Трудовые ресурсы: набор персонала, отбор и подготовка кадров как важнейшая часть управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание

Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Подбор и отбор работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха.
Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики предприятия и одним из ключевых элементов не только системы управления персоналом, но и всей системы управления деятельностью коллектива.
Хороший, дееспособный и сплочённый персонал - основной залог долговременного успеха, высокоэффективное направление вкладывания капитала. Сегодня человек - это главный стратегический ресурс любой компании в борьбе с конкурентами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ………………………………………………………………………….…5
1.1. Классификация и структура персонала предприятия …………...….5
1. 2. Понятие и методы набора и отбора персонала……………………..9
1.3. Подготовка квалифицированных рабочих кадров………………...16
ГЛАВА 2. «НИКАМЕД» КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………..22
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………..22
2.2. Система управления кадрами предприятия………………………...24
2.3. Планирование трудовых ресурсов в деятельности предприятия…28
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА……………………….....30
3.1. Проблемы набора персонала в современных условиях хозяйствования……………………………………………………………………30
3.2. Применение новых методов оценки персонала……………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Основы_менеджмента_Р.doc

— 373.00 Кб (Скачать документ)

Кроме того, следует отметить и другие  недоработки:

а)  Недостаточно чёткая кадровая  политика

Для рационального использования трудового резерва, для своевременного обеспечения организации персоналом, для эффективности работы кадров необходимо  более полно  определить основные направления работы с персоналом (требования к персоналу, оплата труда, материальное стимулирование).

б) Нет долгосрочного планирования

Подбор кадров осуществляется лишь в тот момент, когда возникает острая необходимость заполнения вакансий. При этом допускаются ряд ошибок: запаздывание в обеспечении торгового процесса необходимыми кадрами, прием персонала не совсем соответствующего  требованиям из-за срочной потребности в приеме.

в) Отсутствие кадрового резерва

Нехватка работников особенно ощутима во время отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности  организации в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу).

г) Недостаточное   поощрение инициативы работников

 

 

2.3 Планирование трудовых ресурсов в деятельности предприятия

Изучив сложившееся в ЗАО «Никамед» состояние работы  по управлению персоналом, считаю необходимым в целях её совершенствования  выполнить следующие мероприятия:

Раздел

Содержание мероприятий

Основные результаты

 

Совершенствование структуры

 

Оптимизация численности персонала, вертикальных и горизонтальных связей

                 Новая рациональная организационная структура управления

                 Новое штатное расписание

Раздел

Содержание мероприятий

Основные результаты

 

Система отбора персонала

      Определение потребности в кадрах

      Выработка критериев для отбора кадров

      Разработка процедур отбора

      Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции

      Форма анкеты для получения первичной информации о кандидатах

      Методы отбора, формы регистрации работы (журналы, бланки), контроль

 

Адаптация работников

      Подготовка правил по  культуре поведения

      Программа введения работников в организацию

    Справочник для работников

    Рекомендации по реализации процедуры введения новых работников

    Программа по закреплению кадров

    Положение о порядке и организации работы по адаптации новичков, поступивших на работу

 

Обучение персонала

 

Разработка программ обучения для новичков и  постоянного персонала

      Планы и программы обучения по направлениям

      Оценка эффективности обучения

 

Оценка результатов работы персонала

     Разработка стандартов по деятельности работников

     Разработка процедур аттестации и оценки персонала

     Анализ выполнения стандартов

     Положение о проведении аттестации

     Формы и бланки по аттестации

     Формы индивидуальных отчетов

 

Система стимулирования

     Проведение опросов по вопросам отношения к своей работе

     Разработка Положения о премировании

     Создание фонда стимулирования

      Результаты проведенных опросов

      Формы стимулирования,  методы оценки показателей для материального поощрения

      Фонд планового и разового премирования персонала

ГЛАВА 3.  Проблемы и рекомендации по совершенствованию отбора персонала

3.1.  Проблемы набора персонала в современных условиях хозяйствования

Основной задачей при найме персонала на работу является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. При этом следует ответить на вопрос: "Где и когда потребуется работники?".

Наибольшее распространение получили следующие источники найма на работу: люди, случайно зашедшие в поисках работы; объявления в газетах; средние школы, колледжи, техникумы; профессионально-технические училища, высшие учебные заведения, службы по трудоустройству; частные агентства по найму; объявления по радио и телевидению; профсоюзы и др.

Прежде чем начать отбор сотрудников вне организации, администрации следует предложить своим работникам найти кандидатов среди знакомых или родственников, желающих подать заявление о приеме на работу.

Для удовлетворения потребностей организации во временном найме существуют специальные агентства. Временный работник, обладающий необходимыми для данной должности навыками, может выполнять особые задания. Преимущество, которое дает использование временных работников, состоит в том, что организации не приходиться выплачивать им премии, обучать их, обеспечивать компенсациями и заботиться о последующем продвижении по службе. Временного работника можно как принять, так и уволить в любое время в зависимости от требований выполняемой им работы. Недостатком временных работников является то, что они обычно не знают специфики работы организации, что мешает эффективной деятельности организации. Обращение к специализированным организациям, занимающимся привлечением, наймом, подготовкой персонала, аналогично временных работников, но в этом случае работники не являются временными[11].

