Управление качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание

Актуальность темы: В последние годы мир бизнеса чрезвычайно усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Для этого каждый предприниматель, каждая фирма должны иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стратегического видения» будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Качество как объект управления
1.1 Качество и конкурентоспособность.......................................................................................8
1.2 Многоаспектность качества..................................................................................................10
Глава 2. Оценка и измерение качества
2.1 Методология оценки уровня качества.................................................................................11
2.2 Показатели качества продукции...........................................................................................12
Глава 3. Системы управления качеством
3.1 Системный подход к управлению качеством.....................................................................16
3.2 Планирование качества в предприятии...............................................................................17
Глава 4. Методы управления качеством
4.1 Классификация методов управления качеством.................................................................18
4.2 Роль персонала в менеджменте качества............................................................................18
Глава 5. Нормативно-правовая база обеспечения качеством
5.1 Основы технического регулирования..................................................................................20
5.2 Сертификация продукции и услуг.......................................................................................21
Глава 6. Экономика управления качеством
6.1 Определение затрат на управление качеством...................................................................22
6.2 Мероприятия по повышению качества продукции............................................................23
Глава 7. Опыт управления качеством
7.1 Отечественный опыт управления качеством......................................................................24
7.2 Общее управление качеством...............................................................................................25
Заключение.................................................................................................................................27
Список литературы..........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по управлению качеством.docx

— 50.95 Кб (Скачать документ)

1.1 Качество и конкурентоспособность

    Чтобы выявить сущность категории «конкурентоспособность»  продукции как таковой, прежде всего, необходимо учитывать, что она применительно  к условиям рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя.

    Конкурентоспособность можно определить как комплексную  многоаспектную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке  по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и  по затратам на ее удовлетворение, которое  обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность  обусловливается качественными  и стоимостными особенностями товара. При этом наибольшей конкурентоспособностью будет обладать такой товар, который  благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший эффект по отношению к  цене потребления, которая складывается из продажной цены товара и расходов на его эксплуатацию (1, с.101).

    Качество  продукции чрезвычайно многообразно. Оно имеет физическую и техническую  сущность, так как продукция содержит вещество природы, измененное трудом человека. В результате производственной деятельности продукции приданы некоторые  технические свойства, связанные  с ее полезностью, надежностью и  так далее. Качество продукции имеет  социальную составляющую, так как  определяет значительную часть вещественного  мира. Качество продукции имеет экономическую  составляющую, так как в любом  изделии заключено определенное количество общественно необходимого труда.

    За  исходную характеристику качества промышленной продукции принято считать его  свойство. Свойство продукции - это  объективная ее особенность, которая  может проявляться при ее разработке, эксплуатации или потреблении.

    Любая продукция обладает обширным комплексом свойств, которые условно можно  разделить на простые и сложные. Сложное свойство представляет собой  сочетание простых.

    Многообразие  свойств продукции характеризуется  различным их сочетанием в одном  и том же виде продукции; имеют  место случаи, когда наличие одних  свойств практически исключает  другие.

    Поскольку требования к продукции могут  быть различными в зависимости от ее назначения, то и качество одной  и той же продукции будет по-разному  оцениваться. Степень проявления каждого  свойства или нескольких свойств  продукции оценивается с помощью  показателей качества. Наименование показателя качества определяет характеризуемое  свойство. В общем виде показатели качества разделяются на классификационные  и оценочные.

    Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной  группировке в выбранной системе  классификации и определяют назначение, область применения и условия  использования данной продукции.

    Под условиями, влияющими на качество продукции, понимаются обстоятельства, в которых  действуют перечисленные факторы. К числу условий влияющих на уровень  качества продукции, относятся формы  организации труда, производственных процессов и другие обстоятельства. Для обеспечения оптимального уровня качества продукции необходимо обеспечить наиболее благоприятное соотношение  между факторами и условиями, влияющими на качество (2, с.45).

    Все факторы, влияющие на качество продукции, разделяются на объективные и  субъективные. К объективным факторам относят: технический уровень производственной базы, организацию подготовки производства, механизацию и автоматизацию  производства и другие.

