Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: раскрыть сущность качества, рассмотреть современные модели управления качеством.
Задачи данной работы: рассмотреть
Качество как экономическую категорию и объект управления.
Значение повышения качества.
Качество как объект управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Качество как экономическая категория и объект управления.
Понятие качества…………………………………………………………..4
Значение повышения качества. …………………………………………..6
Качество как объект управления. ………………………………………..9

Глава 2: Современные концепции и модели управления качеством.
2.1. Всеобщее управление качеством (TQM). …………………………………14
2.2 Японские модели управления качеством. …………………………………19
2.3. Европейские модели управления качеством. …………………………….22
Глава 3: Стандартизация и сертификация в управлении качеством.
3.1. Международная стандартизация. …………………………………………25
3.2. Стандартизация и сертификация продукции в РМ…………………….....28
3.3 Деятельность по улучшению системы управления качеством в РМ……30
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

Современные модели управления качеством.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)
  • Письменное анкетирование потребителя при помощи заранее подготовленной анкеты.
  • Личный опрос потребителей (например, по телефону) обеспечивает более быстрый ответ и обсуждение непонятного вопроса.
  • Групповое обсуждение в коллективах потребителей, представляет собой группу 8—12 человек, выбранных для обсуждения проблемы в свободное время. Такие группы возглавляются человеком, имеющим навыки индивидуального интервьюирования. В противном случае группа будет предоставлять мнение лидера.
  • Слушать потребителя и наблюдать за ним — эффективный метод, используемый японскими компаниями в процессе проводимых выставок и конференций, реализации продукции.

   Если  руководитель компании не проникся необходимостью ТQМ для успеха в конкурентной борьбе за потребителя, то, как показывает мировая практика, «борьба за качество» останется только лозунгом. Руководитель должен включать аспекты качества в цели компании и поддерживать ее деятельность финансированием качества, моральными стимулами и возможностями ресурсов руководства. Руководитель должен принимать также активное участие в улучшении процесса.

   Руководители  организации должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей.

   Весь  персонал — от высшего руководства до рядового сотрудника — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. В концепции ТQМ персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала.

   При полной вовлеченности сотрудников  достигается мощный эффект, при котором  совокупный результат коллективной работы существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.

   Каждая  организация тесно связана со своими поставщиками, поэтому целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения в целях дальнейшего расширения возможностей деятельности организации.

   Практика  показывает, что квалифицированное  использование методологии ТQМ  обеспечивает организации следующие  преимущества:

  • Увеличение прибыли
  • Обеспечение экономической устойчивости фирмы и рационального использования всех видов ресурсов
  • Улучшение имиджа и репутации фирмы
  • Повышение качества управленческих решений
  • Внедрение новейших достижений
  • Увеличение производительности труда
  • Повышение качества и конкурентоспособности продукции
  • Рост степени удовлетворенности клиентов

   Необходимо иметь ввиду, что современная концепция управления качеством — это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая достигнуть успеха не только в сфере производства, но и в государственном и муниципальном управлении, сфере услуг и других областях.

2.2 Японские модели управления качеством.

   В Японии была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников. Основные подходы к управлению качеством в японских моделях сводятся к следующим моментам:

  1. Узнать запросы потребителей
  2. Узнать, что будут покупать потребители
  3. Определить затраты, необходимые для достижения качества
  4. Предупредить возможные дефекты и претензии
  5. Предусмотреть корректирующие воздействие
  6. Исключить необходимость проверки

   В Японии были разработаны и применены свои инструменты управления качеством. Сегодня всем хорошо известны эти «семь инструментов»:

  1. Вовлечение в процесс обеспечения качества каждого сотрудника фирмы
  2. Использование статистических методов контроля над качеством
  3. Создание системы мотивации
  4. Поощрение обучения, повышения квалификации
  5. Организация кружков качества, поддерживающих низшую иерархическую ступень управления
  6. Создание команд (временных коллективов) из специалистов, заинтересованных в решении конкретной проблемы
  7. Превращение проблемы обеспечения качества в общенациональную задачу.

В японских системах управления качеством впервые была использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип будущей концепции ТQМ — ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей.

Наиболее известные японские модели управления качеством:

  1. Кружки качества(Quality Сircle)
  2. Программа «пяти нулей»
  3. Система JIT (Just-In-Time)
  4. Система канбан
    1. Кружки качества(Quality Сircle)

   Сегодняшние Кружки качества в Японии — это добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Обычно такие кружки действуют на основе следующих принципов:

  • добровольности участия
  • регулярности собраний
  • конкретности решаемых проблем
  • выявления, изучения и оценки проблем качества в ходе обсуждения.

   Кружки  качества являются методом обучения и поощрения персонала, интересы которого, в свою очередь, учитываются в процессе деятельности организации. Используя простые статистические инструменты, люди работают в группах, обсуждая, анализируя и решая различные проблемы, нацеленные чаще всего на стоимость, безопасность и продуктивность. Также их работой является подготовка предложений по усовершенствованию продукции или услуг компании.

