Требования к современному менеджеру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 08:30, курсовая работа

Описание

Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Содержание

Введение

Теоретические основы системы требований к современному менеджеру…………………………………………………………………5
1.1 Трудовая деятельность менеджера, ее особенность………….......9

Требования, предъявляемые к современному менеджеру…………….15
2.1Личностные требования к менеджеру………………………….......16

Функциональные требования к руководству предприятия…………….21
3.1 Современные требования к трудовой деятельности руководителя………………………………………………………………….29

4. Анализ структуры и системы требований, предъявляемых к менеджерам на ОАО «ВМТП»……………………………………………………………..33

4.1 Общая характеристика ОАО «ВМТП»……………………………33

4.2 Критерии подбора менеджеров на ОАО «ВМТП»……………….37

5. Предложения по улучшению системы подбора руководящего состава на предприятии…………………………………………………………………..39



Заключение

Список используемых источников.

Работа состоит из  1 файл

Фермичева Н.В.doc

— 418.00 Кб (Скачать документ)

      Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости  лидерства только для какого-то определенного  типа организаций. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности (образование, здравоохранение, бизнес и т.д.), а не только в политических процессах.

      

      Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер – последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник – подчиненный». Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека.

      Основой лидерства является специфический  тип отношений управления, или  лидерский тип. Это отношения  «лидер – последователь». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник – подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

      Начиная с детских лет, следование за лидером  воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отожествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями.

      Ранняя  стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную  позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

      При данном типе руководства последователь  тратит свои силы во благо группы/организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер – раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.

      

      Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется  в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные  задачи в наименее благоприятных  условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений. Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.

      Данный  тип лидерских отношений до сих  пор существует в бизнесе и  является там наиболее распространенным. Наибольшее соответствие этого типа лидерства внешней среде наблюдается в семейном, торговом и фермерском бизнесе.

      Руководить  – означает быть способным заставить  весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией.

      Прежде  всего руководство стоит рассматривать  как процесс, который, в свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя, направленные на достижение промежуточных, оперативных целей. Руководить можно научиться, в потенциале это дано каждому из нас. Другим элементом руководства является непосредственно влияние на учеников, подчиненных, друзей и т.п. Наличие такового со стороны одного человека позволяет выделить лидера, способного подчинить себе остальных с их добровольного согласия. Такая готовность быть ведомым может быть как осознанной, так и подсознательной. Обычно человек согласен идти за кем-то, подчиняться лишь в случае, если видит в этом те или иные выгоды для себя. Это может быть награда, поощрение, личная выгода и т.д.

      Уровень подчинения зависит от мотивации, личных взаимоотношений, организаторских  талантов руководителя, качества руководства.

      

      Третий  элемент руководства – обязательно наличие последователей и общей цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия. Как упоминалось в теме о мотивации, личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнять их во имя решения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, то есть цели индивида в группе должны быть либо подчинены целям всей группы, либо не должны мешать их достижению. Чтобы ситуация складывалась именно так, а никак иначе, руководитель может применить всю свою энергию, а иногда и власть.

      Какими  чертами должен обладать идеальный  руководитель? Ни вес, ни рост, ни пол, ни возраст, ни внешние данные не влияют на возможный успех или провал любого предприятия. Несмотря на то, что для нас очень важное значение имеет внешний вид собеседника, мы, как правило, проникаемся уважением к человеку, который выглядит как лидер, но успех, которым он руководит, к сожалению, от этого практически не зависит.

      Индивидуальные  черты личности руководителя почти не влияют на успех общего дела, а следовательно, они не должны становиться критериями при отборе руководителей.

      Однако  очень важно найти оптимальное  сочетание между личностными  характеристиками руководителя и особенностями  управляемой им группы. Если такое сочетание найдено успешно, то производительность работы такой группы резко возрастет. Еще стоит заметить, что мужчины и женщины имеют абсолютно равные шансы на успех. Это утверждение позволяет разрушить многие устоявшиеся стереотипы во взглядах на женщину-управляющего.

      Существует  два принципиальных измерения поведения  лидера.

    1. Забота о людях.

      При таком подходе руководитель уделяет  особое внимание своим взаимоотношением с подчиненными, поддерживает атмосферу  доверия, взаимопомощи, старается быть чувствительным к нуждам и потребностям своих подчиненных. Как правило, руководители такого типа отличаются мягким, открытым, дружелюбным характером. Коллективы, возглавляемые таким руководителем, отличаются сплоченностью и гармоничностью.

    1. Упор на процесс производства.

      Этот  метод основан на стремлении руководителя заставить подчиненных работать так, чтобы достичь максимальной производительности. Руководители, которые  поддерживают подобный стиль поведения, требуют строгого подчинения рабочим распорядкам, четкого выполнения задач, стоящих перед всем коллективом. Они зачастую автократичны в своих решениях, превыше всего ставят правила, инструкции, процедуры.

      При управлении по второму принципу (внимание на производство) уровень травматизма, заболеваний, прогулов значительно выше, чем при ином подходе к управлению. Однако в коллективах, где отсутствует четкая структура и сплоченность, применение жесткого стиля управления является только положительным фактором, повышает уровень удовлетворения трудом.

