Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: раскрыть сущность качества, рассмотреть современные модели управления качеством.
Задачи данной работы: рассмотреть
Качество как экономическую категорию и объект управления.
Значение повышения качества.
Качество как объект управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Качество как экономическая категория и объект управления.
Понятие качества…………………………………………………………..4
Значение повышения качества. …………………………………………..6
Качество как объект управления. ………………………………………..9

Глава 2: Современные концепции и модели управления качеством.
2.1. Всеобщее управление качеством (TQM). …………………………………14
2.2 Японские модели управления качеством. …………………………………19
2.3. Европейские модели управления качеством. …………………………….22
Глава 3: Стандартизация и сертификация в управлении качеством.
3.1. Международная стандартизация. …………………………………………25
3.2. Стандартизация и сертификация продукции в РМ…………………….....28
3.3 Деятельность по улучшению системы управления качеством в РМ……30
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

Современные модели управления качеством.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

1.3. Качество как объект  управления 

     Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной  после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

     Качество  определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.

     Управление  качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.

   Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества:

  • система качества(Quality System);
  • система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
  • всеобщее управление качеством (Total Quality Managemtnt);
  • обеспечение качества (Quality Assurance);
  • управление качеством (Quality Control);
  • статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
  • система обеспечения качества (Quality Assurance System);
  • гарантия продукции (Product Assurance);
  • всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);
  • передовой производственный опыт (Good Manufacturing Pratices);
  • система управления производственными óñëîâèÿìè (Environmental Managemtnt System);
  • система "мы обеспокоены" (We Care);
  • система "обеспокоенность ответственных лиц" (Responsible Care);
  • всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей седы (Environmental TQM );
  • всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
  • интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
  • менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);
  • полное (сквозное, тотальное) управление качеством и производительностью (Total Quality and Productivity Management);
  • интегрированный менеджмент качества (Integrated Management);
  • система внедрения непрерывных улучшений (Continuos Improvement Implementation System);
  • полное преобразование качества (Total Quality Transformation);
  • менеджмент системы качества (Quality System Management).

   Есть и другие концепции менеджмента качества. Мы привели только небольшую их часть, но важную для понимания качества как объекта управления. Перечисленные концепции отражают сущность разных методов, используемых в методологии TQM для решения различных проблем качества.

   TQM имеет огромное значение в  управлении современными фирмами. 

Управляющая система начинается с руководства  высшего звена. Именно руководство  высшего звена должно исходить из стратегии, что фирма способна на большее по сравнению с прошлым. В организационной структуре фирмы могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы.

     Для качества как объекта менеджмента  свойственны все составные части  менеджмента : планирование, анализ, контроль.

   Современный менеджмент качества базируется на результатах  исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями по программам консультантов по управлению качеством.

     Основой деятельности ведущих  фирм стали следующие направления  улучшения работы:

  • заинтересованность руководства высшего звена;
  • образование совета по улучшению качества работы;
  • вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
  • обеспечение коллективного участия ;
  • обеспечение индивидуального участия;
  • создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);
  • более полное вовлечение поставщиков;
  • обеспечение качества функционирования систем управления;
  • разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
  • создание системы признания заслуг.

   Особенно  следует отметить такое направление, как обеспечение качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм.

   Ф. Кросби, являющийся одним из ведущих  консультантов по качеству с мировым  именем обратил внимание на важность системы поощрения. Признание заслуг сотрудников и их стимулирование к достижению высоких результатов является составной частью современного менеджмента качества.

В 1951 г. было разработано положение о  премии Деминга, которая легла в  основу модели Всеобщего (тотального) Управления качеством (TQC). Эта модель предполагает постоянный анализ информации от широкого круга экспертов и  новый взгляд на качество. Премия Деминга сыграла большую роль в достижении японского качества. Позднее в США была учреждена премия имени Малкольма Балдрижа (1987 г.). Развитием модели премии М. Балдриджа стала модель Европейской премии качества, которая оценивала результаты бизнеса и влияние на общество. Более подробно о критериях оценки деятельности в области качества будет сказано ниже.

     Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области  качества таким образом, чтобы она  касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.

     Сегодня в управлении качеством важное значение имеет наличие на фирмах сертифицированной  системы менеджмента качества, что  является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет сохранить конкурентные преимущества на рынке.

