Управление инновационной деятельностью в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в рассмотрении методов управления инновационной деятельностью в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность инновационного менеджмента и научно технической политики;
-определить этапы разработки и внедрения новой продукции;
- рассмотреть организационные моменты инновационного менеджмента и показать все этапы инновационной деятельности на примере японских фирм.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава I «Инновационный менеджмент

и научно техническая политика»…………………………………3

§1. инновационный менеджмент……...……………………………3

§2. научно-техническая политика…………………………...……...4

Глава II «Разработка и внедрение новой продукции»……………………..7

§1. основные этапы процесса инновации…………………………..8

§2. программа маркетинга по новому продукту………...……….10

Глава III «Организационные формы

инновационного менеджмента»……………………………….14

§1. система управления процессом инновации…….……………...16

§2. инновационный менеджмент

в фирмах Японии и США……………….………………………20

Заключение………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

КР по менеджменту(готово).docx

— 65.98 Кб (Скачать документ)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего  профессионального образования

Тульский  государственный университет 

Кафедра финансов и менеджмента 

Менеджмент

Курсовая  работа

«Управление инновационной деятельностью в  организации» 
 

Выполнил 

Ст. гр.750781в                                                                                        Комарова О.Д.

Проверил

                                                                          проф. Михалёва Е.П. 
 
 

2010г.

Содержание:

       Введение………………………………………………………………………2 

       Глава I «Инновационный менеджмент

                и научно техническая  политика»…………………………………3 

              §1. инновационный менеджмент……...……………………………3

              §2. научно-техническая политика…………………………...……...4 

       Глава II «Разработка и внедрение новой продукции»……………………..7 

              §1. основные этапы процесса инновации…………………………..8

              §2. программа маркетинга по новому продукту………...……….10 

       Глава III «Организационные формы

                 инновационного менеджмента»……………………………….14 

              §1. система управления процессом инновации…….……………...16

              §2. инновационный менеджмент

                 в фирмах Японии и США……………….………………………20 

       Заключение………………………………………………………………….24

       Список  литературы…………………………………………………………26 

Введение:

       Менеджмент  как современная система управления фирмой, предприятием, действующими в  условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений. Рассмотренная тема актуальна в настоящее время, т.к. особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, в необходимости достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. Система управления, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.

       Этим  обусловлено постоянное совершенствование  менеджмента в промышленных предприятиях в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей и обострением проблемы сбыта, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и других параметров продукции, ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления воздействуют на организационную структуру фирмы и ведут к перераспределению функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д.

       Цель  работы состоит в рассмотрении методов  управления инновационной деятельностью в организации.

       Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

       -раскрыть  сущность инновационного менеджмента и научно технической политики;

       -определить  этапы разработки и внедрения  новой продукции;

       - рассмотреть организационные моменты инновационного менеджмента и показать все этапы инновационной деятельности на примере японских фирм.

       Инновационный менеджмент и научно техническая политика

       Инновационный менеджмент

       Инновационный менеджментодно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его цель — определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработки и внедрения новой продукции (инновационная деятельность); модернизации и усовершенствования выпускаемой продукции; дальнейшего развития производства традиционных видов продукции; снятия с производства устаревшей продукции. 

       Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

    • разработку планов и программ инновационной деятельности;
    • наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
    • рассмотрение проектов создания новых продуктов;
    • проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
    • обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
    • обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
    • создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем — от идеи до серийного производства продукции.
 

       Особенность современного этапа развития инновационной   деятельности — образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. Это предполагает наличие тесной связи всех этапов цикла «наука — производство». Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации фирмы.

       В современных условиях в инновационной  политике крупных фирм отчетливо проявилась тенденция к переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она выражается, прежде всего, в стремлении к повышению в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических услуг: инжиниринговых, лизинговых, консультационных и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции. 

