Теория управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:57, методичка

Описание

Предмет теории управления. Общая теория управления. Предметная область теории управления. Экономические основы управления. Основные положения новой парадигмы управления. Новые подходы в управлении - важное условие углубления политических, социальных и экономических реформ в России. Необходимость формирования нового управленческого мышления.

Работа состоит из  1 файл

УМК_Теория управления укороченная.doc

— 369.50 Кб (Скачать документ)

- Практически все военачальники  глубоко изучали принципы военного  дела, но прославились лишь некоторые  из них, например А.В. Суворов,  Г.К. Жуков. Почему?

- Какие роли выполняют люди в группе при выработке коллективного решения?

- Проанализируйте некоторые  из своих решений за после  дней месяц. Какие из них  были запрограммированы, а какие  нет?

- Было ли ваше решение  о поступлении на учебу в  вуз рациональным? Вспомните, прошли ли вы все стадии процесса принятия рационального решения? Если нет, то почему?

- Верно ли, что все  решения, принятые на основе  рациональных процедур, полностью  рациональны? Или все решения,  хотя бы частично, по своей  природе являются поведенческими? Приведите аргументы.

- Какие признаки характеризуют  полезную информацию? Как может  быть спроектирована информационная  система, чтобы учесть эти характеристики?

- Как сделать процесс  принятия решения в группе  наиболее эффективным?

 

4. Практическое  задание: разбор конкретной ситуации «Управление сокращением в фирме «Эффект»

Вы руководите отделом  маркетинга коммерческой фирмы «Эффект», занимающейся производством и реализацией  разнообразной продукции кожгалантереи  В фирме нет профсоюза

Ввиду недавнего сокращения фонда заработной платы Вам необходимо уволить одного из работников отдела Все работники занимают одинаковую должность «маркетолог» и получают примерно одинаковую заработную плату.

Квалификационные характеристики на каждого из кандидатов на сокращение представлены в приложении. 

Вопросы:

  1. Обоснуйте Ваши дальнейшие действия по разрешению данной управленческой ситуации.
  2. Попробуйте сформулировать проблему, предложите варианты ее решения и разработайте план по осуществлению выбранного варианта действия

 

Приложение

Квалификационные характеристики

Кандидаты на сокращение

 

Миронова Вера Владимировна

Колесников  Валерий Федорович

Филимонов Георгий  Николаевич

Колосова Елена  Михайловна

Возраст

34

27

45

51

Образование

высшее экономическое

среднее спец., учится на вечернем отделении экономического вуза

высшее техническое

высшее экономическое

Стаж работы в фирме

6 лет

2 года

4 года

12 лет

Семейное положение

Разведена, имеет двух детей-школьников

Холост, на иждивении  мать-пенсионерка

Женат, имеет 18 летнего  сына студента

Замужем, взрослые дети

Отношение к работе

Ответственный сотрудник, но работает медленно

Хороший работник, инициативен, предприимчив

Хороший работник, обязателен, аккуратен

Средний работник, недостаточно инициативна

Отношения в коллективе

Коллеги относятся к ней хорошо, общительна, но подвержена перепадам настроения

Всегда готов помочь, приятен в общении

Принципиален, интроверт, не очень ладит с коллегами

Пользуется авторитетом  в коллективе, общительна, всегда готова помочь

Перспективы карьеры

Хотела бы сохранить прежнюю должность

Хотел бы получить лучшую должность после окончания вуза

Хотел бы получить лучшую должность

Хотела бы сохранить  прежнюю должность


 

5. Практическое  задание: разбор конкретной ситуации «Городской конкурс»

В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством регионов государственные и муниципальные закупки, производимые на крупную сумму, должны осуществляться на конкурсной основе с помощью подрядных торгов.

Администрация крупного областного центра проводила конкурс на приобретение автобусов для нужд города. Необходимо было принять решение о закупке большой партии автобусов, которые в наибольшей степени удовлетворяли бы  требованиям комфортности, при этом стоимость их должна быть минимально возможной.  Для принятия важного управленческого решения был организован конкурс, однако в составе конкурсной комиссии не было компетентных специалистов, имеющих непосредственное отношение к эксплуатации городского автомобильного транспорта.

Вопросы:

  1. Ваше мнение по поводу решения администрации города о проведении конкурса на закупку крупной партии автобусов для нужд города?
  2. Какие рекомендации можно дать организаторам конкурса?