     Появление сертификата на системы качества обусловлено эволюцией подходов к менеджменту качества, на которой  целесообразно остановиться более  подробно.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2: Современные концепции  и модели управления качеством.

2.1. Всеобщее управление  качеством (TQM).

     Всеобщее  управление качеством (Total Quality Management) — это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству. Отсюда качество — это не то, что приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации.

     Всеобщее  управление качеством — это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды как для сотрудников организации, так и для общества в целом.

     В настоящее время Всеобщее управление качеством все в большей степени становится идеологией, охватывающей различные слои общества. TQM необходимо и нам, если мы хотим не только выйти из кризиса, но и начать конкурировать с экономически развитыми странами. Вот почему знание TQM и его применение на практике в ближайшем будущем станут необходимыми руководителям не только крупных, но и малых предприятий.

Основными целями TQM являются:

  • ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей
  • возведение качества в ранг цели предпринимательства
  • оптимальное использование всех ресурсов организации

Основные  элементы модели TQM представлены на схеме 2.1.1.  

Схема 2.1.1. Основные элементы модели TQM .

Как видно  из рисунка, наиболее важными элементами TQM являются:

  • Вовлеченность высшего руководства: стратегия качества в компании (организации) должна предусматривать постоянное, непрерывное и личное участие высшего руководства (руководителя) компании в вопросах, связанных с качеством. Это одно из основных и обязательных условий успешного внедрения ТQМ, которое является залогом успешной работы компании в вопросах обеспечения качества.
  • Акцент на потребителя: фокусировать всю деятельность компании на нужды и пожелания как внешних, так и внутренних потребителей
  • Всеобщее участие в работе: обеспечивать возможности для реального участия каждого в процессе достижения главной цели — удовлетворять запросы потребителя
  • Внимание процессам: фокусировать внимание на процессах, рассматривая их как оптимальную систему достижения главной цели — максимизацию ценности продукта для потребителя и минимизацию его стоимости как для потребителя, так и производителя
  • Постоянное улучшение: постоянно и непрерывно улучшать качество продукта
  • Базирование решений на фактах: базировать все решения компании только на фактах, а не на интуиции или опыте ее работников

   Управление  качеством — это динамично развивающаяся концепция. На сегодня существует несколько основных «школ» ТQМ (японская, американская, европейская). Возможно, поэтому в среде специалистов нет единого мнения о количестве принципов, на которых базируется ТQМ. Основными же признаны следующие восемь:

  1. Ориентация организации на потребителя.
  2. Роль руководства.
  3. Вовлечение сотрудников.
  4. Процессный подход.
  5. Системный подход к управлению.
  6. Постоянное совершенствование.
  7. Принятие решений, основанное на фактах.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

   Для того чтобы осуществить принцип  ориентации на потребителя, необходимо предпринять следующие действия:

  • изучение спроса с целью полного понимания потребностей и ожиданий потребителя в отношении товаров, цен, поставки и т. д.
  • обеспечение сбалансированности в запросах потребителей и других участников сделки с товарами (собственников бизнеса, персонала организации, поставщиков организации, общества)
  • измерение потребительской удовлетворенности с целью коррекции собственной деятельности
  • управление взаимоотношениями с потребителями.

   Компания  должна стараться узнать мнение своего потребителя и затем с помощью «обратной связи» произвести корректировку параметров качества продукта с целью его улучшения для пользователя.

   В практике управления качеством наиболее широко используются два основных канала «обратной связи»:

  1. обратная связь для корректировки и улучшения товара при сопоставлении его с аналогичными товарами других производителей.
  2. сбор данных и интерпретация ожиданий потребителей, проводимых по особым каналам, которые обычно курируют отделы сбыта и маркетинга

   Существует  много различных методов поиска и сбора данных об ожиданиях потребителей. Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки, не обеспечивая при этом полноту ответа на все вопросы, интересующие производителя.

   Выбор конкретного метода или комбинации нескольких методов зависит от особенностей Вашего продукта (товара), а также от времени, средств, и доступных человеческих ресурсов, которыми Вы располагаете. Чаще всего в малом бизнесе используют наиболее доступные методы сбора информации:

Информация о работе Управление качеством