Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:34, реферат
Данная работа рассматривает в комплексе весь механизм деятельности торговых предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям, привязывая этот механизм к реалиям нашей экономики, законодательства и состояния потребительского рынка. Она содержит основной круг вопросов организационно-технологической, экономической и финансовой направленности, необходимых для принятия комплексных управленческих решений оперативного и стратегического характера.
Введение 3
Глава 1. Сущность, функции и стратегия торгового менеджмента 5
1.1. Сущность, цель и задачи торгового менеджмента 5
1.2. Функции и механизм торгового менеджмента 9
1.3. Стратегия торгового менеджмента, ее содержание и последовательность разработки 13
Глава 2. Организационные основы торгового менеджмента 16
2.1. Выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования торгового предприятия и его
структурных единиц 16
2.2. Управление процессом обслуживания покупателей 18
2.3. Управление персоналом 20
Глава 3. Экономические основы торгового менеджмента 25
3.1. Управление товарооборотом 25
3.2. Управление доходами 29
3.3. Управление издержками обращения 32
3.4. Управление прибылью 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Приложения
5. В процессе формирования и использования персонала необходимо учитывать трудовую мотивацию основных работников и стремиться к ее реализации в рамках возможностей торгового предприятия. Формирование трудовой мотивации отражает изменения ценностных приоритетов работников в условиях перехода к рыночной экономике, желание наемных работников к сотрудничеству и партнерству с владельцами предприятия на долгосрочной основе.
6.
В процессе управления
персоналом торгового
предприятия должны
обязательно учитываться
правовые нормы
государственного
регулирования занятости
и оплаты труда.
Это относится к порядку приема на работу,
обеспечению соответствующих режимов
и условий их труда, соблюдение минимальной
границы заработной платы, обеспечению
соответствующих социальных выплат и
другим установленным правовым нормам
в этой сфере.
С учетом изложенных основных принципов формируется система управления персоналом на конкретном торговом предприятии, дифференцируются функции этого управления. К числу основных из этих функций относятся:
Управление
численностью составом работников является
наиболее ответственным звеном в
общей системе функций
Управление численностью и составом персонала охватывает ряд последовательно выполняемых работ:
- проектирование
трудовых процессов на
- нормирование затрат труда на выполнение отдельных работ;
- планирование численности работников отдельных должностей, профессий и уровней квалификации;
- формирование
персонала предприятия.
Эффективное
использование сформированного
на торговом предприятии персонала
в значительной степени обеспечивается
разработкой системы
Основной целью управления производительностью труда на торговом предприятии является поиск и реализация возможных резервов ее роста при обеспечении высокого уровня торгового обслуживания покупателей. Это управление охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ.
1. Построение системы показателей, в наибольшей степени характеризующих производительность труда персонала данного предприятия, является одной из важнейших предпосылок эффективного управления этим процессом. Процесс построения системы таких показателей основывается на следующих основных принципах:
а) понятие производительности труда применимо ко всем категориям и профессиям работников торгового предприятия;
б) производительность труда на торговом предприятии характеризует затраты только живого труда;
в) в системе показателей оценки эффективности торгового предприятия производительность труда играет вспомогательную роль.
2. Поиск и оценка возможных резервов роста производительности труда на предприятии осуществляется на основе ее анализа. При проведении такого анализа используется избранная для оценки система основных и вспомогательных показателей производительности труда. В процессе поиска возможных резервов роста производительности труда следует иметь в виду, что ее повышение на предприятиях торговли может быть достигнуто при соблюдении любого из перечисленных ниже условий:
а) результаты деятельности работников возрастают, а затраты труда уменьшаются;
б) результаты деятельности работников возрастают, а затраты труда остаются неизменными;
в) результаты деятельности работников возрастают, затраты труда также возрастают, но меньшими темпами;
г) результаты деятельности работников остаются неизменными, а затраты труда снижаются;
д) результаты деятельности работников снижаются, затраты труда также снижаются, но большими темпами.
3. Разработка мероприятий по обеспечению реализации резервов роста производительности труда на предприятии организуется в разрезе основных направлений его деятельности. Эти направления подразделяются обычно на следующие основные группы:
- организационные
- технические
- технологические
- экономические
- социальные.
