Теория управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:57, методичка

Описание

Предмет теории управления. Общая теория управления. Предметная область теории управления. Экономические основы управления. Основные положения новой парадигмы управления. Новые подходы в управлении - важное условие углубления политических, социальных и экономических реформ в России. Необходимость формирования нового управленческого мышления.

Работа состоит из  1 файл

УМК_Теория управления укороченная.doc

— 369.50 Кб (Скачать документ)

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ТЕМА 1.  Предмет дисциплины «Теория управления»

Предмет теории управления. Общая теория управления. Предметная область теории управления. Экономические основы управления. Основные положения новой парадигмы управления. Новые подходы в управлении - важное условие углубления политических, социальных и экономических реформ в России. Необходимость формирования нового управленческого мышления.

Современное управление: проблемы и основные тенденции его  развития.

Инновационные подходы  в управлении – важнейшее условие  проведения политических, экономических  и социальных реформ в России.

Основные задачи в  формировании специалистов-управленцев (менеджеров). Профессия менеджера: качества менеджера и его основные  роли.

ТЕМА 2.  Эволюция управленческой мысли

Основные этапы развития теории управления. Условия и предпосылки  возникновения и развития теории управления. Природа управления и  исторические тенденции его развития.

Основные школы управления.

Первая школа научного менеджмента. Фредерик Тейлор – основоположник концепции научного управления. Вклад Френка и Лилии Гильбертов в теорию школы научного управления.

Административная школа  управления.

Анри Файоль – родоначальник  теории общих принципов организации. 14 принципов административного управления А.Файоля.

Школа человеческих отношений.

Вклад Элтона Мейо и Мэри Паркер Фоллет  в развитие школы  человеческих отношений. Поведенческие концепции и подходы к менеджменту, вклад в их формирование Дугласа Мак-Грегора, Фредерика Герцберга, Ренсиса Лайкерта.

Количественная школа  управления. Интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Современные концепции  и подходы к управлению. Системный  и ситуационный подходы к управлению. Концепция социальной ответственности корпорации, сформированная Честером Бернардом. Вклад Питера Друкера  о значении цели организации во главу управления.

Развитие управленческой мысли в России. Особенности управления экономикой России в 17-20 вв. Вклад российских специалистов в области научного управления.

ТЕМА 3. Основы теории управления

Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Организация как социальная система. Понятие организации и ее основные признаки, формальные и неформальные организации. Структура организации: понятие и основные признаки. Разделение труда и закрепление работы за специалистами.

Принципы управления: общие и частные. Объект и субъект  управления. Управление как процесс. Общая модель процесса управления. Уровни управления. Результативность и эффективность управления: принципы оценки, критерии и показатели. Пути повышения эффективности.

ТЕМА 4. Организация как объект управления. Внешняя и внутренняя среда

Внутренняя среда организации  и ее переменные факторы: цели, структура, задачи, технология, персонал. Организация как средство достижения целей. Технология как внутренний переменный фактор, средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Люди как мощный внутренний переменный фактор управления. Основные функциональные процессы управления организацией: производство, маркетинг, финансы, эккаунтинг, работа с персоналом, нововведения. организационная культура.

Внешняя среда организации, ее переменные факторы. Две сферы  внешнего  окружения организации: общее окружение – среда косвенного воздействия, непосредственное деловое  окружение – среда прямого воздействия.

Стратегическое управление: понятие, этапы.

ТЕМА 5. Структура управления организацией

Понятие организационной  структуры. Типы организационных структур управления. Схема организационной структуры. Характер связей организационных структур. Значение структуры организации в управлении. Факторы, учитываемые при построении структуры управления в организации. Основные правила создания организационных структур управления. Вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Анализ достоинств и  недостатков структур управления. Положения  о подразделениях управления и должностные  инструкции

Первичным элемент структуры  управления - служебная должность.

Линейная структура  управления, линейно-функциональная структура  управления, матричная структура  управления; преимущества и недостатки организационных структур управления.

ТЕМА 6. Методы теории управления

Понятие и классификация  методов управления. Направленность,  содержание и организационная форма методов управления.

Организационно-административные методы управления. Формы проявления организационно-административных методов. Типы подчинения менеджеру.

Экономические методы управления. Методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования. Роль экономических методов управления при рыночной системе хозяйствования.

Социально-психологические  методы управления. Методы исследования для выявления социально-психологических факторов. Социально-психологический климат организации. Приемы и способы социально-психологического воздействия. Метод мотивации.

Самоуправление. Частично и полностью самоуправляемые организации. Степень самоуправления. Экономические условия самоуправления.

 

РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ТЕМА 7. Функции  управления

Реализация функций  управления в сфере государственного управления и частного бизнеса: сходства и различия. Понятие и классификация  функций управления.

Общие и конкретные функции  управления.  Прогнозирование и планирование. Организация работы. Мотивация. Координация и регулирование. Контроль, учет, анализ.

Предпосылки возникновения  новых функций управления. Функция  маркетинга.

Основное содержание конкретных функций управления организацией.

 

ТЕМА 8. Планирование и прогнозирование в процессе управления

организацией

Сущность планирования. Этапы разработки планов. Виды планирования: стратегическое, тактическое и оперативное  планирование. Этапы стратегического  планирования. Реализация стратегического плана. Тактика, политика, процедуры, правила. Контроль за реализацией плана.

