Управление инновационной деятельностью в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 23:55, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в рассмотрении методов управления инновационной деятельностью в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность инновационного менеджмента и научно технической политики;
-определить этапы разработки и внедрения новой продукции;
- рассмотреть организационные моменты инновационного менеджмента и показать все этапы инновационной деятельности на примере японских фирм.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2

Глава I «Инновационный менеджмент

и научно техническая политика»…………………………………3

§1. инновационный менеджмент……...……………………………3

§2. научно-техническая политика…………………………...……...4

Глава II «Разработка и внедрение новой продукции»……………………..7

§1. основные этапы процесса инновации…………………………..8

§2. программа маркетинга по новому продукту………...……….10

Глава III «Организационные формы

инновационного менеджмента»……………………………….14

§1. система управления процессом инновации…….……………...16

§2. инновационный менеджмент

в фирмах Японии и США……………….………………………20

Заключение………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

КР по менеджменту(готово).docx

— 65.98 Кб (Скачать документ)

       5. Центры развития — это также новая форма организации инновационного процесса, предполагающая создание хозяйственно самостоятельных подразделений, не связанных с основной сферой деятельности фирмы. Для центров устанавливаются такие показатели хозяйственной деятельности, которые на первом этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объема продаж и способствуют завоеванию рыночных позиций. Одновременно осуществляется стимулирование руководителей и персонала центра следующим образом: предполагается, что зарплата сотрудников и вознаграждение управляющих зависят непосредственно от коммерческих результатов деятельности центра; в то же время коммерческие риски и неудачи, связанные с производством и сбытом новой продукции, не влекут за собой административных санкций или штрафов. 

       6. В новой системе управления нововведениями отделы НИОКР в производственных отделениях стали играть более важную роль, чем раньше. Они осуществляют не только поиск и разработку новых перспективных идей, но и их быстрое доведение до стадии освоения, производства и сбыта. Поэтому они более заинтересованы в создании научно-технических заделов для следующего поколения продукции. Для современных условий характерно усиление взаимного обмена персоналом между отделами НИОКР и отделами обеспечения производства в рамках производственного отделения, перевод персонала из центральных лабораторий в другие подразделения, включая лаборатории прикладных исследований, проведение регулярных совместных консультаций. О повышении роли отдела НИОКР свидетельствует также увеличение объемов их финансирования в сумме, составляющей от 3 до 10% объема продаж продукции соответствующего производственного отделения. 

       7. Венчурные подразделения организуются в крупных компаниях на основе создания собственных фондов «рискового капитала». В середине 1980-х годов в США из 509 компаний, специализировавшихся на «рисковых капиталовложениях», 44 принадлежали непосредственно крупным фирмам. Средства венчурных фондов часто вкладываются в небольшие начинающие фирмы, которые впоследствии поглощаются крупными, либо с ними устанавливаются долгосрочные межфирменные связи. 

       8. Специальные централизованные фонды стимулирования нововведений создаются за счет части прибыли компаний и используются на ускорение внедрения новой продукции в серийное производство. Например, в компании General Electric за счет централизованных фондов финансируются исследования и разработки, имеющие значение для деятельности всей фирмы. Из этих средств создаются впоследствии фонды внедрения (венчурные фонды), которые могут использоваться как инвестиции в независимые венчурные фирмы или в венчурные фирмы, принадлежащие корпорациям. Централизованные фонды способствуют увязке инновационных проектов и общей стратегии фирмы.

       9. Фонды стимулирования нововведений в производственных отделениях создаются для стимулирования НИОКР прикладного характера, связанных с потребностями производственного отделения. Такие фонды позволяют отделениям более активно включать научно-технические программы в свои планы. 

       10. Консультационные или аналитические группы создаются в крупных компаниях (например, Mitsubisi) в составе исследователей, управляющих, представителей функциональных подразделений. В их функции входит: прогнозирование развития технологии и спроса на новую продукцию, выбор перспективных идей, определение тематики исследований, координация работы ученых и инженеров, работающих в производственных отделениях в рамках специальных проектов. Эти группы выступают в качестве консультантов по широкому кругу вопросов научно-производственной деятельности фирмы.

