Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:57, методичка
Предмет теории управления. Общая теория управления. Предметная область теории управления. Экономические основы управления. Основные положения новой парадигмы управления. Новые подходы в управлении - важное условие углубления политических, социальных и экономических реформ в России. Необходимость формирования нового управленческого мышления.
4. Виханский О.С., Наумов.А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1998.
5. Герасименко В.В. Основы менеджмента. – М.: ТЕИС, 2000.
6. Герчикова И.Н. Основы менеджмента. - СПб., 1998.
7. Игнатьев Э.Г. Система мотивации: пути и методы формирования.//Справочник кадровика. – 2000. - №1 – с.101-106.
8. Мескон М.Х., Альберт
М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:
9. Основы теории управления: Учеб.пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И.Ушвицкого. – М.:Финансы и статистика, 2004.
10. Румянцева З.П., Соломатин Н.А. и др. Менеджмент организации. М., 1996.
11. Суетенков Е.Н., Пасько
Н.И. Основы менеджмента:
ТЕМА 13. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ
Цель: определение содержания информационных и коммуникационных процессов в организации.
Вопросы:
1. Роль информации и коммуникации в управлении
2. Формы межличностных и организационных коммуникаций.
3. Схема коммуникационного процесса.
4. Типы коммуникационных сетей.
5. Коммуникативные стили.
6. Управление коммуникациями в организации.
7. Информационные технологии
в интересах принятия
Темы докладов:
1. Пути преодоления
барьеров организационных
2. Пути преодоления
барьеров межличностных
Конспект:
Прохоров Е.Л., Брец И.Е. Информационные технологии – источник принятия управленческих решений.//Муниципальный мир. – 2000. - №4. С. 70-73.
Рекомендуемая литература:
1. Виханский О.С., Наумов.А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1998.
2. Гапоненко А. Новые
технологии менеджмента.//
3. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент. Учебное пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998.
4. Мескон М.Х., Альберт
М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:
5. Сидоренко В.А. Коммуникация как ценность менеджмента.// Государственное и муниципальное управление. – 2000. - №5. С. 35-38.
ТЕМА 14. ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ
Цель: определение основных функций руководителя, выявление стилей руководства. Соотнести понятия «лидерство» и «руководство». Рассмотреть подходы к понятию лидерства. Изучить понятия власть и влияние, основные проблемы реализации власти в организации
Вопросы:
1. Понятия лидерства и руководства.
2. Стиль руководства и элементы, его определяющие.
3. Классификация стилей управления.
4. Проблема власти в руководстве.
5. Роль руководителя в управлении конфликтными ситуациями в организации.
Темы докладов:
1. Имидж современного руководителя.
2. Способы разрешения
конфликтных ситуаций в
3. Способы достижения лидерства
Рекомендуемая литература:
1. Армстронг М. Основы менеджмента: Пер. с англ.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
2. Виханский О.С., Наумов.А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 1996.
3. Герасименко В.В. Основы менеджмента. – М.: ТЕИС, 2000
4. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. – М.:ИНФРА-М, 1996.
5. Мескон М.Х., Альберт
М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:
ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 2. Генезис и эволюция менеджмента (2 часа).
1. Анкетирование по вопросам темы (письменно, на бланках):
- На вопрос о том, почему существует так много школ, концепций, моделей управления, даются разные ответы:
Какой из этих ответов вам хочется опровергнуть, а какой - поддержать и почему?
- Школа научного менеджмента считается классической. Значит ли это, что и сегодня она не утратила своего значения?
- Оцените принципы управления А.Файоля с точки зрения их' полезности для современных менеджеров?
- Считаете ли вы, что известные сегодня концепции управления будут применяться в XXI веке так же, как и сейчас?
- Почему именно американские
исследования в области управле
2. Задача (на карточках):
Прокомментируйте схему 1:
3. Задача:
Ниже приведены принципы управления, сформулированные Ф.Тейлором, его последователем и современником Г.Эмерсоном, а также А.Файолем. Определите, кому конкретно они принадлежат.