Таблица 5. Схема найма работника

                Рынок труда                                                                            Организация

Специалисты, их возможности и способности

 

Должности, их характеристика и специальность

                                                                                                                                  

 

Схема оценки индивидуальных способностей

 

Описание существующих или создаваемых должностей (необходимая квалификация, уровень знаний, навыков)

                                                                                                                                  

Составление иерархии кандидатов в соответствии с потребностями организации

 

Формирование иерархии потребностей организации в кадрах

                                                                                                                                

                 Кандидат                                                                               Должность

Определение соответствия кандидатов потребностям организации,

прием специалистов, заключение контрактов

При найме на работу проводится собеседование с поступающим, которому задают заранее подготовленные вопросы.

При найме в процессе проведения собеседования работникам кадровых служб приходится решать ряд следующих проблем:

Первая из них связана с необходимостью защиты организаций от влияния процессов криминализации. Решение этого вопроса имеет тем большее значение для организации, чем более конфиденциальный характер имеет информация в обеспечении эффективной работы организации. Помимо усилий конкурентов, которые готовы использовать приемы экономического и научно-технического шпионажа для получения необходимой информации, в настоящее время серьезную опасность представляют группы организованной преступности, которые, стремясь к новым доходам, а также к легализации источников своих доходов, проводят активный поиск возможностей внедрения в успешно работающие организации для захвата там руководящих позиций и изъятия в свою пользу собственности высокорентабельных организаций[12].

Другая проблема в работе кадровых служб в настоящее время связана с оценкой влияния на уровень профессионализма вновь нанимаемых на работу, условий их жизни и деятельности в переломный период 1992-1998гг.

Именно в этот период - при резкой ломке экономических отношений многие вполне профессиональные специалисты были вынуждены сменить профиль своей деятельности, чтобы получать необходимые средства к существованию. Работая в условиях невостребованности образования и опыта, некоторые из них добились успеха в новой сфере деятельности, а другие не смогли обрести необходимый статус. Возвращение в прежнюю сферу деятельности тех, кто не смог адаптироваться к новым условиям, - процесс достаточно сложный, поскольку часть навыков и профессиональных знаний за этот период были утрачены. В результате как у самого кандидата, проходящего собеседование, так и у работников кадровых служб могут быть серьезные сомнения в возможности полного восстановления у него утраченного уровня профессионализма. В этих условиях работник кадровой службы должен не только оценить перспективы реабилитации профессионального уровня оцениваемого кандидата, но и постараться - даже при проведении дополнительных переговоров - хотя бы частично восстановить утраченное данным претендентом чувство уверенности в своих профессиональных качествах. Даже в том случае, когда есть серьезные сомнения в пригодности данного кандидата, необходимо, чтобы в ходе собеседования он мог проявить лучшие стороны своего профессионализма - в этом случае его оценка как возможность кандидата может быть достаточно объективной. Для того чтобы это произошло, необходимы определенные психологические приемы ведения собеседования, которыми должен владеть работник службы управления персоналом. Владение этими приемами и их использование для максимального раскрытия потенциальных возможностей кандидата позволит организации получить необходимого ей специалиста в сложных условиях частичной утраты его доверия к самому себе.

Вместе с тем, при всем доброжелательном и терпимом отношении к проверяемому кандидату, работник кадровой службы должен отдавать себе отчет в том, что специалист - какой бы квалификацией он ни обладал - в условиях полной утраты доверия к своим возможностям может принести серьезный вред организации. В этом случае потери от неверных решений могут быть весьма велики, однако они могут быть вполне сопоставимы с ущербом от негативного психологического влияния неудачного выбора. Последнее определяется тем, что во многих случаях даже временные неудачи в жизни и тем более - утрата статуса полноценного и профессионального специалиста - могут быть причиной серьезного изменения стиля повседневного поведения. Человек, поставивший себе диагноз неудачника, резко меняет формы общения с окружающими. Существенную роль в этом случае будет играть его критическое отношение не только к жизненным ценностям, но и к тем, с кем ему приходиться сталкиваться, - родным, друзьям, сослуживцам, руководству и т.д. Такое поведение является причиной проявления конфликтов в коллективах организаций. В этих условиях работник кадровой службы должен взять на себя не легкую задачу диагностики возможного изменения поведения кандидата на вакантную должность. Для этого кадровому работнику необходима хорошая психологическая подготовка, либо он должен использовать знания привлекаемого специалиста-психолога[13].

Наибольшие сложности представляет собой отбор при найме работников высшего эшелона - руководителей организации, их заместителей, руководителей отдельных направлений деятельности организации. Очевидно, что основу организации оценки качества руководителей высших эшелонов в рамках данной организации составляет парадоксальное убеждение: чем выше должность, которую должен занимать претендент, и чем выше ответственность, которую он должен нести, тем меньше число людей могут выполнять эту работу. Основная причина этого - низкий уровень профессионализма кадровой работы, присущий руководителям разных уровней (отметим, что парадокс заключается в том, что чем выше уровень руководителя, тем больше он предпочитает руководствоваться собственным мнением и тем меньше доверять научному профессиональному отбору и подбору соответствующих специалистов). Подобный подход - прямое следствие узости профориентации руководителей высших эшелонов, которые из-за высокой ежедневной нагрузки ограничивают объемы поступающей к ним и используемой информации, главным образом сугубо узкими рамками, имеющими непосредственное отношение к проблемам руководимых ими организаций. Проблемы научного подхода к кадровому отбору в этих условиях часто остаются вне их интересов. Исключение составляют те руководители организации, которые по роду своих обязанностей профессионально занимаются отбором персонала.

Информация о работе Трудовые ресурсы: набор персонала, отбор и подготовка кадров как важнейшая часть управления