       Особенно  заметно эти тенденции проявляются  в инновационном менеджменте у американских машиностроительных ТНК, которые концентрируют свои усилия на разработке и производстве продукции высокой технической сложности (радиоэлектронной техники, особенно ЭВМ и микропроцессоров, средств связи, авиакосмической техники, энергетического оборудования, средств автоматизации и др.). Они стремятся за счет монополизации выпуска таких изделий обеспечить быструю амортизацию капитала и сохранить лидерство в определенных секторах рынка машин и оборудования. Одновременно они стремятся к значительному снижению издержек производства в традиционных отраслях машиностроения в целях повышения их конкурентоспособности. 

Научно-техническая  политика 

       Научно-техническая  политика разрабатываемая в производственном отделении научно-техническая политика выступает как средство реализации, во-первых, общей хозяйственной политики фирмы и, во-вторых — оперативно-хозяйственных задач, решаемых в производственном отделении. 

       Она ориентирует деятельность производственного  отделения по тем направлениям, которые могут обеспечить повышение эффективности производства путем создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению экономического потенциала фирмы. 

       Перед научно-технической политикой стоят  следующие основные задачи:

    • быстрая и четкая адаптация производства к постоянно меняющимся условиям конкретных рынков;
    • внесение соответствующих коррективов в текущие и среднесрочные планы;
    • минимизация затрат в связи с изменением планов.
 

       Обычно  научно-техническая политика разрабатывается  по трем важнейшим направлениям: ориентации производства на выпуск новых товаров, на быстрое техническое обновление выпускаемой продукции и на выпуск традиционных товаров, явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках. 

       Разработка  научно-технической политики предполагает обоснованное решение следующих вопросов. 

       1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению. Такая политика ориентирована на создание новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности и активным воздействием на потребителя. Реализация такой политики требует больших затрат на НИОКР, наличия серьезных заделов в научно-технической деятельности, достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской работе, возможностей быстрого освоения продукции и внедрения ее в массовое производство. Характерная особенность современного этапа: конкуренция фактически начинается еще на этапе НИОКР и разработки новой продукции.

       2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке. В качестве выбора стратегии предполагается ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо ориентация на следование за лидером. В том и другом случае решается вопрос о создании продуктов-аналогов с более высокими технико-экономическими показателями либо имитация продукции, предлагаемой лидером. Реализация такой политики требует наличия мошной базы опытно-конструкторских работ и способности быстрого реагирования на требования рынка путем создания новшеств, воплощающих либо идею лидера, либо сам продукт. В этом случае хозяйственное звено фирмы не несет крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с новой продукцией, основанной на новых технических решениях, и снять свою долю сливок, пока рынок не будет насыщен. Вместе с тем оно должно быть ориентировано на постоянное изыскание новых областей уже применяемых новинок. 

       3. Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает решение таких вопросов, как целесообразность внесения изменений и усовершенствований в целях модернизации продукции и достижения технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемых конкурирующими фирмами.

       Ориентация  производства на выпуск изделий с  улучшенными свойствами требует определения целесообразности и эффективности такой деятельности с учетом постоянной необходимости снижения издержек производства и совершенствования технологии производства. Для реализации такой политики необходимы относительно небольшие расходы на НИОКР, хорошо отработанная технология, опирающаяся на относительно невысокие издержки производства благодаря использованию стандартизированных частей и деталей при выпуске многих модификаций изделий. 

       Научно-техническая  политика должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик уже освоенной продукции и реализовываться на основе составления программ освоения новых изделий и технологических процессов. Такая политика может предусматривать выпуск усовершенствованной продукции, созданной на основе собственных разработок товаров — аналогов новинок, появившихся на рынке, или путем заимствования научно-технических достижений других фирм в результате приобретения лицензий, ноу-хау, а также выпуск продукции на основе межфирменного кооперирования путем получения компонентов и деталей новой конструкции, обеспечивающих модернизацию изделий и улучшение их технико-экономических характеристик. 

Информация о работе Управление инновационной деятельностью в организации