Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:55, дипломная работа
Объект исследования: совокупность кадровых процессов на предприятии.
Предмет исследования: условия и факторы формирования кадровой политики предприятия.
Цель исследования: выявление условий и факторов, влияющих на формирование кадровой политики предприятия на современном этапе его деятельности.
Введение
1. Принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации
1.1 Организационная стратегия как основа формирования кадровой политики
1.2 Типологические особенности кадровой политики и кадровой работы в организации
1.3 Комплексный анализ управления формированием кадровой политики организации
2. Особенности реализации кадровой политики предприятия в современных условиях
2.1 Изучение опыта формирования кадровой политики на комбинате хлебопродуктов ЗАО "Мелькрукк" (г. Брянск)
2.2 Исследование особенностей реализации кадровой политики в управлении персоналом (на материале ЗАО "Мелькрукк", г. Брянск)
2.3 Возможности совершенствования кадровой политики предприятия в современных условиях
Заключение
Список источников и литературы
Вторым этапом формирования кадровой политики является этап программирования. Цель программирования - разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможных изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, - представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации.
Например, в ситуации закрытой кадровой политики не следует разрабатывать и использовать программы внешнего набора. Более логично в такой ситуации обратиться к знакомым сотрудников, учащимся корпоративных учебных заведений.
Завершающим этапом проектирования
организации является мониторинг персонала.
Его цель - разработка процедур диагностики
и прогнозирования кадровой ситуации.
На данном этапе важно определить
существенные индикаторы состояния
кадрового потенциала, а также
разработать комплексную
При осуществлении мониторинга
на постоянной основе многие кадровые
программы можно включить в единую
систему внутренне связанных
между собой программ. Имея четкое
представление о
Таким образом, кадровая политика организации перестаёт отвечать своей роли, превращаясь в совокупность "застывших" и устаревших догм, не воспринимаемых людьми и не отвечающих их ожиданиям и пониманию. Необходимо постоянное её развитие и совершенствование в соответствии со стратегией организации, с кадровой стратегией, которые определяют принципы и правила работы с персоналом.
На каждом этапе жизненного цикла организации реализуется намеченная кадровая политика, и в процессе реализации идёт её уточнение, а если необходимо, то и перепроектирование в соответствии с факторами внешней среды и принятой стратегией развития производства.
Способ проектирования кадровой политики зависит от стадии развития организации, что требует учитывать и характерные для её развития ограничения. Охарактеризованные выше стадии развития организации и задачи кадровой работы, согласованные с этапами проектирования кадровой политики кратко обобщены и представлены в таблице 3.
Матрица комплексного анализа управления формированием кадровой политики организации
Таблица 3Стадии развития предприятия Задачи кадровой работы Этапы проектирования кадровой политики
Нормирование Программирование
Анализ рынка
труда. Отбор Формулирование
менеджеров и требований к будущим
специалистов. работникам. Анализ Программы набора.
формирования Набор функций и моделировали адаптации работников.
аНИЛ персонала рабочих мест. Разработка
Формирование штатного расписания
оргкультуры.
Стадия интенсивного роста Набор новых сотрудников, их адаптация. Формализация правил, символов и норм организационного поведения. Создание Программы отбора, адаптации Изучение условий и факторов, влияющих на удовлетворённость трудом, социально-
Сохранение корпоративной
культуры политики фирмы в документах и правилах корпоративной
культуры.
Разработка
оптимальных схем
Снижение оценки и Анализ
Стадия стабялиза ции затрат на персонал. Подготовка изменений при выборе Новые цели и варианты деятельности закрепляются в нормативных стимулирования труда, увязанных с получением прибыли. Разработка новых форм организации труда. производственной деятельности, выявление источников потерь. Оценка эффективности
ориентации на докум игах Аттестация персонала, деятельности
развитие аттестация рабочих персонала.
мест. Управление
карьерой.
Организационно
-кадровый Анализ функций и
аудит. Создание моделирование рабочих Кадровые программы
1 Стадия 1 кризиса кадровых условий для работы мест. Разработка стратегии реорганизации. поддержки реорганизации: профконсультирование, Оценка персонала с целью недирективного
перспективных Формулирование
участков. требований к будущим сокращение.
Сокращение работникам
персонала
В первой главе дипломной работы мне удалось: сосредоточить внимание на анализе понятий "кадровая политика", "кадровая стратегия организации", аргументировать необходимость следования принципу единства кадровой политики и кадровой стратегии бизнес-стратегии организации, определить существенные различия для моделей кадровой работы "управление персоналом" и "управление человеческими ресурсами", определить условия и факторы, уровни управления формированием кадровой политики предприятия и объединить учтённые условия и факторы в матрице комплексного анализа, послужившей теоретической моделью анализа и обобщения результатов эмпирического исследования кадровой политики предприятия ЗАО "Мелькрукк".
2. Особенности реализации кадровой политики предприятия в современных условиях
2.1 Изучение опыта формирования
кадровой политики на
Возможности изучения опыта формирования кадровой политики на комбинате хлебопродуктов ЗАО "Мелькрукк", реализованные мною в период преддипломной практики в процессе наблюдений, бесед с работниками, а также анализа документов, позволяют охарактеризовать некоторые стороны управления кадровой политикой предприятия в современных условиях.
