Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:10, реферат
Механистический подход к проектированию организации характеризуется
использованием формальных правил и процедур, централизованным
принятием решений, узко определенной ответственностью
в работе и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях,
когда используется рутинная технология (низкая неопределенность
того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное нединамичное
внешнее окружение.
Введение
1. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ СТРУКТУРА
1.1 Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
1.2 Типы организаций по взаимодействию подразделений
1.3 Типы организаций по взаимодействию с человеком
1.4 Новое в типах организаций
2. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ
2.1 Понятие и сущность производственной мощности
3. МОЩНОСТЬ … ПРОИЗВОДСТВА
естественные монополии) и общественных (союзы, общества, академии
и политические партии) институтов.
Благодаря объединению ресурсов, и в первую очередь людских,
корпорация
как форма организации
предоставляет и обеспечивает возможность для самого существования
и воспроизводства
той или иной социальной группы,
профессии, касты. Однако объединение
людей в корпоративной
происходит через их разделение по социальным, профессиональным,
кастовым и другим (классовым и расовым) критериям.
Важным условием и способом поддержания существования корпоративной
организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов. Существует суверенитет организации.
В результате организация или все ее члены становятся над каждым отдельным человеком. Такая «коллективная» ответственность ставит человека в сильную зависимость и практически лишает его самостоятельности. Действует принцип «организация всегда права».
Принятие решения в корпоративной организации строится по
принципу большинства или старшинства.
В корпоративной организации интересы производства (или любой
другой ее деятельности) определяют интересы воспроизводства Самого
работника. Создаются условия, в которых работники организации во
все большей степени не способны обеспечить себя в работе необходимыми
ресурсами, в особенности информацией.
В корпоративных структурах доминирует лояльность по отношению
к организации,
приветствуются послушание и исполнительность, рождающие
в конечном счете безответственность.
Противоположным корпоративному является индивидуалистский
тип организации. Это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное.
Сама организация представляет собой совокупность или сообщество
полуавтономных образований. Например, коллективная собственность в таких организациях — это не собственность всех, а собственность каждого члена коллектива.
Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием
конкуренции и кооперации в деятельности ее членов. Это во многом
обеспечивается переходом к децентрализованным структурам с «центрами
прибыли», эдхократическим и предпринимательским структурам,
которые будут рассмотрены ниже.
Вместо властной
иерархии в индивидуалистской
принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических
процессов. Так, описанные выше процедуры управления по целям
и участия в управлении являются эффективными способами сочетания
интересов членов организации.
Дефицит или ограничение возможностей членов организации в их
деятельности заменяется в данном случае созданием условий для своводного поиска возможностей и их наиболее полного использования.
Создание систем открытой коммуникации в организациях и развитие
внутрихозяйственного
коммерческого расчета
этот поиск.
Субъектом интереса
в индивидуалистской
личность. Все в организации начинает строиться вокруг человека.
Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении отличают индивидуалистскую организацию от корпоративной. Индивидуализм
становится основой морали и культуры в организации, так как признается
и допускается всеми ее членами. Отсюда истинное, а не поддельное
уважение к себе и в отношениях между людьми, расчет вместо слепой
веры. Преобладает лояльность своим убеждениям, что еще больше
укрепляет уверенность индивида в правоте своих действий.
От того, какого типа организации распространены в экономике —
корпоративные или индивидуалистские, зависит во многом степень ее
развитости и возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с
требованиями времени. Для организации в условиях современногоразвитого рыночного хозяйства также важно то, насколько в ней представлены
элементы индивидуалистской структуры и культуры. В конечном
счете это определяет
конкурентоспособность
условиях информационного
общества.
1.4 Новое в типах
организаций
В последней четверти XX в. человечество вступило в новую стадию
своего развития — стадию построения информационного общества. Зародившееся еще в 1920-е гг. в недрах индустриального общества, оно
дало свои первые ростки в 1940-е гг., а в 1950-е гг. стали говорить о наступлении информационной экономики и превращении информации
в важнейший товар. В 1960-е гг. появились предсказания о превращении
индустриального общества в информационное. В начале 1980-х гг.
наиболее развитые
страны уже поднялись на его первую
ступень.
7Рис. 3. «Информационные» границы индивида и организации
в двух типах обществ
«Доинформационное
Общество» «Информационное
«Количество индивидов»
или «качество знаний» «Качество индивидов»
или «качество знаний»
Прогресс информационных технологий разрушил замкнутость организаций
и сделал малоэффективными те из них, которые использовали
структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные).
Одним из важных
последствий этого явилось
сближение производителя с потребителем. А это, в свою очередь,
заставило производителя еще более оперативно реагировать на изменения
в требованиях
потребителя и еще более
потребности последнего. Резко возросла взаимозависимость и
взаимодействие
между производителями и
Конкретный рынок, в дополнение к конкретному потребителю, стал
во многом определять структуру организации.
В складывающихся условиях в конкурентной борьбе мог победить
тот, кто наиболее
эффективным образом
к новым требованиям внешнего окружения, формируемого
информационным обществом. В последнее время в литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно действующих в «информационной» среде. Ниже будут описаны организации
такого рода: эдхократические, многомерные, партисипативные,
ориентированные на рынок и организации предпринимательского
типа.
Эдхократической организации присуща высокая степень свободы
в действиях работников, но ее вершиной являются качественное
выполнение работы и умение решать возникающие проблемы.
Ключевыми элементами эдхократического дизайна являются следующие:
1) работа в областях с высокой или сложной технологией, требующая
творчества, инновационности и эффективной совместной работы
(групповая взаимосвязь работ);
2) работники являются высококвалифицированными экспертами
в своем деле,
выполняют сложные
коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом;
3) структура имеет органическую основу и четко не определена,
преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое
построение постоянно меняется. У многих менеджеров нет жесткой
привязки к какой-то одной работе. Части структуры сохраняются в небольших размерах;
4) право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях,
финансовый контроль осуществляется сверху;
5) система вознаграждения строится на экспертных знаниях,
вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе,
вознаграждение носит групповой характер;
6) отношения по вертикали и горизонтали преимущественно носят
неформальный характер, нередко отсутствует схема структуры такой
организации.
Наиболее пригодным этот дизайн является для организаций в таких
областях,
какконсультационно-
электронная, медицинская, исследовательская и опытно-конструкторская,
производство
фильмов.
Основой многомерной организации является автономная рабочая
группа, одновременно выполняющая три задачи:
1) обеспечение производственной деятельности необходимыми
ресурсами;
2) производство для конкретного потребителя, рынка или территории
продукта или услуги;
3) обслуживание
конкретного потребителя,
на конкретный рынок, проведение операции в пределах определенной
территории.