Управление качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества ОАО «Минский завод колесных тягачей».
Задачи курсовой работы:
рассмотрение качества продукции как объекта управления,
оценка уровня качества продукции,
ознакомление с понятиями «сертификация» и «стандартизация»,
выявление экономических проблем качества выпускаемой продукции,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………..…4
Качество как экономическая категория и объект управления………...…4
Принципы управления качеством продукции на предприятии………….7
1.3 Стандарты ИСО серии 9000………………………………………………...8
1.4 Система качества продукции на предприятии……………………………10
ГЛАВА 2: СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ПИНСКДРЕВ»………………………………17
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………..17
2.2.Существующая на предприятии система качества продукции…………...19
ГЛАВА 3: РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ПИНСКДРЕВ»……………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Виды деятельности, влияющие на качество продукции………………………………………………………………………...37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Схема регламентирования деятельности в системе качества на основе матрицы ответственности…………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ В Схема процедуры анализа и оценки системы качества руководством предприятия……………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по проверке продукции на ЗАО «Пинскдрев».40

Работа состоит из  8 файлов

курсовая.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

    Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения. Оценка эстетических показателей качества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки принимается ранжированный (эталонный) ряд изделий аналогичного класса и назначения, составляемый экспертами на основе базовых образцов.

    Показатели  технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

    Показатели  транспортабельности  характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Наиболее полно транспортабельность оценивается стоимостными показателями, позволяющими одновременно учесть материальные и трудовые затраты, квалификацию и количество людей, занятых работами по транспортированию.

    Показатели  стандартизации и  унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также  уровень унификации с другими изделиями.

    Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту.  Патентно-правовые показатели являются существенным фактором при определении конкурентноспособности продукции.

    Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукта.

    Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т.д.

    Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление. Эксплуатацию или потребление продукции [2, с. 47].

    Относительная характеристика качества продукции, основанное на сравнении значений показателей  качества оцениваемой (новой) продукции  с базовыми значениями таких же показателей, определяет уровень качества продукции.

    Базовый образец – это образец продукции, представляющий передовые научно-технические  достижения и выделяемые из группы аналогов оцениваемой продукции.

    В результате оценки продукцию относят  к одному из трех уровней:

    • превосходит мировой уровень;
    • соответствует мировому уровню;
    • уступает мировому уровню.

    Результаты  оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое  задание и нормативную документацию; принятии решения о постановке продукции на производство; обосновании целесообразности замены или снятия продукции с производства; формировании предложений по экспорту и импорту.

    Чтобы обеспечить необходимый уровень  качества продукции, необходимо его  поддерживать на протяжении всего «жизненного» цикла продукции.

    Жизненный цикл – это совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции от формирования исходных требований к ней до окончания ее эксплуатации или потребления.

    Первый уровень жизненного цикла можно разделить на стадии: исследование и разработка; изготовление; реализация и обращение; эксплуатация.

    Необходимость контроля качества с целью получения  данных об объекте управления отражена в ГОСТе 15467-79: «Управление качеством продукции – установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции».

    Основные  термины и определения контроля установлены ГОСТом 16.504-81. Классификация  видов контроля представлена в Приложении Г.

    1.3 Сертификация и стандартизация

    Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.  Сертификация осуществляется в целях:

  1. создания условий для деятельности предприятий, предпринимателей, а также для участия в международном научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  2. содействие потребителя в компетентном выборе продукции;
  3. защиты потребителя от недобросовестности изготовителя;
  4. контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья;
  5. подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

    В Республике Беларусь приняты законы «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». В соответствии с этими законами реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещаются.

    Объектами сертификации могут быть продукция  производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и производителям, а также иные объекты. Объекты  обязательной сертификации устанавливаются законодательными актами.

    За  нарушения правил сертификации товаров (услуг) изготовитель, исполнитель, продавец несут ответственность в соответствии с законодательством РБ.

    Сертификат  соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат соответствий – документ, которым завершается процесс сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливаются в каждой системе сертификации.

    1.   Экономические проблемы качества

    Международный стандарт ИСО 8402 «Управление качеством  и обеспечение качества - Словарь» подчеркивает, что все понятия  о качестве имеют экономическое  значение. Это значит, что  управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта, при административном управлении качеством упор должен делаться на экономические факторы.

