Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: раскрыть сущность качества, рассмотреть современные модели управления качеством.
Задачи данной работы: рассмотреть
Качество как экономическую категорию и объект управления.
Значение повышения качества.
Качество как объект управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Качество как экономическая категория и объект управления.
Понятие качества…………………………………………………………..4
Значение повышения качества. …………………………………………..6
Качество как объект управления. ………………………………………..9

Глава 2: Современные концепции и модели управления качеством.
2.1. Всеобщее управление качеством (TQM). …………………………………14
2.2 Японские модели управления качеством. …………………………………19
2.3. Европейские модели управления качеством. …………………………….22
Глава 3: Стандартизация и сертификация в управлении качеством.
3.1. Международная стандартизация. …………………………………………25
3.2. Стандартизация и сертификация продукции в РМ…………………….....28
3.3 Деятельность по улучшению системы управления качеством в РМ……30
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список использованной литературы…………………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

Современные модели управления качеством.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     В конечном счете, компания сама устанавливает список областей, соответствующих профилю ее деятельности. В качестве примера приведем следующую таблицу.

     Критерии  из группы «Результаты» позволяют оценить, чего достигла или собирается достичь компания.

   Каждый  критерий из этой группы должен относиться к конкретной области деятельности, обеспечивая информацию о:

  • реальных результатах, достигнутых компанией
  • целях, которые компания перед собой поставила а также, по мере возможности, о:
    • результатах, которых достигли конкуренты
    • результатах, которых достигли ведущие компании аналогичного профиля

     Представляемые  результаты должны содержать как  мнения и всевозможные отчетные, так и конкретные показатели деятельности компании. Надежность и достоверность собранной информации должна тщательно обсуждаться.

Глава 3: Стандартизация и сертификация в управлении качеством.

3.1. Международная стандартизация.

     В условиях интернационализации хозяйственных связей все большее значение приобретает международная стандартизация. Экспорт продукции во многом зависит от уровня стандартизации изделий. Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности продукции, используют в своей деятельности стандарты международных организаций, что в немалой степени способствует повышению качества продукции. Значение международной стандартизации трудно переоценить.

       По определению Международной организации по стандартизации (ISO) стандартизация представляет собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности».

Стандартизация  выполняет следующие функции:

  1. упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;
  2. закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;
  3. установление правил применения этих нормативных документов.

Международная стандартизация:

  1. Обеспечивает взамозаменяемость элементов сложной продукции
  2. Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах
  3. Содействует взаимообмену научно-технической информацией
  4. Содейстует международной торговле
  5. Ускоряет научно-технический прогресс участников международных организаций

   Основополагающими принципами международной стандартизации являются:

1. комплексность  стандартизации;

Принцип комплексности стандартизации заключается  в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).

2. опережающее  развитие стандартизации;

Принцип опережающего развития стандартизации — это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. С момента утверждения опережающего стандарта у потребителей появляются юридические права на использование продукции при проектировании новых разработок, а производитель обязан начать выпуск продукции с параметрами, установленными в утвержденном опережающем стандарте.

3. классификация. 

Принцип классификации заключается в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.

     Существуют  две разновидности стандартизации: фактическая и официальная.

     Фактическая стандартизация отражает некоторые  исторически сложившиеся особенности  и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т. д.).

     Официальная стандартизация является результатом  целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.

     В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых Международная организация по стандартизации (International Standart Organization) или сокращенно ISO (ИСО), является наиболее представительной. Она была создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г., после ратификации ее создания 33 странами.

ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основная цель, декларируемая Уставом ИСО, определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе».

   Устав ИСО определяет также организационную  структуру, функции основных органов  и методы работы. К основным функциям ИСО относятся следующие:

  1. установление международных стандартов с согласия всех членов ИСО;
  2. содействие внедрению и облегчению применения новых прогрессивных стандартов;
  3. организация обмена информацией о работах своих членов и технических комитетов;
  4. сотрудничество с другими международными организациями.
 
 
 

3.2. Стандартизация и  сертификация продукции  в РМ.