Понятие и виды прогнозов  в управлении. Принципы прогнозирования  системы организационного управления. Факторы, влияющие на процесс прогнозирования.

 

ТЕМА 9. Мотивация  персонала в организации

Понятие и модель мотивации. Развитие концепции мотивации разными  школами управления.

Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А.Маслоу; двухфакторная теория Ф.Герцберга; теория приобретенных потребностей Д.Макклеланда и теория ERG К.Альдерфера. Процессуальные теории мотивации: теория справедливости; теория ожиданий; модель Портера-Лоулера.

Современные системы  вознаграждения, используемые для усиления мотивации.

Понятие и классификация  методов управления.

Основные принципы управления людьми.

 

 

ТЕМА 10. Контроль, учет и анализ в процессе управления организацией

Понятие и виды контроля.  Предметом контроля. Контрольная  информация. Классификация: по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний), основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону), объему контроля (за объектом, за решениями, за результатами),  регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

Процесс контроля и выбор  варианта форм контроля.

Критерии принятия решения о контроле и организации процессов. Типы систем контроля и их содержание. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле.

Понятие и задачи учета  в организации.

Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности.

Основные разделы анализа.

 

ТЕМА 11. Процесс  принятия управленческих решений

Управленческое решение  – выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Критерии принятия решений. Стадии процесса принятия решений. Программируемые и непрограммируемые решения. Управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения, принятие решения, реализация решения. Обоснованные и интуитивные решения.  Содержание и этапы процесса принятия управленческих решений. Требования к разработке управленческих решений.

Виды управленческих решений. Моделирование ситуаций и  разработка решений. Методы и модели принятия решений.

ТЕМА 12. Организация выполнения управленческих решений

Делегирование, полномочия.

Роль ответственности в процессе управления. Виды и формы ответственности за выполнения управленческих решений. Собственная ответственность (обязанность отвечать за собственные действия). Чужая ответственность (обязанность отвечать за решения или действия других). Ответственность перед собою (случай, когда устанавливаемый нормы и исполнитель является одним лицом). Внешнюю ответственность (по отношению к внешним сферам деятельности предприятия). Внутреннюю ответственность (по отношению к внутренним сферам деятельности). Ответственность перед предприятием (учет интересов предприятия и его собственников). Определение отрицательных результатов в результате контроля. Определение персональной ответственности в результате анализа отклонений. Персональные меры поощрения и взыскания.

Координация и регулирование  в процессе управления по ситуациям. Методы и техника управления, применяемые  при координации и регулировании.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ПРОЦЕССЫ

ТЕМА 13. Информация и коммуникации в управлении

Понятие и значение информации и коммуникации. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы. Формы межличностных коммуникаций, их барьеры. Формы организационных коммуникаций и барьеры, возникающие на их пути.

Типы коммуникативных  сетей. Коммуникативные стили.

Управление коммуникациями в организации.

Критерии проектирования информационных и коммуникационных систем.

Информационные технологии.  Информационные технологии в интересах  принятия управленческих решений. Информационное обеспечение управления.

ТЕМА 14. Лидерство и  власть

Основные функции руководителя: стратегическая – выработка общего плана действий всей организации, экспертно-инновационная, административная – ее подфункции – контрольная, организационная, направляющая, кадровая, стимулирующая; коммуникационная, социальная. Положение руководителя, полномочия.

Власть руководителя. Авторитет руководителя. Имидж руководителя. Лидерство как высший стиль руководства. Методы и стиль руководства. Роль руководителя в формировании взаимоотношений  в коллективе. Организация руководителем своего  труда.

Природа лидерства и  его база. Баланс власти и ее формы.

Эффективный стиль руководства: подход с позиций личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. Классификация стилей руководства  в поведенческом подход к лидерству. Управленческая решетка.

Ситуационные теории руководства Фидлера, Херси-Бланша, Реддина и Врума-Йеттона.

Лидерство женщин.

 

ТЕМА 15. Управленческая этика и социальная ответственность

Понятие управленческой этики. Этика поведения управляющих  и управляемых. Критериальные подходы к принятию этичных решений.

Способы повышения этичности  поведения руководителей и рядовых  работников.

Социальная ответственность  организаций и ее соотношение  с юридической, экономической ответственностью. Области социальной ответственности организаций. Аргументы "за" и "против" социальной ответственности.

Правительство и социальная ответственность.

Реакция организации  на социальные требования окружения.

Проблемы этики и  социальной ответственности в отечественных организациях при переходе к рынку.

 

ТЕМА 16. Требования к руководителю и эффективный  стиль управления

Содержание труда руководителя. Управление деятельностью фирмы. Управление людьми (персоналом).

Стиль управления. Классификация  стилей  по разным критериям. Критерий участия исполнителей в управлении. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач. Деловая, потрфельная и функциональная стратегии.

Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций  управления. Авторитарный стиль управления. Диктаторский стиль управления. Автократический стиль управления. Бюрократический стиль управления. Патриархальный стиль управления. Благосклонный стиль управления.

Эффективность стиля  управления. Техника личной работы менеджера.

Информация о работе Теория управления