    К группе субъективных факторов относятся: профессиональное мастерство; общеобразовательный  уровень; психологический склад  человека; личные устремления и заинтересованность в результатах труда.

    1.2 Многоаспектность качества

    Многоаспектность  качества проявляется в различных  характеристиках. Характеристика - это взаимосвязь зависимых и независимых переменных, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы, графика. Описывается, как правило, функционально. Свойство продукции представляет собой объективную особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Качество продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойство продукции выражается показателями качества, т. е. количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления. Классификационные и оценочные показатели. В зависимости от роли, выполняемой при оценке, различают классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, тип, размер, область применения и условия использования продукции. Вся промышленная и сельскохозяйственная продукция систематизирована, имеет кодовое обозначение и в виде различных классификационных группировок включена в Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Классификационные показатели используются на исходных этапах оценки качества продукции для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. В оценке качества продукции эти показатели, как правило, не участвуют (3, с.121).

    Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления или эксплуатации. Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверки качества при контроле, испытаниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные.

    Функциональные  показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность  продукции удовлетворять заданные потребности. Они объединяют показатели функциональной пригодности, надежности, эргономичности и эстетичности. 

    Глава 2. Оценка и измерение  качества

    2.1 Методология оценки  уровня качества

    Оценка  качества продукции предполагает сопоставление  продукции с ее конкурентоспособными аналогами по всей совокупности принятых показателей качества. Результат  сравнения определяет уровень качества продукции. Аналоги оцениваемой  продукции, представляющие на рынке, как  правило, научно-технические достижения в развитии данного вида и экономические  интересы производителей и потребителей являются базовыми образцами. Оценка качества продукции, основанная на сопоставлении  значений показателей, характеризующих  техническое совершенство оцениваемой  продукции, с базовыми значениями соответствующих  показателей, отражает технический  уровень продукции.

    Оценка  уровня качества продукции состоит  из следующих этапов: выбор номенклатуры показателей качества и обоснование ее необходимости и достаточности; выбор или разработка методов определения значений показателей качества; формирование группы аналогов и установление значений их показателей качества; выбор базовых значений показателей и исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции; определение фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми; сравнительный анализ вариантов возможных решений и нахождение наилучшего; обоснование рекомендаций для принятия решения (4, с.45).

    Цена  и качество продукции. Оценка конкурентоспособности  продукции производится на основе сопоставления  данной продукции с соответствующей  продукцией других фирм. Показатель конкурентоспособности  продукции выражается отношением качества продукции к цене потребления. Характеристики качества продукции, не интересующие потребителя (например, технологичность изготовления продукции), в рассмотрение не принимаются. Определять количественно уровень  качества продукции сложно, необходимы знания квалиметрии - науки, которая разработала хотя и сложные, но приемлемые методы количественной оценки уровня качества продукции, в том числе на 1 руб. затрат. Цена потребления определяется проще и включает, как правило, цену реализации продукции, а также затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия.

    Цена  потребления - важный, но не единственный фактор конкуренции. Выход на современный мировой уровень определяют потребительские свойства продукции (функциональность, дизайн) и уровень сервиса. На современном этапе развития научно-технического прогресса качество продукции является ключевой проблемой развития национальных экономик, которые, однако, имеют особенности в управлении качеством продукции. Борьба за качество продукции в настоящее время привела к сближению уровней качества, достигнутых различными странами. Этому способствовала выработка единых подходов - принципов всеобщего управления качеством.

2.2 Показатели качества продукции

    Качество  продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно  выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей.

    Показатели  назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции  по назначению и обусловливают область  применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

    Показатели  надежности - безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность - единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости - свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

    Показатели  технологичности характеризуют  эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с  помощью технологичности достигаются  массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической  подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

    Показатели  стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

    Эргономические  показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических  и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании  изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного  крана или расположение руля у  велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах  сгорания и т.д.

    Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия (4, с.145).

    Показатели  транспортабельности выражают приспособленность  продукции для транспортирования.

    Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции  и являются существенным фактором при  определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать  наличие в изделии новых технических  решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации  промышленного образца и товарного  знака, как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого  экспорта. Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Информация о работе Управление качеством на предприятии