Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:03, курсовая работа
Японский менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.
ВВЕДЕНИЕ 3
глава i. понитие, функции и история менеджмента 4
§1. Этапы и школы в истории менеджмента 4
§2. понятия «менеджмент» и «система менеджмента». требования к менеджменту 4
§3. Социально-экономические функции и цели менеджмента 4
глава ii. модели менеджмента 4
§1. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА 4
§2. Американская модель менеджмента 4
§3. европейская модель менеджмента 4
§4. Российская модель менеджмента 4
§5. СПЕЦИФИКА ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 4
глава iii. сравнительная характеристика моделей менеджмента 4
§1. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
§2. МЕНЕДЖЕРЫ В СРАВНЕНИИ МОДЕЛЕЙ ЯПОНСКОГО И АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 4
§2. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ "РАБОТОДАТЕЛЬ-РАБОТНИК" НА ОСНОВЕ ТИПИЧНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОДЕЛЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА ЕВРОПЕЙСКОГО И МОДЕЛИ АМЕРИКАНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Ошибка! Закладка не определена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4
приложениё
Другим
представителем американской модели
менеджмента, точнее ее «организационной
школы» является Г. Форд (1863 – 1947), названный
в свое время «автомобильным королем».
Специалисты считают, что благодаря
изобретению конвейера при
Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).
Основные принципы системы Г. Форда:
Первая попытка применить
Основоположником
этой американской школы стал Элтон
Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление
должно основываться не на интуитивных
представлениях о человеке, а на
достижениях научной
Для
доказательства своих идей Э. Мэйо в
1927 – 1932 гг. проводит ставший впоследствии
знаменитым Хоторнский эксперимент (г.
Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования
были шесть работниц, составлявших
бригаду по сборке телефонных реле.
Тринадцать раз в течении пяти
лет проводились изменения в
режимах работы, оплате, организации
питания. Работницам внушали, что их
труд имеет большое значение для
общества, науки. Когда при двенадцатом
по счету изменения в условиях
труда все ранее
Данная школа положила начало развитию идей о «человеке в организации», роли «человеческого фактора» в ней.
Представители
этой школы разработали свой инструментарий
управления, который в настоящее
время широко используется на практике:
человеческие отношения; условия работы;
отношения «руководитель –
Один
из важнейших выводов в рамках
«школы человеческих отношений» состоит
в том. что руководителю необходимо
иметь профессиональную подготовку,
которая включает наряду с другими
и «человековедческие»
Большое
место в исследованиях ученых,
примыкающих к школе
Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению.
Управление, основанное на принципе участия, называют партисипативным. Такая идея могла возникнуть только в Америке, стремящейся к демократии или к наибольшей, максимальной выгоде.
Каковы выгоды реализации принципа участия?
Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание сути своей организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информацию о ее деятельности, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.
Во-вторых,
личное участие членов организации,
в том числе рядовых
В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь управлением, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.
В-четвертых, партисипативное управление объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.
В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д., т.е. Внешней по отношению к предприятию среды. Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.
Первая революция, по их
Авторами идеи «
Партисипативное управление
• предоставление работникам права самостоятельного принятия решений;
• привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);
•предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
• участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений;
• предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:
1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.
2. Создание рабочих советов (
3. Разработка систем участия в прибыли.
4. Привлечение представителей рабочих
в советы директоров корпораций. [11]
Формирование западноевропейской модели менеджмента
Заметное
влияние на формирование европейского
менеджмента оказали английские
исследователи. Английские ученые внесли
существенный вклад в разработку
метода «исследования операций», который
впервые зародился в Англии в
40-х гг., в связи с необходимостью
решения некоторых военных
Проблемами научного управления производством в Германии занимался германский промышленник, государственный деятель и публицист Вальтер Ратенау. Став в 1899 г. членом правления возглавлявшейся отцом «Всеобщей компании электричества» (АЭГ), а в 1915 г. после смерти отца — ее председателем, добился превращения ее в одну из крупнейших в Германии и ведущих в мире промышленных корпораций по производству электроэнергии.
В 1929—1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:
Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются, прежде всего, правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения.
Теоретические
истоки немецкой модели менеджмента
относятся к началу прошлого столетия.
Ее родоначальником следует