Теория управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 11:57, методичка

Описание

Предмет теории управления. Общая теория управления. Предметная область теории управления. Экономические основы управления. Основные положения новой парадигмы управления. Новые подходы в управлении - важное условие углубления политических, социальных и экономических реформ в России. Необходимость формирования нового управленческого мышления.

Работа состоит из  1 файл

УМК_Теория управления укороченная.doc

— 369.50 Кб (Скачать документ)

4. Виханский О.С., Наумов.А.И.  Менеджмент. - М.: Гардарика, 1998.

5. Герасименко В.В.  Основы менеджмента. – М.: ТЕИС, 2000.

6. Герчикова И.Н. Основы  менеджмента. - СПб., 1998.

7. Игнатьев Э.Г. Система мотивации: пути и методы формирования.//Справочник кадровика. – 2000. - №1 – с.101-106.

8. Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:  Пер с англ./Под ред. Л.И. Евенко. - М., 1994.

9. Основы теории управления: Учеб.пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И.Ушвицкого.  – М.:Финансы и статистика, 2004.

10. Румянцева З.П., Соломатин  Н.А. и др. Менеджмент организации.  М., 1996.

11. Суетенков Е.Н., Пасько  Н.И. Основы менеджмента: Учебное  пособие. – Саратов: Поволжская  академия государственной службы им. П.А.Столыпина, 2005.

 

 

ТЕМА 13.  ИНФОРМАЦИЯ И  КОММУНИКАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ

 

Цель: определение содержания информационных и коммуникационных процессов в организации.

 

Вопросы:

1. Роль информации  и коммуникации в управлении

2. Формы межличностных и организационных коммуникаций.

3. Схема коммуникационного  процесса.

4. Типы коммуникационных  сетей.

5. Коммуникативные стили.

6. Управление коммуникациями  в организации.

7. Информационные технологии  в интересах принятия управленческих  решений.

 

Темы докладов:

1. Пути преодоления  барьеров организационных коммуникаций.

2. Пути преодоления  барьеров межличностных коммуникаций.

 

Конспект:

Прохоров Е.Л., Брец И.Е. Информационные технологии – источник принятия управленческих решений.//Муниципальный  мир. – 2000. - №4. С. 70-73.

 

Рекомендуемая литература:

1. Виханский О.С., Наумов.А.И.  Менеджмент. - М.: Гардарика, 1998.

2. Гапоненко А. Новые  технологии менеджмента.//Государственная  служба. -2000. -№3. -С.69-76.

3. Макаренко М.В., Махалина  О.М. Производственный менеджмент. Учебное пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998.

4. Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:  Пер с англ./Под ред. Л.И. Евенко. - М., 1994.

5. Сидоренко В.А. Коммуникация  как ценность менеджмента.// Государственное и муниципальное управление. – 2000. - №5. С. 35-38.

 

ТЕМА 14.  ЛИДЕРСТВО  И  ВЛАСТЬ

Цель: определение основных функций руководителя, выявление стилей руководства. Соотнести понятия «лидерство» и «руководство». Рассмотреть подходы к понятию лидерства. Изучить понятия власть и влияние, основные  проблемы реализации власти в организации

 

Вопросы:

1. Понятия лидерства  и руководства. 

2. Стиль руководства  и элементы, его определяющие.

3. Классификация стилей  управления.

4. Проблема власти  в руководстве.

5. Роль руководителя в управлении конфликтными ситуациями в организации.

 

Темы докладов:

1. Имидж современного  руководителя.

2. Способы разрешения  конфликтных ситуаций в трудовом  коллективе.

3. Способы достижения  лидерства

 

Рекомендуемая литература:

1. Армстронг М. Основы менеджмента: Пер. с англ.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

2. Виханский О.С., Наумов.А.И.  Менеджмент: человек, стратегия,  организация, процесс. - М., 1996.

3. Герасименко В.В.  Основы менеджмента. – М.: ТЕИС, 2000

4. Мастенбрук У. Управление  конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. – М.:ИНФРА-М, 1996.

5. Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:  Пер с англ./Под ред. Л.И. Евенко. - М., 1994.

 

 

ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 2. Генезис и эволюция менеджмента (2 часа).

1. Анкетирование по вопросам темы (письменно, на бланках):

- На вопрос о том,  почему существует так много  школ, концепций, моделей управления, даются разные ответы:

  • множество школ - это проявление методологического кризиса науки управления;
  • многообразие теорий - отражение многообразия типов организаций;
  • наличие многих школ управления носит временный характер и, постепенно преодолевается путем создания единой, синтетической теории;
  • многообразие концепций - свидетельство всестороннего исследования процесса управления, развития знаний в этой области.

Какой из этих ответов  вам хочется опровергнуть, а какой - поддержать и почему?

- Школа научного менеджмента  считается классической. Значит  ли это, что и сегодня она  не утратила своего значения?

- Оцените принципы управления А.Файоля с точки зрения их' полезности для современных менеджеров?

- Считаете ли вы, что  известные сегодня концепции  управления будут применяться  в XXI веке так же, как и сейчас?

- Почему именно американские  исследования в области управления отражают главные направления развития менеджмента?

2. Задача (на  карточках):

Прокомментируйте схему 1:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задача:

Ниже приведены принципы управления, сформулированные Ф.Тейлором, его последователем и современником  Г.Эмерсоном, а также А.Файолем. Определите, кому конкретно они принадлежат.