     В процессе становления и развития рыночных отношений в РМ вопросы обеспечения качества продукции, выпускаемой отечественными предприятиями, становятся все более актуальными. В последние годы уровень качества продукции молдавских предприятий, поступающей на внутренний и внешний рынок, несколько вырос, но в большинстве случаев пока еще далек от западных аналогов.  
         Стандартизация как важный фактор, влияющий на всю национальную экономику, на охрану жизни и здоровья людей, охрану окружающей среды, направленный на устранение технических барьеров на пути интеграции страны в международную торговлю, является прерогативой государства.                      Стандартизацию в РМ регулирует  Закон «О стандартизации продукции» N 590-XIII от 22 сентября 1995 г., с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом N 919-XIV от 12 апреля 2000 г.  
         Настоящий закон устанавливает правовые, социальные, экономические и организационные основы стандартизации в Республике Молдова.  
         Основными целями стандартизации являются:  
а) нормативно-техническое обеспечение соответствия продукции, процессов и услуг своему назначению;  
b) защита интересов потребителей и государства - обеспечение качества продукции, процессов и услуг, их безопасности для жизни, здоровья, имущества людей, для окружающей среды;  
с) устранение технических барьеров в торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке;  
d) обеспечение технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости, унификации продукции;  
         Отношения в области стандартизации регламентируются настоящим законом и другими нормативными актами, издаваемыми в соответствии с ним.

       К нормативным документам по  стандартизации, применяемым на  территории  РМ, относятся:  
а) национальные стандарты (SM);  
b) международные, региональные (межгосударственные) стандарты, применяемые в  установленном порядке;  
с) национальные стандарты других стран, применяемые в установленном порядке;  
d) фирменные стандарты (SF), применяемые на уровне разработавших их хозяйствующих субъектов;  
е) технические условия (PTMD);  
f) нормы, правила, процедуры в области стандартизации, метрологии и сертификации;  
g) классификаторы технико-экономической информации;

         Государственная политика в области  стандартизации реализуется Национальной системой стандартизации.  
Порядок работ по стандартизации устанавливается комплексом основополагающих стандартов Национальной системы стандартизации, а также другими актами, принимаемыми национальным органом по стандартизации.

     Существующая  у нас в стране система стандартизации и сертификации, несмотря многочисленные попытки изменить ее в соответствии с международными требованиями в данной области, в нынешнем виде все-таки достаточно громоздка и нуждается в дальнейшем пересмотре.

     Сегодня 18 предприятий республики уже располагают сертификатами на систему качества. Сертификат выдается на три года, и у некоторых производителей уже истек его срок.  
               Эти предприятия будут ресертифицированы, т.е. номер сертификата остается тот же, только после экспертного обследования продлевается срок его действия. Однако, сейчас существует новая версия сертификации - 9001-2000, и все предприятия будут сертифицироваться в соответствии с ее требованиями. Новая версия разработана так, что она подходит всем предприятиям, как производственным, так и оказывающим услуги, как крупным, так и небольшим.  
          Пока фактически систему качества сертифицируют только "гиганты отрасли", остальные довольствуются сертификатом на серийное производство. Он также выдается на три года, но "цена" этих документов абсолютно разная и не только в денежном выражении. При сертификации системы качества сертифицируется буквально все, т.е. все службы предприятия проходят доскональную тщательную проверку.  
          При сертификации серийного производства сертификат выдается на продукцию. Кроме этого, сертифицированная система качества - это еще один плюс у предприятия при поиске партнера. Согласитесь, доверия больше к тому, кто добровольно подверг себя такой инспекционной перетряске. У него, по идее, качество продукции должно быть выше. Хотя, все бывает.  
          Процедура получения сертификата соответствия на систему качества занимает от двух до трех месяцев. Конечно, при условии, что предприятие практически готово к обследованию и вся документация приведена в порядок. Средняя стоимость сертификации системы 8-10 тыс. леев.
 

3.3 Деятельность по улучшению системы управления качеством в РМ.