 

 

 

Тема 13. Информация и коммуникации в управлении (2 часа).

Цель: определение содержания информационных и коммуникационных процессов в организации.

1. Проблемные  вопросы:

  1. Понятие и значение коммуникаций в организации.
  2. Коммуникационный процесс.
  3. Типы коммуникаций.
  4. Формы и методы коммуникаций.
  5. Направления коммуникаций.
  6. Элементы коммуникаций.
  7. Управление коммуникациями в организации.
  8. Повышение эффективности организационной коммуникации

9. Пути преодоления  барьеров организационных коммуникаций.

10. Пути преодоления  барьеров межличностных коммуникаций.

2. Основные термины и понятия

Задание: к  каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие.

А) информация

 

Б) информационные технологии

 

В) информационная система  управления

 

Г) операционные информационные системы

 

Д) коммуникативный процесс

 

Е) организационные коммуникации

 

1) компьютерная система,  обеспечивающая необходимую информацию  и поддержку принятия управленческого решения;

2) система обработки   транзакций, системы контроля над  производственными процессами и  офисные автоматизированные системы;

3) процесс, в ходе  которого два или более человек  обмениваются и осознают получаемую  информацию, цель которого состоит  в мотивировании определенного  поведения или воздействия на него;

4) аппаратное обеспечение,  программное обеспечение, телекоммуникации, системы управления базами данных  и другие средства хранения, обработки  и передачи информации;

5)  восходящие, нисходящие  и горизонтальные информационные  каналы; формальные и неформальные коммуникации и каналы коммуникации;

6)  преобразованные  в определенном контексте данные, представляющиеся содержательными и полезными для конкретного пользователя

3. Упражнение 1.

 Вас попросили   выбрать и внедрить новую информационную  систему для вашей компании.  В какой последовательности вы организуете работу?

4. Упражнение 2.

 В организации,  где вы работаете,  имеются  коммуникативные барьеры. Какие  организационные действия и индивидуальные  навыки помогут вам  преодолеть  их, какая организационная структура окажется более эффективной?

5. Тест  “Стиль  обработки управленческой информации”.

Прочтите 14 следующих  утверждений. Обведите кружком цифру, которая определяет меру вашего согласия с каждым из них. Просуммируйте полученные оценки. Используя расшифровку теста в кн. Ричарда  Л  Дафта “Менеджмент”  (стр. 671-672), определите характерный для вас стиль обработки информации и принятия решений, а также возможность эффективного использования вами компьютерной информационной системы в организации.

 

Решительно не согласен

     

Полностью    согласен

1. Прежде, чем принять  решение я проверяю всю доступную  мне информацию

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

2. предпочитаю информацию, которая может быть интерпретирована  различными способами, когда возможны различные, но в равной мере приемлемые решения.

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

3. Я практикую сбор  данных до тех пор, пока не  приду к единственно верному  решению

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

4.Принимая решение,  я использую информацию, которая неоднозначно воспринимается разными людьми

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

5. Мне достаточно тех данных, которые позволяют принять оперативное решение

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

6. При выборе наилучшей  альтернативы я действую, полагаюсь на логический анализ, а не на интуицию

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

7. Мне необходимы источники  информации или люди, которые стимулируют поиск новых идей и исчерпывающих данных

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

8.  Сталкиваясь с  проблемой, я стараюсь предложить более чем одно удовлетворительное решение

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

9. Работая с книгой, я концентрируюсь исключительно на идеях автора

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

10.Работая над проектом, я предпочитаю фокусировать, а не расширять область внимания, четко определяя его границы

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

11. Прежде, чем принять  решение, я стремлюсь получить всю возможную информацию

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

12. Мне нравиться выполнять знакомые рабочие задания, меня не привлекает решение сложных проблем

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

13. Я предпочитаю четкие, точные данные

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

14. Работая над проектом, я рассматриваю множество возможных  вариантов решения

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

Общая оценка

         

6. Вопросы по  теме:

-  какие свойства  характеризуют качество информационной  системы в организации?

- каким образом информационная  технология меняет способы структуризации  компании и методы построения  работы?

- какие критерии применяются  для определения эффективности информационной системы  в организации?  

- какие барьеры возникают  на пути восходящей коммуникации?