   2. программа «Пяти нулей»

Японская  система управления качеством на производстве ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов. На японских предприятиях большую популярность завоевала программа «пяти нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий НЕ ДОЛЖЕН делать следующее:

  1. принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;
  2. создавать условия для появления дефектов;
  3. передавать дефектную продукцию на следующую операцию;
  4. вносить изменения в технологию;
  5. повторять ошибки.

    3. Система JIT (Just-In-Time)

   Программу «пяти нулей» невозможно было реализовать  без максимального использования  человеческих ресурсов. И это первым доказал на практике вице-президент фирмы «Тойота» по производству Таичи Охно, создавший концепцию Just-In-Time (JIT) -«делать все вовремя», которая обеспечивает «пять нулей» (ноль запасов, ноль отказов, ноль дефектов) в организации производства и позволяет сократить время от момента получения заказа до момента поставки готового продукта потребителю. Именно совместная оптимизация качества, издержек производства, пунктуальность и тщательность выполнения работ позволяют, в конечном счете, увеличить долю рынка, производительность и прибыльность производства.

   Система JIT ведет к эффективным действиям по доставке только требуемых товаров или услуг в «правильном» количестве, в «правильное» время и место. При этом под «правильными» понимаются характеристики, которые ожидают как внутренние, так и внешние потребители. Каждая фаза производства в системе JIT заканчивается изготовлением нужной («правильной») детали именно в тот момент, когда она требуется для последующей операции. Если изготавливаемая деталь будет нужна через час, то она и должна быть изготовлена не раньше, чем через час. Все неиспользуемые какое-то время запасы являются непроизводительными расходами и составляют издержки производителя. Складирование впрок — это выброшенные деньги, время и нерациональное использование площади: таков принцип «Тойоты».

   В этом суть концепции JIT, означающей все делать только в том количестве, с тем качеством и в то время, которое требуется непосредственно потребителям (внутренним и внешним).

4. система  КАНБАН.

     Практически все перечисленные выше принципы управления качеством были воплощены  в микрологистической системе корпоративного управления производством и снабжением КАНБАН (KANBAN), внедренной в корпорации Тоуоtа Моtоrs и позволившей сократить производственные запасы на 50 % , а товарные — на 8%.

   Система КАНБАН начинает изготавливать конкретный образец продукции только тогда, когда на нее есть определенный заказчик (потребитель). Эта система базируется на следующих принципах:

  • усиленный контроль качества
  • поставка продукции заказчику точно в срок
  • наладка оборудования, исключающая брак
  • сокращение числа поставщиков комплектующих
  • максимальное приближение смежников к головному (как правило, сборочному) заводу.

   Начиная с 1970-х г.г. опыт Японии в области управления качеством постоянно изучается во всем мире. Однако необходимо принимать во внимание то, что специфика японской системы управления качеством обусловлена национальными традициями и социально-экономическими особенностями развития японской промышленности в послевоенный период.  

   2.3. Европейские модели управления качеством.

   Каждая  компания по-своему уникальна. Методика, предложенная Европейским фондом управления качеством (European Foundation for Quality Management), предлагает структурированное множество критериев управления качеством, которые могут эффективно применяться для совершенствования деятельности любой компании или ее подразделения.

   Методика  ЕFQМ используется при проведении конкурса на присуждение Европейской Премии Качества и преследует следующие цели:

  • удовлетворение потребностей клиентов
  • удовлетворение интересов персонала
  • влияние на общество

   Одной из основных задач ЕFQМ является содействие компаниям в совершенствовании их деятельности.

   Методика  ЕFQМ для развития бизнеса представляет собой гибкую структуру, которая  может быть реализована различными способами. Главное, чтобы используемый метод опирался на основные положения модели ЕFQМ, описание которых приводится ниже.

   Модель EFQM базируется на следующих положениях:

  • В центре внимания — клиент
  • Сотрудничество с поставщиками
  • Повышение квалификации и участия персонала
  • Процессы и факты
  • Непрерывное совершенствование и новаторство
  • Руководство и последовательность в достижении целей
  • Взаимная ответственность
  • Распределение результатов

   Реализация  перечисленных положений достигаются  посредством эффективного Руководства, осуществляемого в отношении Политики и Стратегии, Кадровой Политики, Ресурсов и Процессов, и приводящего в конечном счете к Достижению Результатов. Каждый из девяти элементов, лежащих в основе модели ЕFQМ, представляет собой критерий, который можно использовать для оценивания прогресса, достигнутого компанией на пути развития бизнеса.

   Множество критериев ЕFQМ можно разбить  на две группы:

  1. Предпринимаемые усилия.
  2. Результаты.

   Существует  специальная схема, где каждый критерий выражен в процентном весе от всех критериев. Эти процентные веса используются при проведении конкурса на присуждение Европейской Премии Качества.    

Схема: 2.3.1. Критерии ЕFQМ

     Критерии  из группы «Предпринимаемые усилия» позволяют оценить как компания решает те или иные проблемы. Критерии распадаются на составляющие части, каждая из которых соответствует определенной проблеме. Каждая составляющая должна относиться к некоторой конкретной области деятельности компании. Каждая составляющая сопровождается списком соответствующих областей деятельности. Необходимо рассмотреть лишь те области, которые соответствуют профилю компании. Допускается ввод новых областей.

Информация о работе Управление качеством