В условиях перехода к рыночной экономике система управления стимулированием труда подвергается существенной трансформации. По сути эта система призвана создать новый мотивационный механизм трудовой активности персонала на предприятиях торговли всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Основной целью управления стимулированием труда является обеспечение роста доходов персонала и дифференциации их выплат в соответствии с трудовым вкладом отдельных работников в общие результаты деятельности торгового предприятия. Управление стимулированием труда охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ:
Глава
3. Экономические
основы торгового
менеджмента.
3.1.
Управление товарооборотом.
Основу
коммерческой деятельности торгового
предприятия на потребительском
рынке составляет процесс продажи
товаров. Экономическое содержание этого
процесса отражает товарооборот предприятия.
Под товарооборотом торгового предприятия понимается сумма продажи им потребительских товаров за определенный период времени. Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различных видах и формах. Прежде всего, в общем составе товарооборота торгового предприятия выделяются следующие его виды:
а) розничный товарооборот;
б) оптовый товарооборот;
в) торгово-посреднический
товарооборот.
Основу коммерческой деятельности подавляющего числа торговых предприятий в современных условиях составляет розничный товарооборот. В связи с этим рассмотрим формы этого товарооборота более подробно.
В зависимости от организационных форм продажи потребительских товаров розничный товарооборот торгового предприятия подразделяется на продажу товаров в розничной торговой сети ( магазинах, мелкорозничной сети ) и продажу товаров помимо розничной торговой сети ( на аукционах; на складах промышленных и оптовых предприятий с оплатой через кассы розничных торговых предприятий и т.п.). Состав розничной продажи товаров помимо торговой сети определяется специальной инструкцией по учету розничного товарооборота.
В зависимости от состава конечных потребителей выделяют следующие формы розничного товарооборота: продажа товаров непосредственно населению; продажа товаров из розничной торговой сети организациям. учреждениям и предприятиям в порядке мелкого опта ( мелкооптовый товарооборот ). Мелкооптовый товарооборот занимает обычно небольшой удельный вес в общем объеме розничного товарооборота торговых предприятий и учитывается отдельно.
В зависимости от сроков расчета за реализованные товары в составе розничного товарооборота выделяют следующие формы: продажа товаров с немедленной их оплатой; продажа товаров в кредит ( порядок такой продажи регулируется специальными правилами ). Вне зависимости от установленных сроков расчетов сумму проданных в кредит товаров включают в состав товарооборота в момент их реализации.
В
зависимости от форм
денежных расчетов
розничный товарооборот подразделяется
на продажу товаров
за наличный расчет
и продажу товаров
по безналичному расчету ( включая использование
различных кредитных карточек ).
Продажа товаров на предприятиях торговли характеризуется тремя основными показателями, которые используются в процессе анализа и планирования:
1) общий объем товарооборота. Он характеризует объем продажи товаров в разрезе отдельных видов товарооборота. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного товарооборота; общий объем оптового товарооборота; общий объем торгово-посреднического товарооборота предприятия. Сумма общего объема всех видов продаж характеризует валовый объем товарооборота торгового предприятия;
2) состав товарооборота. Он характеризует структуру общего объема товарооборота отдельных видов в разрезе различных его форм. Так. в составе общего объема розничного товарооборота выделяют объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи; объем продажи товаров с немедленной их оплатой и объем продажи товаров в кредит и т.п.;
3) структура
товарооборота. Она характеризует обычно
товарно-групповой состав реализации
товаров ( номенклатура используемых в
этих целях групп товаров утверждена статистической
отчетностью по форме № 3-торг ). При необходимости
структура товарооборота может быть рассмотрена
и в рамках отдельной группы ( например,
в объеме товарооборота по головным уборам
могут быть выделены объемы продаж детских.
женских и мужских головных уборов ).
Основной
целью управления товарооборотом является
обеспечение высоких темпов развития
торгового предприятия и удовлетворения
спроса обслуживаемых контингентов покупателей.
В соответствии с этой основной целью перед управлением товарооборотом стоят следующие важнейшие задачи:
1. Увязка темпов развития товарооборота с развитием регионального потребительского рынка и изменениями его конъюнктуры.
2. Планирование
объема реализации товаров,
3. Обеспечение
в процессе планирования
4. Обеспечение
планирования структуры
5. Планирование
объема и структуры
С учетом основной цели и задач строится система управления товарооборотом на предприятии. определяется конкретное содержание этого управления и последовательность его осуществления: