Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:50, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть сущность качества, рассмотреть современные модели управления качеством.
Задачи данной работы: рассмотреть
Качество как экономическую категорию и объект управления.
Значение повышения качества.
Качество как объект управления.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Качество как экономическая категория и объект управления.
Понятие качества…………………………………………………………..4
Значение повышения качества. …………………………………………..6
Качество как объект управления. ………………………………………..9
Глава 2: Современные концепции и модели управления качеством.
2.1. Всеобщее управление качеством (TQM). …………………………………14
2.2 Японские модели управления качеством. …………………………………19
2.3. Европейские модели управления качеством. …………………………….22
Глава 3: Стандартизация и сертификация в управлении качеством.
3.1. Международная стандартизация. …………………………………………25
3.2. Стандартизация и сертификация продукции в РМ…………………….....28
3.3 Деятельность по улучшению системы управления качеством в РМ……30
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………...35
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Качество как экономическая категория и объект управления.
Глава 2: Современные концепции и модели управления качеством.
2.1. Всеобщее управление качеством (TQM). …………………………………14
2.2 Японские модели управления качеством. …………………………………19
2.3. Европейские модели управления качеством. …………………………….22
3.1. Международная стандартизация. …………………………………………25
3.2. Стандартизация и сертификация продукции в РМ…………………….....28
3.3 Деятельность
по улучшению системы
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение.
Проблема
управления качеством продукции
актуальна для любого предприятия,
особенно на современном этапе, когда
в повышении эффективности
Качество
продукции в последнее время
приобретает все большее
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Цель данной работы: раскрыть сущность качества, рассмотреть современные модели управления качеством.
Задачи данной работы: рассмотреть
Глава 1. Качество как экономическая категория и объект управления. 1.1. Понятие качества
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги ,которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества.
Для дальнейшего уточнения понятия управления качеством продукции целесообразно обратить внимание на трактовку понятия продукции и уточнить само это понятие. Продукция – комплексное понятие. Это – результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера называют работами.
Для того, чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.
Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.
Качество работы, как уже отмечалось, непосредственно связано с обеспечением функционирования фирмы. Это – качество руководства и управления (планирование, анализ, контроль). От качества планирования (разработки стратегии, системы планов т. п.) зависит достижение поставленных целей и качество фирмы.
Качество
у производителя и потребителя
– понятия взаимосвязанные. Производитель
должен проявлять заботу о качестве
в течение всего периода
Вернемся к уточнению понятия качества. В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики.
В командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.
Качество изделия может проявляться в процессе потребления.
Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.
Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических условиях (ТУ) не может быть осуществлена сертификация продукции.
Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:
Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров. Поэтому то или иное изготавливаемое изделие воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость.
Следовательно,
качество является комплексным понятием,
отражающим эффективность всех сторон
деятельности фирмы.
1.2. Значение повышения качества
В настоящее время одной из
серьезных проблем для
Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должна быть гармония всех составляющих профессионального влияния на качество.
Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки.
Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами. Однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).
Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, т. к. позволит установить новые и прогрессивные пропорции между ее отраслями и внутри отраслей.
Достаточно высокая надежность приобретенного потребителем оборудования обеспечит пропорциональность производственного процесса, что важно для предотвращения аварийных и внеплановых выходов оборудования из строя, возникновения “узких” мест.
Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.
До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.
Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% процентов времени может уходить на исправление брака.
Значение
повышения качества хорошо иллюстрируемая
на примере Японии. После второй
мировой войны японские промышленники
занимались активно поисками путей
повышения эффективности
Японские
рабочие и служащие изучали новые
методы в рабочее время. Изучая опыт
различных стран, японские управляющие
обратили внимание на то, что преуспевающие
фирмы предъявляют высокие
В
итоге проведенных исследований
и выполненных разработок появились
так называемые” японские стандарты
качества”. В Японии возникло новое понятие
“культура качества”. Культура качества
– комплексное понятие, включающее
качество сервисного обслуживания, качество
отчетной документации, качество выполнения
производственных операций и др. Япония
стала родоначальником новой методологии
деятельности предприятия и перешла к
тотальному контролю качества. Новая система
выходи за рамки микроуровня и включает
контроль рынка сбыта продукции, анализ
рыночной конъюнктуры, послепродажное
обслуживание. При этом традиционное управление
качеством не устраняется, а совершенствуется.
Значение же тотального контроля качества
состоит в том, что он усиливает воздействие
запросов потребителей на качество продукции.
Кроме того, тотальное качество входит
в число критериев оценки работы менеджеров.
Менеджеры компаний относятся к повышению
качества не как к одному из рядовых моментов
управления, а отдают ему приоритетное
значение.