 

Инновационный менеджмент в фирмах Японии и США 

       Обследование  компаний Японии показало приоритетное использование в организации управления инновационным процессом проектных групп — временных и постоянных. 

       Известно, что японские компании завоевывают  мировой рынок через разработку новых видов продукции, используя для этого разнообразную информацию (табл. 1). Так, компания Seiko первой разработала часы на жидких кристаллах и в результате этого захватила крупнейшую часть мирового рынка. Компания Honda создала высококачественную модель небольшого мотоцикла, которая вскоре стала доминирующей на мировом рынке в своем классе. Это относится и к компании Canon, и к судостроительной фирме Matsusita. 

       Японские  фирмы придают большое значение творческой разработке новых товаров  на основе технологии своей компании. Они широко используют комплексный подход к инновационной деятельности. Служба разработки новой продукции у них обычно охватывает всю сферу деятельности компании. 

       Как и в американских фирмах, в японских компаниях относительно немного  новых идей было материализовано  в продуктах, внедренных в массовое производство и доведенных до продажи на рынке. По данным опроса, в японских успешно функционирующих компаниях 33% персональных идей дошли до стадии технической разработки, 47% — до стадии коммерческой разработки, прогнозирования возможностей их реализации. 56% — были полностью приняты и материализованы в образцах, выпущены в массовое производство и дошли до рынка. Общий удельный вес идей, полностью реализованных в массовом производстве и потреблении, составил 8,7%. При этом из четырех новых продуктов лишь один принимается потребителем и успешно реализуется на рынке, поэтому для успеха одного нового изделия нужно продуцировать 18 новых идей. 

       В японских компаниях многие удачные  идеи выдвигаются высшими управляющими или в процессе их взаимодействия с низовыми звеньями управления, как  например, в случаях малотоксичного двигателя Honda, кварцевых часов Seiko, камеры с автоматической фокусировкой Konisi, копировальной машины Canon, оптических волокон для передачи информации Sumitomo, синтетической кожи «Ultrasuede» компании Toray. 

Таблица 1 Источники информации для разработки новых продуктов

Вид информации Источник информации

(по  приоритетности в  японских фирмах)

Потребность рынка 1. Анализ использования изделий-аналогов

2. Информация из системы сбыта

3. Отчеты и предложения торговых посредников

4. Исследование быстрорастущих секторов сбыта

5. Исследование недостатков производимых видов продукции

6. Специальные исследования рынка для обнаружения неудовлетворенности потребностей

7. Информация о заменителях

8. Заказы и заявки потребителей

9. Интервью, взятые у покупателей

10. Информация о важнейших видах сырья

11. Информация поставщиков

12. Информация куратора рынка

Конкурентные  изделия 1. Тенденции в разработке новых изделий конкурирующими фирмами

2. Удачные изделия других компаний, в том числе иностранных

3. Наблюдение за товарами-аналогами или родственными товарами на выставках и в магазинах

Зародыши  новых изделий в науке и  технике 1. Направление научных исследований конкурирующих компаний

2. Патентная информация

3. Мнения экспертов по технике и технологии

4. Мнения экспертов по эксплуатации, использованию товаров

5. Статьи в академических изданиях журналов

6. Отчеты о научных конференциях и совещаниях

Выявление новых преимуществ и слабых сторон 1. Маркетинг

2. Исследовательский потенциал

3. Производственная деятельность

 

       Важнейшими  факторами успеха во внедрении новой продукции у японских компаний являются:

    • поддержка высшего руководства компании;
    • удачная организационная структура: солидный исследовательский потенциал и широкие возможности в области маркетинговой деятельности;
    • ориентация разработчиков новых изделий на потребности рынка как высшего критерия успеха, для чего необходимо тщательное изучение всех условий рынка данного товара;
    • поведение людей, участвующих в разработке новых изделий, а также наличие сильного организатора этого процесса;
    • уникальность новой продукции.
 

       В компаниях США затраты на разработку новой продукции распределяются следующим образом.

