Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества ОАО «Минский завод колесных тягачей».
Задачи курсовой работы:
рассмотрение качества продукции как объекта управления,
оценка уровня качества продукции,
ознакомление с понятиями «сертификация» и «стандартизация»,
выявление экономических проблем качества выпускаемой продукции,
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………..…4
Качество как экономическая категория и объект управления………...…4
Принципы управления качеством продукции на предприятии………….7
1.3 Стандарты ИСО серии 9000………………………………………………...8
1.4 Система качества продукции на предприятии……………………………10
ГЛАВА 2: СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ПИНСКДРЕВ»………………………………17
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………..17
2.2.Существующая на предприятии система качества продукции…………...19
ГЛАВА 3: РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ПИНСКДРЕВ»……………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Виды деятельности, влияющие на качество продукции………………………………………………………………………...37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Схема регламентирования деятельности в системе качества на основе матрицы ответственности…………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ В Схема процедуры анализа и оценки системы качества руководством предприятия……………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по проверке продукции на ЗАО «Пинскдрев».40
Завершением разработки системного анализа качества продукции является комплекс материалов, регламентирующих порядок и правила работ в рамках анализа, в том числе: разработанные и утвержденные стандарты предприятия; уточненные положения о функциональных подразделениях и должностные инструкции; утвержденные планы мероприятий по внедрению стандартов и системного анализа качества выпускаемой продукции в целом; разработанная организационная структура системы; установленный порядок решения каждой задачи по всем управляющим и обеспечивающим функциям системы; разработанная система информационного обеспечения и документооборота.
В общем случае в состав задач головного подразделения входят: координация, методическое руководство и контроль за ходом работ по созданию и обеспечению функционирования системного анализа качества выпускаемой на предприятии продукции; участие в работах по внедрению стандартов, в том числе планирование, контроль, оценка и анализ качества выпускаемой продукции и труда в подразделениях предприятия; проведения анализа качества выпускаемой продукции с целью выявления причин дефектов и разработки мероприятий по их устранению; долгосрочный анализ динамики качества продукции и воздействующих на него организационно-технических факторов; организация и руководство работами по аттестации качества продукции на этапе технологической подготовки производства; руководство работами по технико-экономической оценке проводимых в рамках создания системного анализа качества продукции мероприятий; информация работников предприятия на всех уровнях управления и достигнутых результатов, показателях качества продукции, плановых заданиях по повышению качества выпускаемой продукции; контроль за исполнением решений, принятых по улучшению качества выпускаемой продукции в процессе системного анализа.
Работники предприятия при решении задач по повышению качества продукции руководствуются действующими положениями, должностными инструкциями, стандартами предприятия и другими документами, дополненными в необходимых случаях соответствующими инструкциями о правилах выполнения работ, использовании технических средств, порядке ведения первичной технической документации и др.
В составе работ по системному подходу управления качеством выпускаемой продукции на предприятии ОАО «МЗКТ» предусматривается осуществление комплекса технических мероприятий. В том числе:
1)разработка локальных систем автоматизированного контроля готовых изделий;
2) оборудование постов операционного контроля;
3) установка в цехах информационных стендов;
4) укомплектование цехов и контрольных служб средствами измерений;
5) разработка технологических карт и карт операционного контроля.
Предусматриваются также мероприятия по повышению культуры труда – улучшению условий труда работников, занятых на основных и вспомогательных операциях, освещенности рабочих мест, снижению уровня шума и вибрации, установке вентиляционных систем и кондиционеров, организации уголков отдыха в цехах. На основе определения организационной структуры и комплекса технических мероприятий, проводимых в составе работ по созданию системного подхода к управлению качеством продукции, ведется разработка информационного обеспечения этой системы, которая является одним из важнейших условий ее эффективного функционирования.
Внедрение системного подхода к управлению качеством выпускаемой продукции на предприятии ОАО «Минский завод колесных тягачей» производится поэтапно по мере подготовки решения отдельных задач в соответствии с утвержденным графиком введения в действие элементов системы.
В общем случае предусматривается следующий состав работ по внедрению системного подхода к управлению качеством продукции:
- обеспечение соответствия условий производства требованиям, предъявляемым к качеству изготовления колесных тягачей;
- повышение эффективности технического контроля, в первую очередь профилактики брака и нарушений технологической дисциплины;
- внедрение бездефектного труда, информационное обеспечение, комплекса стандартов предприятия;
- освоение решения задач системного подхода к управлению качеством продукции с применением ЭВМ;
- отработка взаимодействия всех составляющих системного подхода к управлению качеством выпускаемой продукции.