      Выявлено  пять стилей руководства:

    1. Авторитарное руководство

      Эта позиция характерна для менеджеров, которые во главу угла ставят заботу о производстве и практически  не осуществляют никакой социальной деятельности. Они считают, что такая  деятельность является проявлением мягкотелости и ведет к посредственным результатам. Кроме того, они считают, что качество управленческих решений не зависит от степени участия подчиненных в его принятии. Положительными чертами менеджеров такого типа являются высокий уровень ответственности, трудоспособности, организаторский талант, интеллект. Однако между таким руководителем и его подчиненными постоянно сохраняется дистанция, часто отсутствует прямая связь и взаимопонимание, сохраняется лишь удовлетворительный уровень групповой дисциплины.

    1. Социальное руководство

      Эта позиция характеризует руководителей, которые уделяют особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, чего нельзя сказать о процессе производства. Менеджеры такого типа предполагают, что основа успеха заложена в поддержании атмосферы доверия, взаимопонимания в коллективе. Такой руководитель, как правило, любим подчиненными, они готовы в трудную минуту поддержать своего лидера. Текучка кадров на предприятиях с таким стилем управления очень низка, как, впрочем, и количество прогулов, а уровень удовлетворения трудом очень высок. К сожалению, излишняя доверчивость к подчиненным часто ведет к принятию половинчатых непродуманных решений, за счет этого страдает производство. Расторопные подчиненные весьма часто употребляют доверием к себе либо даже стараются заменить собой мягкотелого лидера.

    1. Производственно-социальное управление

      Эта позиция характеризует тот тип  руководителя, который умело сочетает заботу о  людях с заботой о  производстве. Такой менеджер считает, что компромисс во всех случаях – лучшее решение, он есть основа для эффективного управления. Решения должны приниматься руководителем, но обязательно обсуждаться и корректироваться с подчиненными. Контроль над процессом принятия решений является как бы компенсацией для рабочих за осуществлением контроля над их деятельностью в процессе производства. Положительными чертами руководителей такого типа является, постоянство, заинтересованность в успехе начинаний, нестандартность мышления, прогрессивные взгляды. Однако, к сожалению, прогрессивность взглядов мало распространяется непосредственно на сам стиль управления, что не способствует развитию и движению вперед всего производства. Конкурентноспособность фирм с таким стилем управления иногда оставляет желать лучшего. Как, впрочем, и некоторые стороны внутренней жизни коллектива.

    1. Примитивное руководство или «отдых на работе»

      Эта позиция характеризует такой  тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим  подчиненным, так и к самому процессу производства. Он считает, что управленец может всегда прибегнуть к помощи постороннего эксперимента или специалиста. Такое ведение дел поможет избежать конфликтов, неурядиц, создаст благоприятные условия для работы самого руководителя, а, кроме того, расширит диапазон новых идей, воплощаемых в производство. Как правило, такого управляющего нельзя назвать лидером, маяком. Он скорее просто «хранитель своего портфеля и кресла». Но такое положение вещей не может сохраняться долго. Рано или поздно самые серьезные трудности заставят либо пересмотреть стиль руководства, либо сменить самого руководителя.

    1. Командное руководство или руководство «лицом к лицу».

      Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. В отличие от менеджера позиции, который считает, что залог успеха в компромиссе, данный тип управленца не останавливается на полпути. Он стремится приложить максимум усилий как сфере социальной политике, так и в самом производстве. Причем наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают активное вовлечение подчиненных в процессе принятия решений. Это позволяет повысить удовлетворительность трудом всех работающих и учесть малейшие нюансы, влияющие на эффективность процесса производства. В различных специфических условиях каждый из стилей управления может оказаться весьма эффективным, но в типичной ситуации развития бизнеса наиболее правильным, успешным будет применение командного руководства. 

      3.1 Современные требования к трудовой деятельности руководителя

      

      Теории  руководства помогают нам понять  предрасположенность руководителя к конкретному стилю управления, а также дают представление о  возможной реакции подчиненных  на применение данного стиля. Однако не менее важным является понимание источников руководящей силы лидера. Той силы, которой он обладает изначально, вступая на должность руководителя, и той, что ему еще предстоит приобрести в процессе работы на благо организации и во имя завоевания поддержки со стороны подчиненных.

      Способность лидера оказывать влияние на идущих за ним людей определяется уровнем  руководящего потенциала, реализовать  который в нужной ситуации является его прямой обязанностью. Такая власть над подчиненными известна под названием общественной власти. При этом стоит помнить, что эта власть берет начало в социальном взаимодействии руководителя и подчиненных и при отсутствии желания последних следовать за своим лидером, широта его влияния сужается весьма значительно.

      Прослеживается двенадцать категорий поведения лидера, которые могут быть использованы при обучении молодых и при переобучении опытных руководителей и поможет им понять, что должен  включать в себя процесс управления коллективом.

    1. Главный акцент на производство.

Информация о работе Требования к современному менеджеру