Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2011 в 17:57, курсовая работа
Цель исследователькой работы изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии.Объектом данного исследования является персонал предприятия AS LOKSA SHYPYARD. Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили издания, посвященные управлению персоналом и управлению конфликтами на предприятии.
1. ПРИРОДА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА 4
1.1. Понятие конфликта и его виды 4
1.2. Типы конфликта 5
1.3. Причины возникновения конфликтов 7
2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ 10
2.1. Структурные методы разрешения конфликта 10
2.2. Межличностные стили разрешения конфликтов 11
3. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ AS LOKSA SHYPYARD 14
3.1. Анализ работы по управлению конфликтами на предприятии 14
3.2. Мероприятия по разрешению конфликтов в трудовых коллективах 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
Список использованной литературы 24
ПРИЛОЖЕНИЯ 25
Приложение 1. 26
Приложение 2. 30
Исследование проводилось в одном из цехов AS Loksa Shipyard,состоящем из 14 человек (мужчины). Возрастной состав членов коллектива: от 25 до 50 лет. Образование: среднее специальное и высшее.
Первая методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
Вторая методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе (Практическая психодиагностика, методики и тесты).
В
результате проведенного наблюдения было
установлено, что социально-психологический
климат в данном трудовом коллективе
напряженный. Для изучения стратегии
поведения, которые используют члены
данного первичного трудового коллектива,
был применен тест описания приведения
К. Томаса. В результате было установлено,
что респонденты используют в
своей деятельности практически
все стратегии поведения. Но наибольшее
количество баллов у большинства
респондентов (10 из 14) приходится на тактику
избегания, ухода от конфликта, у
двух респондентов преобладает
тактика приспособления, и по одному
тактика компромисса и
Таблица 1.
Результаты диагностики по методике Томаса.
№ испытуе-мого | Соперничес-тво | Сотрудни-чество | Компро-мисс | Избега-ние | Приспособле-ние |
1 | 0 | 5 | 8 | 8 | 9 |
2 | 1 | 7 | 8 | 9 | 5 |
3 | 5 | 1 | 7 | 11 | 6 |
4 | 4 | 6 | 6 | 10 | 4 |
5 | 1 | 7 | 4 | 10 | 8 |
6 | 2 | 6 | 9 | 9 | 8 |
7 | 5 | 7 | 5 | 8 | 5 |
8 | 5 | 1 | 9 | 10 | 5 |
9 | 1 | 6 | 6 | 10 | 7 |
10 | 2 | 4 | 8 | 11 | 5 |
11 | 4 | 6 | 5 | 12 | 3 |
12 | 3 | 10 | 4 | 8 | 5 |
13 | 6 | 7 | 8 | 6 | 3 |
14 | 4 | 6 | 4 | 6 | 10 |
Полученные
данные позволили предположить, что
использование тактики
Таблица 2.
Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна.
№ испытуемого | Мотивация одобрения (баллы) |
1 | 10 |
2 | 14 |
3 | 13 |
4 | 14 |
5 | 16 |
6 | 18 |
7 | 9 |
8 | 14 |
9 | 13 |
10 | 15 |
11 | 16 |
12 | 9 |
13 | 9 |
14 | 8 |
Результаты этого теста свидетельствуют о довольно высокой потребности в одобрении у большинства респондентов.
По
итогам экспериментального исследования
можно сказать, что высокая потребность
в одобрении у членов данного
коллектива ведет к формированию
у них избегательной тактики
поведения в конфликтной
3.2.
Мероприятия по разрешению
конфликтов в трудовых
коллективах
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию.
Как показало исследование, в коллективе существует скрытый конфликт, при котором сотрудники выбрали избегательную форму поведения. Задачи руководителя по разрешению скрытого конфликта состоят в следующем:
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели оппонента;
-
наметить сферы сближения
-
уточнить поведенческие
Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:
1.
Причина конфликта. Осознают
2.
Цель конфликтующих. В чем
3.
Сферы сближения. По каким
4.
Субъекты конфликта. Кто
1.
Причина конфликта. Причиной
2. Основная цель оппонента – обратить на себя внимание, быть услышанным.
3.
Сфера сближения точек
а) тактику разрешения конфликта;
б)
характер поведения субъекта деятельности,
то есть того, кто улаживает конфликт.
Таблица 3
Шкала глубины конфликта | |||||||
1 | стороны осознают причину конфликта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | стороны не осознают причину конфликта |
2 | причина конфликта имеет эмоциональный характер | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | причина конфликта имеет материальный (служебный) характер |
3 | Цель конфликтующих - устремленность к социальной справедливости | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | цель конфликтующих - получение привилегий |
4 | есть общая цель, к которой стремятся все | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Общей цели нет |
5 | сферы сближения выражены | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | сферы сближения не выражены |
6 | сферы сближения касаются эмоциональных проблем | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем |
7 | лидеры мнения не выделяются | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | замечено влияние лидеров мнений |
8 | в процессе общения оппоненты придерживаются норм поведения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | в процессе общения оппоненты не придерживаются норм общения |