     Вступление  Молдовы в ВТО и ее стремление к европейской интеграции поставило  перед нами проблему гармонизации действующих  на территории республики стандартов с международными. Гармонизация законодательства, в том числе и технического, является комплексным процессом, цель которого - устранение технических барьеров в торговле и свободный обмен товаров. Он будет осуществляться через внедрение Европейских директив Нового подхода, устанавливающих основные требования безопасности, которым должны в современном мире соответствовать продукция и услуги. Процесс разработки и утверждения технических регламентов, в которых заложены общие основные требования к группам продукции, процессам и услугам, в республике по сути дела только начался. Постановлением Правительства утверждена Национальная программа разработки технических регламентов на 2007-2008 гг.

     Техническими  регламентами РМ можно считать законодательные акты, указы Президента, постановления Правительства, в тех случаях, когда они устанавливают обязательные требования к продукции, процессам и услугам, а также ряд ведомственных нормативных актов, различные нормы и правила, например, по метрологии, охране труда, промышленной безопасности. К техническим регламентам можно отнести принятые в РМ законы о винограде и вине, о грецком орехе, о питьевой воде, о рынке нефтепродуктов, кодекс винодела и др. Национальная программа предполагает разработку более 100 первоочередных технических регламентов.  
           Принимая во внимание то, что Молдова находится на пересечении торговых путей Европы и Азии,  можно воспользоваться при внедрении европейских стандартов в национальную экономику помощью, которая приходит с двух сторон, как с Востока, так и с Запада. При необходимости будем внедрять румынские стандарты, идентичные европейским - SR EN или межгосударственные стандарты GOST EN (разработанные в рамках европейского сотрудничества), а также стандарты других стран (Белоруссии, Украины, России), которые гармонизированы с европейскими. С целью выполнения обязательств Молдовы перед ВТО в том, что касается устранения технических барьеров в торговле, были приняты в качестве национальных 867 международных стандартов ИСО и МЭК, из них 32 международных стандарта на английском языке и 88 стандартов, идентичных европейским стандартам EN.

            В Молдове уже восемь предприятий  получили международные сертификаты  соответствия систем качества  стандарту ИСО 9001:  
Тираспольский вино-коньячный завод "KVINT" (Бюро "Веритас", Франция)  
АО "Молдагротехника", Бэлць (SNC RM, Молдова; DEKRA, Германия)  
ПКФ "Тигина", Бендер (SNC RM, Молдова; TUV CERT, Германия)  
АО "Молдавкабель", Бендер (SNC RM, Молдова; TUV CERT, Германия)  
АОЗТ "Тиротекс", Тирасполь (SNC RM, Молдова; TUV CERT, Германия)  
АО "Электромаш", Тирасполь (SNC RM, Молдова; TUV CERT, Германия)  
АО "Молдавизолит", Тирасполь (Бюро Веритас, Франция)  
Молдавский металлургический завод, Рыбница (Регистр Ллойда, Англия; TUV CERT, Германия)  
       По этому показателю мы занимаем 55-е место из 78 в Германском реестре сертифицированных предприятий TUV. Молдова опережает такие страны, как Бангладеш, Вьетнам, Доминиканская Республика, Казахстан, Кипр, Кувейт, Ливан, Мальта, Парагвай, Перу, Свазиленд, Сирия, Танзания, Уругвай, Шри Ланка .  
        В настоящее время в республике около 20 предприятий ведут работы по применению международных стандартов ИСО серии 9000 в целях улучшения менеджмента качества. Не все эти предприятия намереваются получать Европейские сертификаты на систему качества. Но у них неплохой шанс примкнуть к когорте предприятий, получивших Национальные сертификаты, помимо выше  названных,   их семь:  
НПЦ "ТИС", Кишинев (приборы учета теплоэнергии), "Рокаро", Кишинев (трубы для теплосетей), "Тутун-КТК", Кишинев (табак и курительные изделия), "Флоаре-Карпет", Кишинев (ковровые изделия),  
"Кармез", Кишинев (мясокомбинат), "Басарабия-Норд", Бэлць (мясокомбинат), "Рэут", Белць (гидроакустическая аппаратура)

Информация о работе Управление качеством