А

Отчетливо поставленные цели, экономический подход, привлечение  специалистов, полный контроль и учет, регулирование процессов, экономичность  норм, обеспечение условий, стандартизация операций, вознаграждение за производительность (Г.Эмерсон),

Б

Ответственность за решения, единоначалием/иерархичность управления, подчиненность индивидуальных процессов  общим, специализация, дисциплина, справедливость вознаграждения, удовлетворенность  оплатой труда, соответствие работы и работника, стабильность персонала, поощрение инициативы, общность интересов. (А.Файоль).

В

Научный отбор работника, научное обучение работника, специализация  работ, важность побудительных мотивов  заработной платы, справедливое распределение ответственности между рабочими  и управляющими. (Ф.Тейлор).

Тема 4. Внешняя и  внутренняя среда (2 часа).

Цель:  дать характеристику организации как социально-экономической системе, выявить ее основные признаки. Осуществить анализ элементов внутренней и внешней среды организации; выявить стратегию реагирования организации на изменения среды.

1. Основные  термины и понятия

Задание: к  каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, впишите  соответствующий  термин или понятие

А) внешняя среда организации

 

Б) целевая картина

 

В) миссия

 

Г) кредо

 

Д) организационная стратегия 

 

Е) внутренняя среда организации

 

2. Управленческая ситуация

На грани банкротства  оказалось предприятие, в управлении которым использовалась неэффективная  система менеджмента. Продукция, производимая предприятием, уступает по качеству аналогичным изделиям конкурентов, что является одной из причин уменьшения масштабов рынка сбыта, снижения доходов, увольнения части ведущих работников предприятия.

Вопросы для  обсуждения:

  1. Какие причины привели к такой ситуации в организации?

2. С чего вы начнете  свою деятельность в качестве  руководителя этой организации,  если бы вас назначили?

3. Какие варианты (планы)  развития этой организации вы  можете предложить?

        4. Какие изменения условий внутренней среды организации вы можете осуществить, чтобы исправить ситуацию?

        5. Какие условия внешней среды  могут помочь (помешать) вам изменить  ситуацию к лучшему? 

3. Упражнение

Составьте таблицу, раскрывающую особенности типов внешней среды:

нейтральная

позитивная

агрессивная

     
     

 

Тема 5. Структура управления организацией (2 часа)

 

1. Анкетирование  по вопросам темы (письменно, на  бланках):

- В чем преимущества  функциональной организации? Почему  такое управление менее выгодно для предприятия, производящего товары для разных рынков?

- В каких условиях  слабо структурированная организация  имеет преимущества перед сильно  структурированной?

- Какие условия препятствуют  организационным изменениям, а какие  их облегчают?

- Есть ли связь между сокращением управленческого аппарата и совершенствованием организационной структуры?

- Как взаимосвязаны  стратегия и структура организации?

- Матричная структура  очень сложна и трудна для  успешной реализации. Почему же  столь часто организации используют эту структуру?

- Укажите общее и специфическое  в структурах международной организации  и той, что действует только  внутри страны.

- Часто дивизионная  структура противопоставляется  функциональной. Согласны ли вы  с этим? Объясните, в чем различия  этих двух структур.

- Почему организация,  работающая в неопределенной  среде, больше нуждается в горизонтальных  взаимосвязях, чем организация, находящаяся в определенной среде?

 

2. Задание на  карточках (каждый должен вписать  свой ответ в карточку):

Приведите пример, когда  предпочтительнее использовать жесткую  линейно-функциональную структуру, а  не гибкую, адаптивную, и наоборот.

 

3. Задание на  карточках (каждый должен вписать свой ответ в карточку):

Составьте схему организационной  структуры, способной решить две  задачи:

1)создать условия для  производства и быстрой доставки  высококачественной продукции и  услуг при одновременном повышении  эффективности производства; 2)обеспечить разработку, освоение и поставку новых изделий на новый рынок.

4. Задача: Используя схему 1, объясните взаимосвязь между внешней средой и структурой организации.

5. Задача: Определите типы приведенных организационных структур (Рис.2)


 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 7. Функции управления (4 часа)

 

1. Анкетирование  по вопросам темы (письменно, на  бланках):

- Могут ли быть конфликты  между стратегическим планированием  и текущим управлением?

- Каким образом предприятия  выбирают себе новые стратегии?

- Объясните смысл высказывания  П.Друкера: "Стратегическое планирование  имеет дело не с будущими  решениями, а с будущим настоящих  решений".

- Приведите примеры  из практики отечественных предприятий,  которые из-за отсутствия стратегического планирования испытывают трудности при переходе к рынку.

- Что имеет большее  значение для управления организацией: составление стратегического плана  или его реализация?

- Что же такое стратегия:  исследование будущего, совокупность  ориентиров для деятельности организации, ее комплексный план или рамка для инноваций?

- Опишите, как посредством  функций управления стратегические  планы преобразуются в действия.

- Опираясь на собственный  опыт, подтвердите, что неудача  при планировании означает планирование неудачи.

- В чем особенности  планирования в таких организациях, как крупное машиностроительное  предприятие, фермерское хозяйство  и городская школа?

- Определите ваши личные  цели. Оцените при этом, какой  общей, глобальной цели они  служат.

2. Задача:

Предложите стратегию развития известных вам предприятий (молокозавода; хлебокомбината, предприятия ВПК, мебельной, кондитерской фабрики), учитывая внешние возможности и опасности, в также сильные и слабые сторон самой организации. При формулировке стратегий используйте схему 2.

Информация о работе Теория управления