    Рыночные  отношения требуют внедрения  в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности. В принципе эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую).

    В международных стандартах на системы  качества отмечается, что затраты, связанные  с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. При этом к затратам, связанным с качеством, относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при его совершенствовании, а также затраты, вызванные потерями из-за  неудовлетворительного качества; некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными.

    Международные стандарты в целях однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной  информации дают рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя в рамках системы качества:

  1. Метод калькуляции затрат на качество. Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД: профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убытками.
  2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Здесь используются понятия стоимостей соответствия и не соответствия любого процесса, причем обе могут быть источником экономии. Под стоимостью соответствия понимают затраты, понесенные для удовлетворения всех запросов (сформированных и подразумеваемых) потребителей при безотказности существующего процесса. Под стоимостью несоотвествия подразумевают затраты при нарушении существующего процесса.
  3. Метод определения потерь вследствие низкого качества.  Основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. К внешним материальным потерям можно отнести сокращение в будущем объема сбыта в связи с неудовлетворительностью потребителей. Внутренние нематериальные потери – это результат снижения производительности труда из-за переделок, неиспользованных возможностей, неудовлетворительной эргономики и т.д. Материальные потери – это внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

    Эффективность мероприятий научно-технического прогресса принимается как характеристика системы, способной производить экономический эффект, который можно рассчитать по формуле (1.1) - (1.3)

    Э = Р – З                                                   (1.1)                          

    З = Зп + Зэ             (1.2)

    Э = Р – (Зп + Зэ)                            (1.3)

    Где Э – экономический эффект;

         Р - результаты экономической  деятельности;

         З – затраты;

         Зп – затраты на производство (изготовление);

         Зэ - затраты на эксплуатацию или использование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МИНСКИЙ ЗАВОД КОЛЕСНЫХ ТЯГАЧЕЙ»

    2.1 Общая оценка качества продукции  ОАО «Минский завод колесных  тягачей»

    В ОАО "Минский завод колесных тягачей" (МЗКТ) разработана, внедрена и в марте 2001 года сертифицирована международным органом по сертификации TUV CERT Thuringene. V. (Германия) и Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь система менеджмента качества разработки, производства, реализации и сервисного обслуживания автотранспортных средств и прицепной техники общего и специального назначения, а также составных частей к ним на соответствие требованиям DIN EN ISO 9001:1994 и СТБ ИСО 9001-1996 (Приложение Д). В марте 2007 года указанные организации по результатам ре-сертификационного аудита, а также инспекционного аудита в марте 2008 года подтвердили соответствие системы менеджмента качества предприятия требованиям DIN EN ISO 9001:2000 и СТБ ИСО 9001-2001. В марте 2010 система менеджмента качества прошла ре-сертификацию на соответствие требованиям ISO 9001:2008 и СТБ ISO 9001-2009.

    Главной задачей системы менеджмента  качества является удовлетворение требований потребителя путем её постоянного  совершенствования и предложения  потребителю продукции высокого качества, отвечающей его ожиданиями и даже превосходящей их.

    Система менеджмента качества ОАО "МЗКТ" разработана на основе процессного  подхода и представляет собой  систему взаимосвязанных и взаимодействующих  процессов, управление которыми в соответствии с разработанной политикой и целями в области качества, является основой эффективной работы ОАО "МЗКТ". Основной бизнес-процесс "Разработка, производство, реализация и сервисное обслуживание автотранспортных средств и прицепной техники общего и специального назначения, а также составных частей к ним", представляет собой сеть процессов:

    1. Ответственность руководства;
    2. Менеджмент ресурсов;
    3. Процессы создания продукции;
    4. Измерение, анализ и улучшение.

    Менеджмент  взаимосвязанных видов деятельности организации описан в Руководстве по качеству, которое всегда может быть представлено Заказчику.

    В организации принята Политика в области качества, намечены соответствующие ей измеримые цели в области качества, как на уровне организации, так и на уровне процессов и подразделений.

ПРИЛОЖЕНИЕ А.doc

— 29.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 26.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ В.doc

— 22.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г.doc

— 27.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.doc

— 51.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

реферат и содержание.doc

— 29.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Управление качеством продукции