 

 

Тема 16. Требования к руководителю и эффективный стиль управления (2 часа).

 

1. Практическое  задание: разбор конкретной ситуации  «Сколько дней в неделю работать?»

6 месяцев назад Светлана  Чистякова стала директором агентства  страховой компании в одном  из подмосковных городов Страховая  компания «Надежда» занималась  страхованием автомобилей, частных домовладений и недавно начала развивать накопительное страхование жизни Светлана имела высшее образование, окончила факультет радиоизмерительной техники. Недавно ей исполнился 31 год Со страховым делом она познакомилась, когда участвовала в разработке АСУ для государственной страховой организации Один из замдиректоров этой организации и пригласил ее в «Надежду» четыре года назад, когда организовал эту частную компанию Сначала она занималась внедрением компьютерных программ, потом, окончив курсы страхового дела, стала сотрудником отдела развития региональной сети После полутора лет работы в отделе ей предложили возглавить один из региональных офисов

Сотрудники агентств работали по 42-часовой рабочей неделе Недавно в центральной конторе  начал работать новый заместитель  генерального директора по персоналу Он провел исследование расходования рабочего времени и установил, что в отдельных агентствах непроизводительные затраты рабочего времени составляют 25-30% за счет отгулов, отлучек по личным делам в течении рабочего дня и т п Кроме того, он выдвинул идею непрерывной работы агентств в течение рабочей недели Все это он предлагал осуществить с помощью перехода на 10-часовой рабочий день, с тем чтобы у сотрудников увеличилось количество выходных дней для решения личных проблем, а непроизводительные затраты рабочего времени были сокращены При этом предоставлялось право, самим агентствам устанавливать график работы сотрудников при условии, что агентства будут открыты до 20 час вечера ежедневно, не будут закрыты на перерывы с 12 час дня до 16 час , так как в это время обычно обеденные перерывы у работников других предприятий Все это было частью новой программы формирования образа фирмы, ориентированной на клиентов Фирма выдвигала лозунг — «Вы всегда найдете нас в Ваше свободное время»

Светлана решила обсудить это предложение со своим заместителем Георгий поддержал эту идею «И вообще,- сказал он- по моему, ты слишком либерально относишься к ним Надо быть жестче Мало ли у кого какие проблемы» Когда же Светлана захотела посоветоваться с коллективом по этому вопросу, Георгий сказал «Ты что, с ума сошла? Тебе же платят за то, чтобы заставлять людей работать, не так ли?»

Светлана задумалась Действительно, не каждому из сотрудников  эта схема может понравиться. С другой стороны, насколько ей самой  этого хочется? И так постоянно приходится перерабатывать Редко когда удается уходить с работы вовремя Значит ей придется работать еще больше С другой стороны, почему центр должен диктовать, как работать агентствам? Не достаточно ли установить нормативы производительности?

Вопросы для  обсуждения:

  1. Какого стиля управления склонны придерживаться действующие лица?
  2. Подходит ли эта ситуация для принятия группового решения?
  3. Перечислите преимущества и недостатки четырехдневной рабочей недели?
  4. Какие рекомендации дали бы вы Светлане?

 

2. Задача «Навыки  управляющего»:

Навыки, которые требуются  от управляющего, можно в целом  подразделить на три вида:

- технологические, т.е.  навыки, связанные с конкретной  технической профессией;

- коммуникативные, т.е.  навыки, связанные с умением управлять людьми;

- концептуальные, т.е.  навыки, связанные с умением принимать  ответственные решения, осуществлять  комплексный подход к проблеме.

Какое из приведенных  ниже суждений относительно трех видов  навыков управляющих вы считаете правильным?

А. Значимость технологических навыков снижается по мере того, как повышается ранг управляющего и соответственно растет значимость концептуальных навыков.

Б. Чем выше ранг управляющего, тем больше требуется от него коммуникативных навыков. Важность технологических навыков остается неизменной для управляющего любого уровня.

В. По мере ужесточения окружающей обстановки повышается значимость коммуникативных навыков.

В таблице приводится часть результатов исследования, на основании которых навыки управляющего разбиты на три группы: для руководителей низшего, среднего и высшего звена. При этом соблюдается иерархия этих навыков по их значимости. Укажите, какие из этих групп навыков требуются для руководителей низшего, среднего и высшего звеньев.

Информация о работе Теория управления