Так или иначе, но кадровая политика каждого предприятия объективно является составной частью стратегически ориентированной политики организации. Она имеет тесную взаимосвязь со всеми областями хозяйственной политики и призвана обеспечивать все подсистемы предприятия необходимыми работниками, способными эффективно справляться с поставленными задачами. Это понимают и признают персонал-менеджеры предприятия. Успех на рынке зависит от профессионализма людей, работающих на предприятии, так как именно люди вводят в действие все ресурсы предприятия и предопределяют их использование. И, в этой связи, управление персоналом представляет собой важнейшее звено всей управленческой системы предприятия. Именно поэтому менеджеры по персоналу и специалисты кадровой службы должны быть профессионалами, готовыми и способными совершенствовать кадровую работу в соответствии с требованиями времени.
Исходя из идеи поэтапного
развития организации, проследим условия
и возможности становления
Комбинат хлебопродуктов ЗАО "Мелькрукк" начал свою деятельность в 1950 году. Предприятие представляло собой элеватор ёмкостью 16 тысяч тонн и мельницу для переработки ржи. На протяжении сорока лет комбинат постепенно вводил в действие новые мощности. В 1989 - 1991 годах была проведена самая значительная реконструкция предприятия: осуществлено полное техническое перевооружение, установлено новое высокопроизводительное оборудование. В 1990 году комбинат реорганизовался в арендное предприятие, а в 1992 году стал акционерным обществом закрытого типа "Мелькрукк". В этот же период производится реконструкция внешних и внутренних форм хозяйствования, создаются принципиально новые структурные подразделения (коммерческий отдел, отдел маркетинга, отдел ценных бумаг, отдел комплексной автоматизации и компьютеризации, служба стратегического развития). Постепенно создаётся сбытовая сеть, внедряется финансовое планирование и бюджетирование. В период с 1992 по 2003 год на предприятии введен в эксплуатацию элеватор, цех по производству проса и освоено новое фасовочное оборудование.
Теперь проследим, какие преобразования, связанные с развитием предприятия, претерпел отдел управления персоналом, как эти изменения отразили содержание кадровой политики предприятия.
С точки зрения кадровой
работы она велась в традиционном
ключе на базе отдела кадров до 1999 года.
Работа отдела сводилась к привлечению
работников на свободные рабочие
места. В части обеспеченности кадрами
этому способствовала существовавшая
система распределения
В период реорганизации предприятия
и на этапе выхода его из стадии
кризиса, кадровая служба выполняла
вспомогательную функцию
Переход предприятия от стадии
динамического роста к стадии
прибыльности заставил руководство
взглянуть иначе на вопросы работы
с кадрами. К этому периоду
предприятие расширяло
В 2000 году была создана самостоятельная проектная группа, которая участвовала в совместной разработке корпоративной кадровой политики предприятий единого акционера: "Мелькрукк"; "Унеком"; "Брянск-пиво"; "Иочеп-мясо"; "Новозыбковский хлебокомбинат". В состав группы входили: психолог, менеджер по персоналу, менеджер по обучению, менеджер по специальным вопросам. Группа функционировала на базе ЗАО "Мелькрукк".
Указанная проектная группа содействовала разработке и внедрению единых концептуальных взглядов, идей, требований, принципов управления и развития персонала на предприятиях, осуществляя их легитимизацию в виде нормативно-методических документов, что расширяло возможности формирования кадровой политики предприятия на стадии его обновления.
В этот же период традиционный отдел кадров ЗАО "Мелькрукк" преобразовался в отдел управления персоналом. Состав отдела в 2000 году пополнился новыми специалистами. В его состав входили; начальник отдела управления персоналом, менеджер по организации труда, специалист и делопроизводитель. Подчинялся отдел заместителю директора по персоналу.
Как известно, структура кадровой службы определяется её функциями, соответственно, именно в этот период на предприятии происходят коренные изменения в области управления персоналом. Осознаётся потребность непрерывного прогрессивного развития персонала в соответствии с развитием деятельности самого предприятия.
В этот период отдел управления персоналом участвовал в разработке "Целей по качеству ЗАО "Мелькрукк" и "Политики в области качества" -документов, фокусирующих корпоративные стандарты предприятия. Эти документы объявляют персонал предприятия его основным ресурсом, командную работу - залогом эффективной деятельности предприятия. Таким образом, очевидно, происходило формирование философии предприятия, как базового уровня его корпоративной культуры.
В соответствии со стратегиями прибыльности и ориентации на качество разрабатывается "Положение о персонале ЗАО "Мелькрукк" (2001 г.), где также были обозначены и цели деятельности в отношении развития персонала, например: "... обеспечение материального благосостояния и всестороннего развития персонала предприятия на основе выпуска и реализации качественной продукции; создание стабильного коллектива высококвалифицированных работников, удовлетворённых своим трудом и способных решать задачи, стоящие перед предприятием".
Положение содержало интересные
сведения об ожиданиях работодателей
по отношению к персоналу
Были сформулированы нормы деловой этики для сотрудников организации, так как именно с сотрудниками сталкивается клиент и через их поведение понимает, какие цели и способы деятельности характерны для данной организации. Для примера приведено содержание документа "Нормы дедовой этики" в Приложении к дипломной работе 3.
Определённая жёсткость в требованиях к тщательному выполнению всех прописанных технологических процедур и ведению документации поддерживается проводимой стратегией повышения качества выпускаемой продукции предприятия.
При переходе от стадии динамического
роста к стадии стабилизации кадровая
политика предприятия становится реактивной
и обслуживает актуально
В 2001 году были обновлены
Правила внутреннего трудового
распорядка, определяющие порядок приёма
и увольнения персонала, основные права
и обязанности работников и администрации,
продолжительность рабочего времени
и времени отдыха, поощрения за
успехи в работе, дисциплинарную ответственность
за нарушение дисциплины труда, ряд
вопросов оплаты труда, социального
страхования и компенсаций