Управление качеством на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание

Актуальность темы: В последние годы мир бизнеса чрезвычайно усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Для этого каждый предприниматель, каждая фирма должны иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стратегического видения» будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Качество как объект управления
1.1 Качество и конкурентоспособность.......................................................................................8
1.2 Многоаспектность качества..................................................................................................10
Глава 2. Оценка и измерение качества
2.1 Методология оценки уровня качества.................................................................................11
2.2 Показатели качества продукции...........................................................................................12
Глава 3. Системы управления качеством
3.1 Системный подход к управлению качеством.....................................................................16
3.2 Планирование качества в предприятии...............................................................................17
Глава 4. Методы управления качеством
4.1 Классификация методов управления качеством.................................................................18
4.2 Роль персонала в менеджменте качества............................................................................18
Глава 5. Нормативно-правовая база обеспечения качеством
5.1 Основы технического регулирования..................................................................................20
5.2 Сертификация продукции и услуг.......................................................................................21
Глава 6. Экономика управления качеством
6.1 Определение затрат на управление качеством...................................................................22
6.2 Мероприятия по повышению качества продукции............................................................23
Глава 7. Опыт управления качеством
7.1 Отечественный опыт управления качеством......................................................................24
7.2 Общее управление качеством...............................................................................................25
Заключение.................................................................................................................................27
Список литературы..........................................................................

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по управлению качеством.docx

— 50.95 Кб (Скачать документ)

    Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна  и цена изделия. Именно с ценой  связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального  качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны  и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и  ремонту, а если изделие характеризуется  длительным сроком службы, эти затраты  вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно  превосходят продажную цену изделия (9, с. 153).

    Под экономически оптимальным качеством  понимается соотношение качества и  затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:

    К опт = Q/C∑ ,                                                                                                                (1)

    Где К опт — экономически оптимальное  качество;

    Q — качество изделия;

    С ∑— затраты  по приобретению и эксплуатации изделия, руб.

    Определить  знаменатель формулы несложно, поскольку  он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту  и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые  разнообразные показатели. Этим занимается целая наука квалиметрия, которая  разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества продукции.

    На  данном предприятии ООО «Сокольский хлебокомбинат» ответственность по контролю и управлению качеством продукции возложена на технолога предприятия. При этом производится трёхэтапное наблюдение за всем циклом производства продукции:

1 этап - производится проверкой сырья  поступившего на завод от поставщиков;

2 этап - производится на фазе полуфабриката,  когда сырьё ещё не до конца  преобразовано в готовую продукцию;

3 этап - осуществляется на этапе готовой  продукции. Именно на этом этапе  идёт отбраковка продукции во  избежание поступления некачественной  продукции потребителю.

    Итак, качество продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все - от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством (10, с. 89). 

    Глава 3. Системы управления качеством

3.1 Системный подход  к управлению качеством

    Функционирование  системы качества - это выполнение руководством и всеми подразделениями своих функций и задач с целью обеспечения качества продукции. В этом состоит содержательная сторона деятельности системы, то есть то, для чего она предназначена.

    При этом в реализации функций системы  качества в той или иной мере участвуют  практически все подразделения  предприятия, каждое из которых решает свои задачи.

    В связи с этим возникает необходимость  выполнения вспомогательных задач  для «обслуживания» самой системы  качества. К таким задачам относятся: проведение внутренних проверок и совершенствование системы, координация и методическое обеспечение работ подразделений в системе качества, организация деятельности кружков качества, а также - сертификация продукции и системы качества.

    Для проведения внутренних проверок на Сокольском хлебозаводе разрабатывается инструкция и составляется план проведения проверок, обычно на год.

    Для каждой проверки предусматривается  инспекционная комиссия, как правило, под руководством директора предприятия с участием квалифицированных специалистов. Для объективности проверок к ним привлекаются специалисты, непосредственно не занятые в проверяемой деятельности.

    Совершенствование системы качества по результатам  внутренних проверок и самооценки предприятия  - непременное условие эффективного функционирования системы в изменяющихся условиях (16).

3.2 Планирование качества  в предприятии

    Планирование  качества является основополагающей задачей  в стратегии обеспечения конкурентоспособности  продукции при маркетинговой  концепции производственно-коммерческой деятельности предприятия. На исследуемом предприятии осуществляется планирование качества продукции, под которым понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества (14, с. 148). Планирование повышения качества происходит на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий. Однако, в ООО «Сокольский хлебокомбинат» отсутствует специальное структурное подразделение или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. В результате возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки. Сами планы повышения качества продукции вытекают из заключенных договоров на поставку продукции. Поэтому в Сокольском хлебокомбинат имеются значительные резервы по улучшению планирования качества продукции. 

Глава 4.  Методы управления качеством

4.1 Классификация методов  управления качеством

    Для определения уровня качества продукции  и соответствие его стандартам и  техническим условиям на ООО «Сокольский хлебокомбинат» применяются следующие методы:

  1. Измерительный метод – при помощи инструментов, приборов.
  2. Регистрационный метод – основан на регистрации и подсчете: числа определенных событий (например, отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами).
  3. Вычислительный метод – основывается на применении специальных математических моделей для определения показателя качества продукции.
  4. Органолептический метод – предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих.
  5. Социологический метод – осуществляется на основе сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или возможных потребителей.
  6. Экспертный метод – реализуется группой специалистов, например технологов, дегустаторов.