Отчетливо поставленные цели, экономический подход, привлечение специалистов, полный контроль и учет, регулирование процессов, экономичность норм, обеспечение условий, стандартизация операций, вознаграждение за производительность (Г.Эмерсон),
Б
Ответственность за решения,
единоначалием/иерархичность
В
Научный отбор работника, научное обучение работника, специализация работ, важность побудительных мотивов заработной платы, справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими. (Ф.Тейлор).
Тема 4. Внешняя и внутренняя среда (2 часа).
Цель: дать характеристику организации как социально-экономической системе, выявить ее основные признаки. Осуществить анализ элементов внутренней и внешней среды организации; выявить стратегию реагирования организации на изменения среды.
1. Основные термины и понятия
Задание: к каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, впишите соответствующий термин или понятие
А) внешняя среда организации |
|
Б) целевая картина |
|
В) миссия |
|
Г) кредо |
|
Д) организационная стратегия |
|
Е) внутренняя среда организации |
На грани банкротства оказалось предприятие, в управлении которым использовалась неэффективная система менеджмента. Продукция, производимая предприятием, уступает по качеству аналогичным изделиям конкурентов, что является одной из причин уменьшения масштабов рынка сбыта, снижения доходов, увольнения части ведущих работников предприятия.
Вопросы для обсуждения:
2. С чего вы начнете
свою деятельность в качестве
руководителя этой организации,
3. Какие варианты (планы) развития этой организации вы можете предложить?
4. Какие изменения условий внутренней среды организации вы можете осуществить, чтобы исправить ситуацию?
5. Какие условия внешней среды могут помочь (помешать) вам изменить ситуацию к лучшему?
3. Упражнение
Составьте таблицу, раскрывающую особенности типов внешней среды:
нейтральная |
позитивная |
агрессивная |
Тема 5. Структура управления организацией (2 часа)
1. Анкетирование по вопросам темы (письменно, на бланках):
- В чем преимущества
функциональной организации?
- В каких условиях
слабо структурированная
- Какие условия препятствуют организационным изменениям, а какие их облегчают?
- Есть ли связь между сокращением управленческого аппарата и совершенствованием организационной структуры?
- Как взаимосвязаны
стратегия и структура
- Матричная структура
очень сложна и трудна для
успешной реализации. Почему же
столь часто организации исполь
- Укажите общее и специфическое
в структурах международной
- Часто дивизионная структура противопоставляется функциональной. Согласны ли вы с этим? Объясните, в чем различия этих двух структур.
- Почему организация,
работающая в неопределенной
среде, больше нуждается в
2. Задание на
карточках (каждый должен
Приведите пример, когда предпочтительнее использовать жесткую линейно-функциональную структуру, а не гибкую, адаптивную, и наоборот.
3. Задание на карточках (каждый должен вписать свой ответ в карточку):
Составьте схему организационной структуры, способной решить две задачи:
1)создать условия для
производства и быстрой
4. Задача: Используя схему 1, объясните взаимосвязь между внешней средой и структурой организации.
5. Задача: Определите типы приведенных организационных структур (Рис.2)
Тема 7. Функции управления (4 часа)
1. Анкетирование по вопросам темы (письменно, на бланках):
- Могут ли быть конфликты
между стратегическим
- Каким образом предприятия выбирают себе новые стратегии?
- Объясните смысл высказывания
П.Друкера: "Стратегическое планирование
имеет дело не с будущими
решениями, а с будущим
- Приведите примеры
из практики отечественных
- Что имеет большее
значение для управления
- Что же такое стратегия: исследование будущего, совокупность ориентиров для деятельности организации, ее комплексный план или рамка для инноваций?
- Опишите, как посредством
функций управления
- Опираясь на собственный
опыт, подтвердите, что неудача
при планировании означает
- В чем особенности
планирования в таких
- Определите ваши личные цели. Оцените при этом, какой общей, глобальной цели они служат.
2. Задача:
Предложите стратегию развития известных вам предприятий (молокозавода; хлебокомбината, предприятия ВПК, мебельной, кондитерской фабрики), учитывая внешние возможности и опасности, в также сильные и слабые сторон самой организации. При формулировке стратегий используйте схему 2.