Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 18:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение методов и средств управления конфликтами.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть сущность и виды конфликта;
- дать классификацию конфликтам;
- выяснить причины возникновения конфликтов;
- рассмотреть методы разрешения конфликтов, а также особенности предупреждения и предотвращения конфликтов;
- определить и проанализировать конфликтные ситуации на РУП «Минская печатная фабрика» Гознака.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы управления конфликтами на предприятии………… 4
1.1 Сущность конфликта………………………………...……………………… 4
1.2 Классификация конфликтов……………………………………………… . 5
1.3 Причины возникновения и методы разрешения конфликтов…..……….. 8
2 Управление конфликтными ситуациями на Республиканском унитарном предприятии «Минская печатная фабрика» Гознака………………………… 12
2.1 Краткая характеристика РУП «Минская печатная фабрика» Гознака….. 12
2.2 Анализ системы управления конфликтами на РУП «Минская печатная фабрика» Гознака………………………………………………………….…… 18
3 Рекомендации по совершенствованию управления конфликтными ситуациями………………………………………………………………………. 24
Заключение……………………………………………………………...……….. 26
Список использованных источников ……………………………..…………… 28
Приложение А…………………………………………………………………… 30
Для эффективного выполнения задач по психологической разгрузке сотрудников РУП «Минская печатная фабрика» Гознака необходимо иметь психолога. Также можно направить сотрудников на психологические тренинги, проводимые различными компаниями. Для своевременного предотвращения конфликтов необходимо четко знать состояние коллектива, общий психологический фон и примерную психологическую устойчивость каждого члена коллектива.
Для наибольшего сближения руководителя с работниками, лучшего понимания друг друга, необходимо иногда проводить совместные мероприятия с участием всех членов коллектива. Регулярно (еженедельно) проводить собрания. В коллективе постоянно у сотрудников возникают те или иные вопросы, разногласия, и лучший способ их разрешить - это регулярно их обсуждать и совместно находить лучшее решение. На подобных внутренних собраниях рекомендуется также давать слово каждому сотруднику высказать свою точку зрения, выступить с предложениями. Общаясь, люди учатся не только слушать, но и слышать и понимать друг друга.
Рекомендуется отмечать всем коллективом как небольшие, так и значимые достижения организации. К таким событиям относится заключение удачной сделки, отличный результат предприятия за месяц. При этом рекомендуется поздравлять ни кого-то в отдельности, а всех сотрудников, подчеркивая, что только благодаря стараниям всех удалось чего-то достичь. Ничто так не объединяет людей как еще и совместное время провождение вне офиса. Можно, к примеру, выбрать какие-то спортивные мероприятия, а можно просто вместе сходить в кафе либо ресторан. В теплое время года можно организовать выезд на природу. Таким образом, в неформальной обстановке сотрудники раскрепостятся и смогут набраться сил для дальнейшей рутиной работы. При этом повыситься уровень взаимопонимания между сотрудниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы необходимо сделать вывод о том, что конфликты - это нормальное явление на предприятии.
Для организации считается здоровым наличие конфликта. И конфликт наряду с проблемами, может приносить и пользу организации. Важно, чтобы конфликт не был разрушительным.
Задача руководителя уметь управлять конфликтами. А для этого надо изучать типы конфликтов, источники и причины конфликта, его психологию. Руководитель должен научиться извлекать выгоду из конфликта.
А чтобы извлечь выгоду из конфликта, нужна открытая, невраждебная, окружающая среда. Создание такой среды это одна из задач руководителя. При управлении конфликтом руководителю не следует допускать выхода конфликта за пределы оптимального уровня. Иначе есть опасность дезорганизовать работу организации.
Руководитель, следуя установленным
правилам, выбирает способы разрешения
конфликтов. Руководителю следует сосредоточить
внимание на управлении теми конфликтами,
в которые руководство
Таким образом, в данной курсовой работе выполнены поставленные задачи: то есть, рассмотрена сущность конфликта, его виды, классификация, определено само понятие конфликта, также были рассмотрены методы конфликта, были предложены мероприятия по предупреждению и предотвращению конфликтов. На примере предприятия «Минской печатной фабрики» Гознака был проведен анализ конфликтных ситуаций среди работников предприятия, было проведено тестирование, чтобы определить уровень конфликтности сотрудников. Мы увидели, что большинство конфликтов в организации возникает при общении с клиентами. Также основные конфликты возникают между заместителем директора и подчиненными, причинами которых являются невнимательное отношение руководителя к работникам, нежелание или неумение взаимодействовать со своими сотрудниками.
В основном сотрудники могут управлять эмоциями в конфликтном взаимодействии, они неагрессивны. Однако, необходимо, добиваться от сотрудников максимально возможных показателей корректного, предельно вежливого поведения с заказчиками и коллегами в конфликте и вне его.
Компромисс – наиболее часто используемая стратегия разрешения конфликтов на РУП «Минская печатная фабрика» Гознака. С помощью этого метода сглаживаются разногласия как между заказчиками и сотрудниками, так и между руководством и сотрудниками.
Сотрудничество – наиболее трудный, но самый эффективный метод предотвращения конфликтов.
Понятно, что конфликты были, есть и будут, но правильное управление конфликтными ситуациями – это залог успеха каждого руководителя в своей деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 463 с.
2 Азаев Г.Л., Баранчеев В.П., Гунин В.Н. и др.; Управление организацией: Учебник для вузов по спец. Менеджмент / Под ред. Поршнева А.Г. и др.; ГУУ.-2-е изд., М.: Инфра.-М, 2008. – 668 с.
3 Бабосов Е.М. Конфликтология: учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 464 с.