На первом этапе внедряется информационно-справочная система. Ее целью является подготовка всей необходимой информации для выработки решений по управлению качеством. На следующем этапе ведется разработка алгоритмов для принятия решений в типовых ситуациях с постепенным включение ЭВМ в контур оперативного управления. Во всех случаях в первую очередь осуществляются мероприятия организационного характера, не требующих существенных материальных затрат.
К таким мероприятиям могут относиться:
1. меры по усилению технического контроля,
2. оперативное извещение исполнителей об обнаруженных дефектах,
3. контроль за принятыми решениями,
4. четкое распределение между работниками предприятия функций по повышению качества продукции,
5. внедрение организационно-методических стандартов,
6. повышение эффективности системы морального и материального стимулирования.
В процессе внедрения системного подхода к управлению качеством продукции координационно-рабочая группа осуществляет постоянный контроль за состоянием работ по стандартизации. В дальнейшем, после внедрения системы эту функцию выполняет служба управления качеством продукции.
Проводится
также постоянная работа по выявлению,
систематизации дефектов сборных деталей
и анализу их причин. В зависимости от
цели анализа дефектов они систематизируются
по различным признакам. В первую очередь
осуществляются мероприятия по устранению
систематических причин появления критических
дефектов сборных деталей, т. е. окончательного
брака, затем ликвидации причин значительных
дефектов, существенно снижающих эксплуатационно-
При этом на различных уровнях управления осуществляются следующие управляющие воздействия:
- рабочее место — выполнение операций в полном соответствии с установленными требованиями;
- участок, цех — разбор допущенных нарушений непосредственно на рабочем месте в присутствии исполнителя, обсуждение выявленных нарушений на сменных рабочих собраниях (бригадир, контролер и мастер ОТК; сменный мастер, начальник участка); обсуждение на сменных рапортах случаев нарушений технологии; проведение цеховых Дней качества с разбором причин нарушений и разработкой мероприятий по их ликвидации (сменный технолог, заместитель начальника цеха, начальник цеха);
- предприятие — разбор случаев систематического нарушения требований, контроль выполнения плана мероприятий по качеству, проведение оперативных совещаний с разбором показателей работы цехов, проведение заводских Дней качества (директор, главный инженер, зам. директора или зам. главного инженера по качеству).
Оценку
технико-экономической
Целесообразность совершенствования внедренной системы может быть обусловлена рядом задач: повышением требований к качеству выпускаемой продукции и подготовкой к переходу на изготовление новых видов колесных тягачей, реконструкцией предприятий и модернизацией технологического оборудования, совершенствованием технологических процессов и управления производством. На этом этапе совершенствования системного подхода к управлению качеством продукции проводятся работы по пересмотру и разработке новых стандартов, повышению уровня автоматизации работ по контролю, анализу и оценке качества изготовления продукции.
Одной из важнейших задач на этом этапе является изыскание дополнительных производственных резервов и путей дальнейшего повышения качества изготовления изделий. Ее решение в общем случае должно предусматривать проведение дальнейшей работы по следующим основным направлениям:
1) по основным и вспомогательным материалам — анализ влияния качества материалов на показатели качества продукции; влияние качества материалов на издержки и потери в ходе производства; влияние ритмичности поставок материалов на качество выпускаемой продукции; анализ динамики качества поставляемых материалов;
2) по технологическому оборудованию — статистический анализ точности форм и оснастки; влияние отказов оборудования на качество выпускаемой продукции;
3) по технологическим операциям – статистический анализ стабильности технологических параметров; анализ межцеховых возвратов; анализ нарушений технологической дисциплины ;
4) по качеству продукции — учет и анализ брака; динамика качества изготовления изделий; статистический анализ дефектов продукции;
5) по экономике – анализ рекламаций и штрафных санкций по видам дефектов; анализ затрат и потерь в связи с нарушениями в ходе производства; влияние качества продукции на ее себестоимость, анализ показателей качества труда в разрезе цехов, участков, бригад, смен, технологических линий; а также влияние квалификации работников и системы стимулирования на качество труда.
ГЛАВА 3: РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
Недостаточное внимание уделяется также контролю за исполнением решений, принимаемых в рамках работ, проводимых по системному подходу к качеству продукции.
Направленность совершенствования действующей системы управления качеством продукции должна быть таковой, чтобы было обеспечено её функционирование на основе реального механизма управления качеством, сориентированного на изготовление конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям имеющихся и потенциальных автомобильных заказчиков. При этом необходимо ориентироваться на использование следующих принципиально важных положений в системе управления качеством продукции: