Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:55, курсовая работа
Актуальность выбранной темы связана с тем, что с развитием рыночной экономики, эффективное управление предприятием становится архиважной задачей, а для успешного существования предприятия на рынке особую роль в управлении играют функции менеджмента. Функции менеджмента - виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности. Процесс управления (менеджмент) имеет четыре основные взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Особенно важными являются планирование и контроль.
Цель данной работы раскрытие функций менеджмента: контроль и планирование, а так же изучение организационных структур предприятия на примере мясной лавки «Премьер».
1.Теоретические аспекты контроля, как функции управления организацией………………………………………………………………………4
1.1. Сущность и виды контроля…………………………………………………4
1.2. Процесс контроля…………………………………………………………… 8
1.3 Формы и функции управленческого контроля…………………………… 11
2. Практическая глава…………………………………………………………. 14
2.1 Анализ организационных структур………………………………………..14
2.2. Краткая характеристика магазина «Премьер»……………………………18
2.3. Заключение об эффективности контроля в магазине…………………….25
Использованные источники…………………………………………………….28
Рис. 2. Этапы процесса контроля
В процессе контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процесса контроля выработка стандартов и критериев демонстрирует, насколько близко, в сущности, слиты функции контроля и планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации.
Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, отличают две очень важные особенности. Они характеризуется наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Подобные показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной. Относительно легко установить показатели результативности для таких величин как прибыль, объем продаж, стоимость материалов потому, что они поддаются количественному измерению. Но некоторые важные цели и задачи организаций прямо выразить в числах невозможно, тогда можно применять способы перевода качественных показателей в количественные, например, путем балльной оценки.
Второй этап процесса контроля измерение фактических результатов состоит в сопоставлении реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. На этой стадии процедуры контроля дается оценка, которая служит основой для решения о начале действий. Деятельность, осуществляемая на этой стадии контроля, является наиболее заметной частью всей системы контроля и заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и ее оценке.
Одна из характерных черт хорошего стандарта системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски параметров цели. Для того чтобы контроль был эффективным он должен быть экономным. Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Состоит он в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов. Для того чтобы контроль был эффективным, необходимо обязательно довести до сведения работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты.
Третий этап. Оценка информации о результатах. Менеджер должен решить насколько актуальна и важна полученная информация. После вынесения оценки процесс контроля переходит на четвертый этап. Менеджер должен выбирать одну из трёх линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.
А.Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс управления организацией действительно заставлял бы её функционировать в соответствии с планом. Если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, лучше всего ничего не предпринимать.
Б. Устранить отклонения. Проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показать масштаб отклонения от стандартов и точно указывать его причину. Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения каких-либо внутренних перемен факторов данной организации, усовершенствования технологических процессов или функций управления .
В. Пересмотр стандартов. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться не реальными, потому что они основываются на планах, а планы – это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты. Именно поэтому контроль - одна из ведущих функций управления после целеполагания и планирования. В связи с этим контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Контроль способствует успешному функционированию предприятия, так как без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос. Основными причинами необходимости контроля являются:
- неопределенность, сложность и динамичность среды;
- предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий и ошибочных действий до того, как они нанесут предприятию ощутимый вред;
- поддержание успеха путем сопоставления фактических результатов и плановых показателей и оценки темпа продвижения предприятия к намеченным целям.
Субъекты и объекты контроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.
Результаты контроля, в соответствии с теорией Портера-Лоулера, являются необходимым условием для мотивации персонала, т. к. именно результат (степень достижения цели) ведет к удовлетворенности трудом, и человек будет стремиться повторить то производственное поведение, которое привело к возникновению этого чувства.
Эффективное
сочетание различных видов
1.3. Формы и функции управленческого контроля
Выполнение функций организации и планирования связано непосредственно с функцией контроля, без которого не могут реализовать себя в полной мере другие функции централизованного управления. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы.
В функцию контроля входят сбор, обработка, анализ информации и фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.
Содержание функции контроля в конкретной ситуации определяется структурой и содержанием других функций управления (планирования, организации, мотивирования). В то же время принятая система контроля будет влиять на содержание систем планирования, организации деятельности, мотивирования.
Тесная связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в формулировании целей и контрольных показателей, которые фиксируются в соответствующих планах, а также в том, что временные периоды осуществления обеих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.
Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля отражается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые производственные показатели деятельности и проведения их анализа.
Организации широко используют различные формы контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля), качества продукции, ценообразования, административный.
Финансовый контроль осуществляется путём получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчётности по важнейшим экономическим показателям деятельности. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние.
Организационно-финансовый контроль осуществляется через подразделения на разных уровнях управления. В высшем звене управления он ведётся через аппарат управления. Контроль за деятельностью производственных отделений осуществляется через их бухгалтерию, финансовую службу, они анализируют степень выполнения планов и причин отклонения.
Система централизованного
Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления.
Контроль качество продукции или услуги (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надёжность в эксплуатации) является одним из важных средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.
Таким образом, контроль призван обеспечить проверку исполнения управленческих решений на всех уровнях управления фирмой на соблюдение установленных нормативов и условий хозяйственной деятельности фирмы.
Контроль
есть фундаментальный элемент
2. Практическая глава
2.1 Анализ организационных структур
2.1.1 Краткая характеристика
При формировании
1.
Линейная организационная
Рис. 3 Схема линейной организационной структуры
Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, а каждый руководитель - нескольких подчиненных в соответствии с нормами управляемости. Поэтому рост предприятия ведет к увеличению числа уровней управления. Простота структуры влечет за собой как достоинства, так и недостатки.
Таблица 1 Достоинства и недостатки линейной организационной структуры
Достоинства | Недостатки |
оперативность принятия и реализации управленческих решений; относительная простота реализации функций управления; четко выраженная ответственность | разобщенность горизонтальных связей в производственных системах; множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка; при большом числе уровней управления удлиняется процесс принятия и реализации управленческих решений; увеличение количества уровней управления при росте организации; - жесткость структуры |
Область применения: - предприятия с численностью до 300-500 человек с высоким уровнем технологической и предметной специализации (металлообработка, оказание однородных услуг, сборка и т. п.); предприятия местной промышленности (изготовление продукции из местного сырья, производство товаров широкого потребления); - стабильность внешней среды.