимание на своей руководящей позиции в организации, на своих возможностях властвовать, на своей силе в организации.

Ко второй группе относятся те лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Эти люди удовлетворяют свою потребность властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе достижения целей. При этом очень важно отметить, что они ищут возможности мотивирования людей на достижение этих целей и работают вместе с коллективом как над определением целей, так и над их достижением. Потребность властвования для этих людей — не стремление к удов­летворению своего тщеславия, а стремление к выполнению ответственной руко­водящей работы, связанной с решением организационных задач, что, кстати, так­же является стремлением к властному самоутверждению.

Мак Клелланд считает, что из трех рассматриваемых в его концепции потреб­ностей для успеха менеджера наибольшее значение имеет развитая потребность властвования второго типа. Поэтому исключительно важно, чтобы работа руково­дителя давала возможность менеджерам удовлетворять эту потребность. Потреб­ности, рассматриваемые Мак Клелландом, не расположены иерархически и могут иметь различную степень проявления. Так, потребность властвовать существует при низкой потребности соучастия.

 

Теория двух факторов Герцберга

 

Во второй половине 50-х гг. Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал новую модель мотивации, основанную на потребностях. Возглавляемая им группа исследователей попросила 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы ответить на следующие вопросы: "Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?" и "Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?".

Согласно выводам Герцберга, полученные ответы можно подразделить на две большие категории, которые он назвал "факторами условий труда" и "мотиви­рующими факторами".

Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществля­ется работа, а мотивации - с самим характером и сущностью работы. Согласно Герцбергу, при отсутствии или недостаточном проявлении факторов условий тру­да у человека возникает неудовлетворенность работой. Однако если они доста­точны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотиви­ровать человека на что-либо. В отличие от этого отсутствие или неадекватность мотиваций не приводит к неудовлетворенности работой. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффек­тивности деятельности.

Теория Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Факторы условий труда Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивации сравнимы с потребностя­ми высших уровней пирамиды Маслоу. Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. Маслоу рассматривал гигиенические факторы как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Если менеджер дает рабочему воз­можность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ будет работать лучше. Герцберг считает, что рабочий начнет обращать внимание на факторы условий труда, когда сочтет их несправедливыми.

Информация о работе Теории мотивации