Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества ОАО «Минский завод колесных тягачей».
Задачи курсовой работы:
рассмотрение качества продукции как объекта управления,
оценка уровня качества продукции,
ознакомление с понятиями «сертификация» и «стандартизация»,
выявление экономических проблем качества выпускаемой продукции,
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………..…4
Качество как экономическая категория и объект управления………...…4
Принципы управления качеством продукции на предприятии………….7
1.3 Стандарты ИСО серии 9000………………………………………………...8
1.4 Система качества продукции на предприятии……………………………10
ГЛАВА 2: СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «ПИНСКДРЕВ»………………………………17
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………..17
2.2.Существующая на предприятии система качества продукции…………...19
ГЛАВА 3: РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ПИНСКДРЕВ»……………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Виды деятельности, влияющие на качество продукции………………………………………………………………………...37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Схема регламентирования деятельности в системе качества на основе матрицы ответственности…………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЕ В Схема процедуры анализа и оценки системы качества руководством предприятия……………………………………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет по проверке продукции на ЗАО «Пинскдрев».40
Методическое руководство, координацию и контроль выполнения работ по управлению качеством осуществляет главный инженер завода.
Анализ качества выпускаемой продукции м вопросы, возникающие при его осуществлении постоянно возникают в процессе производства.
«Качество – не дань моде, а главный критерий работы», - утверждают работники МЗКТ.
К сожалению, несмотря на проводимую на заводе работу по техническому переоснащению производства, заметного улучшения качества выпускаемой техники пока не достигли. В 2010 году, объявленном Годом качества, завод получил большое количество сообщений и претензий по различным отказам выпускаемой продукции, из которых было принято почти половину.
На выполнение гарантийных обязательств завод истратил 902 миллиона рублей, что составляет 0,4% от себестоимости произведенной продукции. Это значит, что 13-я зарплата в сумме как минимум по 250 тысяч каждому работнику была потеряна. И это далеко не все потери – так, например, на наладку оборудования в минувшем году было списано деталей на сумму 263 миллиона рублей (в 2009 году - на 400 миллионов рублей). Эта динамика свидетельствует о том, что затраты на наладку оборудования можно уменьшить.
Специалисты проанализировали две составляющие качества продукции – это технологии и отношение человека, участвующего в технологическом процессе, к выполнению своих обязанностей. В последние годы на ОАО «МЗКТ» постоянно внедряется не только новейшее оборудование, но и новые технологии, и работы по модернизации производства продолжаются. А вот отношение людей к этому оборудованию порой практически не меняется – к сожалению, были случаи, когда пришлось восстанавливать новое оборудование, и на это были потрачены немалые денежные средства.
Потребителем продукции всех цехов является ЦСИА. За 2010 год было выявлено около 1000 дефектов на поставленной для сборки автомобилей продукции, 48% этих дефектов дал РПЦ, на «втором месте» - УВК (25%). Дефекты – а они исчисляются десятками – свидетельство отношения работников к своим обязанностям.
Например, самое массово изготавливаемое изделие – самосвал МЗКТ-65151, который сейчас не востребован на рынке – из-за высокой себестоимости его цена приблизилась к цене лучших мировых аналогов, а качество осталось на прежнем уровне. Чтобы «вернуть» его на рынок, нужно снизить затраты и повысить качество. Чтобы такая ситуация не повторилась с техникой военно-технического назначения, нужно обеспечить ее высокое качество. Только с техникой высокого качества можно сегодня конкурировать и остаться на российском рынке. А для этого требуется немного: от конструкторов – повысить качество конструкторских разработок, от технологов – подготовить технологические процессы, от рабочих – соблюдать требования документации, в сложных случаях – обращаться к мастеру, технологу, а не рассчитывать на «авось». Отсутствие претензий от потребителей – главный критерий работы ОАО «Минский завод колесных тягачей».
2.2 Системный подход управления качеством продукции на ОАО «МЗКТ»
В общем случае все работы, проводимые на предприятии ОАО «МЗКТ» при создании системного подхода управления качеством продукции, можно подразделить на три основных этапа: подготовка к разработке системы; проектирование; внедрение.
С 1994г. работа по созданию этого подхода ведется силами самого предприятия. В ряде случаев в ней принимают участие проектные, научно-исследовательские и другие организации.
На этапе подготовки с целью координации работ на предприятии организуется координационно-рабочая группа (КРГ) из состава подразделений предприятия. В большинстве случаев она возглавляется начальником ОТК или главным технологом завода. Одной из основных задач КРГ является подготовка предложений по организации работ по системному подходу к качеству и их координации. Подразделение, ответственное за контроль за ходом работ, начинает свою работу с анализа дефектов изготовляемых автомобильных изделий и установления их причин. Результатом этой работы, к которой привлекаются практически все подразделения предприятия, являются предложения по повышению качества изготовления продукции с перечнем и технико-экономическим обоснованием необходимых организационно-технических мероприятий.