Разработка  новой продукции Сметные

затраты, %

Фундаментальные (базисные) исследования 3-6
Прикладные  разработки 7-18
Подготовка  технологического оборудования и строительство  новых

предприятий

40-60
Организация  сбыта  (включая  рекламу,  стимулирование  продаж,

сбытовую сеть, товародвижение)

10-27
 

       В американской компании General Motors несмотря на мощную научно-исследовательскую базу руководство научно-исследовательскими подразделениями до недавнего времени было ограничено в выборе направлений НИОКР. Это во многом объяснялось тем, что на первое место выдвигались производственные и финансовые проблемы. Научно-исследовательским подразделениям отводилась роль устранителей неисправностей, а не создателей новой продукции. 

       General Motors осуществила кардинальную перестройку своей сложной и малоэффективной структуры управления. Из пяти производственных отделений были образованы две группы: по выпуску крупных и малолитражных автомобилей. Это потребовало создания новой информационной системы, включающей банки данных информации с использованием компьютеров, системы телекоммуникаций. Для реализации таких задач была приобретена фирма Electronic Data Systems. В 1985 г. в структуре General Motors была создана проектно-целевая группа по разработке новой модели малолитражного автомобиля «Saturn». Начало было положено в 1982 г. инженерным проектом такого автомобиля. Проводя реорганизацию структуры управления, General Motors ориентировалась как на новые формы организации разработки новых моделей, так и на создание новой системы сквозного управления, предполагающей развитие горизонтальных взаимосвязей между подразделениями, перестройку сбытовой сети, введение новых принципов в систему заработной платы и стимулирование персонала. 

       По  проекту «Saturn» фирмы General Motors завод Saturn получал оперативную самостоятельность, его работники переводились на оклад, составляющий 80% суммы, обычно получаемой членами профсоюза автомобилестроителей на других предприятиях General Motors. Кроме того, они могли получить оставшиеся 20% и более в зависимости от прибыли завода, распределяемой по прогрессивной системе. 

       Сам автомобиль и система его производства были сконструированы совместно  General Motors и профсоюзом автомобилестроителей. Около 100 специалистов из General Motors и профсоюза собрались летом 1983 г., чтобы разработать новую американскую систему производства, основанную на лучшем мировом опыте. Создатели «Saturn» построили проект не в виде пирамиды, а как систему концентрических колец, в центре которой находятся комплексные бригады из 15—20 человек. Бригады координируют работу и обслуживаются группой руководителей компании и профсоюзных деятелей, стоящих во главе отделения. Отделение поддерживается другим кольцом — производственными наблюдательными комитетами, которые координируют процесс производства в целом и отношения с поставщиками. Внешнее кольцо представлено совместным комитетом профсоюза и фирмы, стратегическим наблюдательным комитетом, определяющим направление развития всей организации.

 

 

       Заключение: 

       Вполне  понятно, что управление предприятиями  должно иметь специфические особенности  в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, характера выпускаемой  продукции — средств производства или предметов потребления, обеспеченности современной электронно-вычислительной техникой, степени вовлечения во внешнеэкономическую деятельность. Однако определяющими факторами являются формирование и развитие рыночных отношений, конвертируемость рубля, стабилизация рыночных цен, эффективность использования инструментов финансово-кредитного механизма. 

       Залогом успеха служит хорошее знание мировой  практики; это повышает престиж не только специалистов-руководителей, но и страны в целом. И чем быстрее будут преодолены недостатки в области управления предприятиями, тем полнее раскроются потенциальные возможности российской экономики, усилится стимулирующее влияние на повышение качества продукции и ее конкурентоспособность. 

       В новых условиях хозяйствования система  подготовки и переподготовки предпринимателей и руководителей предприятий нуждается в такой постановке дела, при которой обучающимся специалистам создаются условия для активного овладения в полной мере знаниями экономического механизма менеджмента. Специалисты должны осознавать, что приспособление к требованиям конкретных рынков по уровню качества, технико-экономическим параметрам продукции, цене, срокам поставки должно осуществляться заранее, на стадии разработки новой продукции или модернизации и усовершенствования выпускаемых изделий, до начала производственного цикла или в самом процессе производства, а также на стадии разработки сбытовой политики. Это требует не только овладения конкретными знаниями, но и нового мышления. 

Информация о работе Управление инновационной деятельностью в организации