4 Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник. 2-е издание /.М: ЮНИТИ, 2006. – 564 с.
5 Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л.. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ,2007. – 560 с.
6 Большаков А. С. Менеджмент / Учебное пособие. — СПб.: «Издательство "Питер"», 2000. — 160 с.: ил. — (Серия «Краткий курс»)
7 Брасс А.А.
Основы менеджмента: Курс
8 Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд. – М.: Экономись, 2003. – 528 с.
9 Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. Учебник.-М.: Инфра-М, 2006 —224 с.
10 Интернет сайт РУП «Минская печатная фабрика» Гознака. – 2009.
11 Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. Учебник М.: Юнити, 1997 г. – 308 с.
12 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Мн.:Новое знание, 2008. – 336с.
13 Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Ворожейкин И.Е. и др.; Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. Кибанова А.Я.; ГУУ.-2-е изд., М.: Инфра.-М, 2006. – 637 с.
14 Кожеватова Екатерина. Расскажите
о конфликтной ситуации // [Электронный ресурс].
– 2008. – Режим доступа -http://www.jobsmarket.ru/?
15 Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н., Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. Альфа-Пресс, М., 2007. – 216 c.
16 Крылова А.А., Прушинского Ю.В.. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие для студ. вузов/М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2009. – 493 c.
17 Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Основы менеджмента /Учебник. - Пер. с англ.-М.:Дело,2003. – 800 с.
18 Мосина Людмила. Конфликт, зачем
он нужен и как им управлять // [Электронный ресурс].
– 2008. – Режим доступа -http://psyche.biznet.ru/
19 Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учебник. М.: Мир, 2006. - 406с.
20 Шапиро С.А., Шатаева О.В. Основы управления персоналом в современных организациях: Учебное пособие. – СПб.: «Издательство "Питер"», 2004. – 199 c.
21 Шипилов А.И. Конфликты можно предупредить // Кадры предприятия. - 2002. – номер 1. – С.7
22 Якокка Л. Карьера менеджера / Пер. с англ. Р.И.Столпер. - Мн.: “Парадокс”, 2007. – 359 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Тест "Конфликтный ли Вы человек?"
1. Представьте, что в
a. не вмешиваетесь - 4;
b. вмешаетесь и встанете на сторону того, кто, по вашему мнению, прав - 2;
c. ни за что не пройдете мимо и будете скандалить до победного конца. - 0
2. Когда вы присутствуете на каком-либо собрании, вы:
a. никогда не лезете с
b. иногда выступаете по какому-
c. постоянно критикуете и
3. Ваш начальник предлагает
a. предложите свой план только в том случае, если будете уверены, что вас поддержат остальные - 4;
b. изо всех сил будете
c. ни за что не полезете с предложениями, памятуя о том, что инициатива наказуема. - 0
4. Любите ли вы спорить,
a. только с близкими друзьями - 4;
b. в общем-то нет, но если вопрос важный и серьезный, то почему бы и нет - 2;
c. обожаете это дело, спорите со всеми и по любому поводу. - 0
5. Вы стоите в очереди, а кто-то назойливо лезет вперед вас, вы:
a. злитесь, но не показываете этого - 4;
b. отталкиваете нахала и пролезаете вперед него - 2;
c. кидаетесь на него чуть ли не с кулаками. - 0
6. Если от вашего мнения зависит
судьба чьего-либо плана, а
заодно и судьба самого
a. постараетесь максимально
b. отметите только достоинства, намекнув, что неплохо бы кое-что доработать - 2;
c. раскритикуете вовсю, чтоб в следующий раз неповадно было. - 0
7. Ваша супруга (супруг) постоянно
пилит вас за излишнюю
a. порадуетесь вместе с ним(ей) - 4;
b. насколько это возможно, раскритикуете покупку - 2;
c. не устаете скандалить по этому поводу. - 0
8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?
a. думаешь: "пусть их родители беспокоятся о них" - 4;
b. делаешь замечание - 2;
c. будь побольше народа, обязательно бы покричали и поругались. - 0
9. Продавец обсчитал вас, вы:
a. злобно забираете сумку с
продуктами и, хлопнув дверью,
уходите, бормоча под нос что-
b. настоите на том, чтобы он еще раз пересчитал сумму - 2;
c. вот тут уж вы развернетесь, покричите и помашете кулаками вдоволь. - 0
10. Администратор (гостиницы,
a. будете молчать, все равно ваши претензии вряд ли что изменят - 4;
b. начнете жаловаться на него, куда только возможно, надо же отомстить - 2;
c. срываете зло на уборщицах и официантках. - 0
11. Вы спорите с ребенком и, в конце концов, понимаете, что он прав. Вы:
a. до конца будете настаивать на своем мнении - 4;
b. признаете, что были не правы - 2;
c. в целях сохранения авторитета ни за что не признаете свою неправоту. - 0
Итоги:
От 30 до 40 баллов:
Вы более или менее тактичный человек. К конфликтам относитесь отрицательно, каждый раз, когда это возможно, стараетесь избежать их. Умеете находить компромисс. Но все же когда ваши друзья или коллеги нуждаются в вашей помощи, выраженной в критике, не всегда можете ее оказать. Не кажется ли вам, что стоит быть несколько более прямолинейным?
От 15 до 29 баллов:
Вы - достаточно конфликтная личность. Но, тем не менее, в коллективе вы все же пользуетесь уважением. Иногда вы высказываете свое мнение, не принимая в расчет то, что это может кого-то обидеть или задеть.
Менее 14 баллов:
Вы - жуткий спорщик и чрезвычайно
конфликтная личность. Вас хлебом
не корми, дай поспорить и поскандалить!
Вы постоянно спорите с кем-