Однако во всех случаях на этом этапе решаются следующие основные задачи:
1) оценка степени соответствия качества продукции требованиям нормативно-технической документации;
2) оценка стабильности параметров технологических процессов и степени их соответствия требованиям технических условий на выпускаемую продукцию и проекту;
3) определение степени обеспеченности производства качественными материалами, оборудованием, технической документацией;
4) оценка эффективности существующей организационной структуры управления качеством;
5) определение эффективности применяемой системы технического контроля;
6) анализ и выявление затрат на устранение дефектов и потерь от брака;
7) определение степени влияния качества выпускаемой продукции на ее себестоимость и другие технико-экономические показатели деятельности предприятия;
8) выбор возможных вариантов решения отдельных вопросов обеспечения и повышения качества продукции для лучшего использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Источниками информации при обследовании предприятия являются плановая, оперативная, учетная и отчётная статистическая документация; результаты ведомственного контроля и опроса работников; используемые нормативно-технические, методические материалы; результаты внутризаводского инспекционного контроля и т. п.
Полученные в результате обобщения и анализа результатов обследования данные систематизируются, исходя из поставленных перед разработчиками системного подхода задач, и включаются в отчет о проделанной работе. Такая систематизация проводится по различным объектам — цехам, технологическим линиям, участкам, по видам выпускаемой продукции, организационно-техническому, нормативному и метрологическому обеспечению.
В отчет включают предложения, сгруппированные по следующим основным направлениям:
- внедрение и совершенствование системы бездефектного труда и системы материального стимулирования повышения качества продукции;
- совершенствование системы технического контроля и его материально-технического обеспечения;
- совершенствование технологии производства и технологического оборудования; повышение уровня управления качеством продукции; повышение уровня материально-технического обеспечения производства;
- повышение квалификации кадров;
- повышение уровня нормативно-технического и методического обеспечения подразделений предприятия.
На основе анализа результатов обследования предприятия составляют техническое задание. В нем устанавливают основную цель, задачи и требования к качеству выпускаемой продукции, определяют порядок ее разработки, состав ее функций и перечень задач, решаемых по каждой функции.
В техническом задании также определяется состав стандартов предприятия. Перечень наиболее часто разрабатываемых стандартов предприятия приведен в табл. 2.1.
На стадии разработки проекта по улучшению качества продукции в соответствии с утвержденным перечнем стандартов предприятия определяется область их действия с соответствующим распределением по подразделениям предприятия.
Такое
распределение установленных на
предприятии стандартов осуществляется
с учетом профиля работы подразделений
и выполняемых ими функций. Очередность
разработки стандартов на ОАО «Минский
завод колесных тягачей» определяется
в каждом конкретном случае с учетом действующих
условий и факторов, а также достигнутого
уровня качества выпускаемых железобетонных
изделий и конструкций. При этом учитывают
степень подготовленности кадров, техники,
оборудования и реальные возможности
предприятия в части имеющихся ресурсов
т.п.
Таблица 2.1. - Состав стандартов предприятия, используемых при улучшении качества выпускаемой продукции на ОАО «МЗКТ»
Подсистема
Улучшения качества пр-ции |
Стандарты | |
общие | специальные | |
1 | 2 | 3 |
Планирования |
Порядок планирования
повышения качества продукции Материальное сти-мулирование работников предприятия за достижение высоких показателей качества продукции. |
Порядок планирования
показателей качества труда и продукции
в цехах предприятия. Порядок планирования
мероприятий по повышению качества продукции. Организация текущего
планирования повышения качества труда
и продукции. Порядок отработки изделий на технологичность. Порядок рассмотрения межцеховых претензий по качеству продукции. Материальное стимулирование работников цехов. Материальное стимулирование ИТР и служащих подразделений предприятия. |
Обеспечения |
Порядок проведения
общецеховых и цеховых дней качества. Порядок работы
постоянно действующей комиссии по качеству
(ПДКК). Порядок разработки и использования стандартов предприятия. |
Порядок ведения
учетной и отчетной документации
по качеству. Организация работ
по оценке и анализу качества труда
и продукции. Порядок учета
материалов и контроля за их расходованием. Порядок подготовки продукции к аттестации. Обеспечение культуры
производства в цехах предприятия. |
Продолжение Таблицы
1 | 2 | 3 |
Контроля |
Порядок обеспечения
работников нормативно-технической и
проектной документацией Информационное
обеспечение. Общие положения. Технологическая подготовка. производства. Общие положения. Технический контроль.
Общее положение. Контроль исполнительской
дисциплины на предприятии. Общие положения. Порядок проведения инспекционного контроля на предприятии. |
Аттестация
инженерно-технических Организация и проведение претензионной работы. Организация и
порядок проведения работ по результатам
государственного надзора. Обеспечение ритмичной
работы цехов предприятия. Обеспечение стабильности параметров энергоносителей. Метрологическое
обеспечения качества продукции. Организация входного,
операционного и приемочного контроля. Порядок контроля технологической дисциплины. Порядок контроля
технологических процессов. Контроль точности форм и оснастки. Порядок оформления документов технического контроля. |
Разработка основного стандарта ОАО «МЗКТ» осуществляется координационно-рабочей группой; общих и специальных стандартов – подразделениями и службами в соответствии с их функциями.
В процессе дальнейшей разработки управления качеством выпускаемой продукции уточняются задачи по каждой функции управления, порядок решения.
На основе установленных таким образом по каждому подразделению задач, решаемых ведущими подразделениями с привлечением в необходимых случаях других подразделений предприятия, разрабатываются стандарты предприятия, и определяется состав организационно-технических мероприятий, обеспечивающих их решение. Предложения предлагаются службе управления качеством, где они анализируются и используются при составлении комплексного плана повышения качества продукции.