    Сокольский  хлебокомбинат использует все определения качества продукции для получения более точных результатов контроля.

4.2 Роль персонала  в менеджменте  качества

    Операции  контроля качества, осуществляемые персоналом предприятия, являются неотъемлемой составной  частью технологического процесса производства изделий, а также их последующей упаковки, транспортировки, хранения и отгрузки потребителям. Без проведения работниками предприятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства или по завершении отдельных этапов обработки изделий последние не могут считаться полностью изготовленными и поэтому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятельство определяет особую роль контроля качества в процессах реализации изготовленной продукций и формировании прибыли ООО «Сокольский хлебокомбинат».

    Сущность  самоконтроля как одной из функций  управления качеством продукции  на рабочем месте исполнителя  заключается в осуществлении  им всех предусмотренных операций контроля качества изготовляемых деталей, узлов  и изделий в полном соответствии с требованиями контрольной документации.

    Необходимость существенного повышения качества выпускаемых изделий в современных  рыночных условиях предопределила основные направления дальнейшего развития принципов бездефектного труда  и бездефектного изготовления продукции, нашедшие свое выражение в увеличении масштабов использования, углублении и совершенствовании различных  форм самоконтроля в хлебокомбинате. При правильной организации самоконтроля в производстве основная масса контрольных операций переносится на наиболее ранние стадии процесса формирования качества изделий. Одно из главных преимуществ самоконтроля основных производственных рабочих Сокольского хлебокомбината заключается, таким образом, в возможности повсеместного внедрения на его основе наиболее оперативных методов и приемов технического контроля, способствующих своевременному обнаружению и быстрому исправлению или изоляции брака (13, с. 63-77).

    На  предприятии при работе бригады  по методу самоконтроля формируется  коллективная ответственность за качество изделий, что способствует своевременному выявлению брака и усилению взаимного  контроля членов бригады. Необходимыми предпосылками внедрения бригадного самоконтроля служат: стабильная номенклатура изделий, выпускаемых бригадой; достаточно высокая квалификация всех рабочих бригады; коллективная ответственность членов бригады за качество изготовления и достоверность контроля выпускаемых изделий. 

Глава 5. Нормативно-правовая база обеспечения  качества

5.1 Основы технического  регулирования

        Техническое регулирование – правовое регулирование  отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам  производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказанию услуг  и правовое регулирование отношений  в области оценки соответствия (5, с.78).

    Главная цель технического регулирования –  принятие технических регламентов. ТР принимаются в целях: защиты жизни  или здоровья граждан, имущества  физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни  или здоровья животных растений; предупреждения действий ,вводящих в заблуждение  приобретателей. Принятие технических  регламентов в иных целях не допускается.

    Требования  к содержанию технического регламента. ТР должен содержать:  исчерпывающий  перечень продукции и процессов  ЖЦП (производства, эксплуатации, хранения), отношении которых устанавливаются  требования ТР; идентификации объекта  технического регулирования; минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции и процессов  ЖЦП,

    В ТР в целях его принятие могут  также содержатся: а) правила и  формы оценки соответствия (в том  числе схемы подтверждения соответствия), определимые с учетом степени  риска; б)предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта  технического регулирования; в)требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правила их перенесения.

    Технический регламент - это документ, принятый международным договором, вступившим в установленном законом порядке в силу, Закон РФ или постанавливающие обязательные для применения и соблюдения требования к объектам технического регулирования.

5.2 Сертификация продукции  и услуг

    Под сертификацией продукции понимают установление соответствия отечественной  продукции требованиям международных, национальных стандартов или иных документов, взаимно согласованных между  изготовителем и потребителем продукции. Соответствие требованиям подтверждается выдачей специального документа (сертификата) или присвоение знака соответствия. Для потребителей сертификат - гарантия качества, для изготовителя - гарантия успеха. Вопросы сертификации продукции  очень актуальны для западных фирм. Что касается отечественных  предприятий, то в сертификации заинтересованы пока те из них, которые уже испытывают давление внешнего рынка. На этих предприятиях убедились, что без сертификации продукции их контакты с внешним  рынком будут убыточными.

    Обязательной  сертификации подлежат те виды продукции, к которым предъявляются требования по безопасности для здоровья и жизни  людей и экологии. Сертификация продукции  базируется на результатах её испытаний. Мировая практика свидетельствует  о том, что объективная оценка качества может быть достигнута только при её проведении специальным органом, независимым от разработчика и изготовителя продукции. Поэтому в нашей стране начато формирование сети независимых  сертификационных центров, соответствующих международным требованиям. Необходимым элементом сертификации является аттестация технологических процессов, участков, цехов и производства в целом. Обязательным требованием для признания результатов сертификации и заключения контрактов на закупку продукции зарубежных фирм, например, считают наличие на предприятии системы управления качеством продукции. По этой причине во многих развитых странах мира не жалеют средств на разработку и внедрение стандартов, устанавливающих требования к системам управления качеством продукции на предприятиях, в частности, стандартов ИСО серии 9000 (1, с. 145). Внедрение этих стандартов и гарантия потребителю по их соблюдению могут открыть широкую дорогу  продукции хлебопечения на внешний рынок. Высокое качество продукции на Сокольском хлебокомбинат заложено в каждый процесс хлебопечения. Вся продукция комбината - сертифицирована сроком на три года. 

Информация о работе Управление качеством на предприятии