Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа
Недвижимое имущество региона является материально-вещественной базой функционирование его экономики, поэтому его эффективное использование должно стать одной из основных задач органов власти. Однако сегодня в сфере управления региональной недвижимостью очевидны серьезные проблемы. Особенно остро эти проблемы стоят в регионах со значительной долей государственной и муниципальной собственности в экономике, в частности, Мурманской области.
ЯДРОВА Ирина Владимировна
МЕТОДОЛОГИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (строительство);
региональная экономика
доктора экономических наук
Санкт-Петербург
2008
Работа выполнена в ГОУ ВПО
«Санкт-Петербургский государст
Научный консультант: доктор экономических наук, профессор
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Ведущая организация:
ГОУ ВПО «Московский
Защита состоится « » 2008 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.219.01 при ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» по адресу: 191002, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 27, ауд. 324.
С диссертацией можно
ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО
«Санкт-Петербургский
Автореферат разослан « » 2008 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор экономических
наук, профессор
Актуальность темы исследования.
Недвижимое имущество региона является материально-вещественной базой функционирование его экономики, поэтому его эффективное использование должно стать одной из основных задач органов власти. Однако сегодня в сфере управления региональной недвижимостью очевидны серьезные проблемы. Особенно остро эти проблемы стоят в регионах со значительной долей государственной и муниципальной собственности в экономике, в частности, Мурманской области.
Реформа управления государственным недвижимым имуществом не должна сводиться лишь к обеспечению доходов государства за счет неналоговых источников. Применительно к сектору унитарных предприятий на первый план выступает задача рационализации их количества, более качественного выполнения возложенных на них государственных функций и обеспечения публичных интересов.
Повышение эффективности использования
государственного и муниципального
недвижимого имущества в
Достижение этих целей возможно на основе развития методов управления и способов распоряжения государственной и муниципальной недвижимостью региона, в основе которых лежит предпринимательская деятельность профессиональных участников сферы недвижимости – управляющих компаний, девелоперов, формами сотрудничества которых с собственником – регионом должны выступать доверительное управление недвижимым имуществом и различные формы частно-государственного партнерства.
Федеративное устройство государства, экономические, географические, природные различия между регионами предопределяют необходимость повышения эффективности государственного регулирования регионального развития с помощью активной региональной политики. Основными ее целями являются: укрепление единства и целостности государства; преодоление существенных различий между регионами по экономическим, инфраструктурным, социальным факторам развития; создание необходимых предпосылок для саморазвития регионов.
Ресурсным потенциалом для реализации таких целей могут являться, по нашему мнению, имущественные ресурсы региона, материально-вещественным ядром которых выступает недвижимость.
Таким образом, выбранная тема диссертации представляется весьма актуальной, а направление и содержание исследования определяется объективной необходимостью комплексного анализа и методического осмысления указанных проблем.
Проблемы, связанные с управлением
государственной и муниципально
Управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом в региональном аспекте исследуются в трудах таких ученых как В.П. Бочаров, А.Г. Гранберг, В.В. Григорьев, И.А. Острина, В.Б. Зотов, В.Н. Лексин, Т.В.Малеева, В.Н. Мотлохов, А. О’Салливан, Т.П. Скуфьина, И.В.Смирнова.
Наряду с этим, недостаточно разработанными следует считать вопросы методологии управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона, в том числе на основе применения системного анализа, вопросы оценки эффективности управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона, управления отдельными видами недвижимости в условиях сокращения участия государства в несвойственных для него областях экономики.
Диссертационное исследование выполнено в рамках паспорта специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (строительство) - п. 15.68 и региональная экономика - п. 5.8.
Цель диссертационного исследования состоит в развитии методологии управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона.
Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1. Исследование методологических аспектов развития отношений собственности в Российской Федерации.
2. Выявление особенностей и проблем управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона на примере Мурманской области.
3. Разработка методологических основ управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона на основе применения системного анализа.
4. Уточнение принципов и методов управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона.
5. Разработка методологии формирования концепции управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона.
6. Формирование ресурсного подхода в системе управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона.
7. Разработка методических основ оценки эффективности управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона.
8. Выявление основных направлений совершенствования использования государственных и муниципальных земельных ресурсов региона.
9. Исследование проблем и развитие методических основ управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями региона как имущественными комплексами.
10. Разработка организационно-экономического механизма управления государственными и муниципальными объектами недвижимости региона.
11. Выявление особенностей и проблем формирования инвестиционного климата в регионе.
12. Разработка методических основ формирования и функционирования регионального залогового фонда недвижимости.
13. Разработка основных направлений развития частно-государственного партнерства в регионе.
Объектом исследования является система управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения по поводу владения, пользования и распоряжения государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона.
Теоретической и методической основой исследования является диалектический метод, предопределяющий изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. В основу всей работы положена методология системного подхода с использованием метода экономической интерпретации полученных результатов. В аналитической части применялись методы системного анализа, классификации и статистических группировок, логического и сравнительного анализа. Методической базой исследования послужили нормативные и методические материалы государственных и муниципальных органов по вопросам регулирования имущественно-земельных отношений и сферы недвижимости на уровне Российской Федерации и Мурманской области.
Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии методологии управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона и формировании организационно-экономического механизма повышения эффективности его использования.
На защиту выносятся следующие наиболее существенные результаты диссертационного исследования, составляющие научную новизну работы:
1. Уточнено содержание понятия «форма собственности», исходя из основополагающих экономико-правовых отношений, раскрывающих содержание собственности, - владения, пользования и распоряжения ею. На этой основе предложена классификация собственности по типам и видам и уточнено определение понятия «государственная собственность».
2. Выявлены ключевые проблемы управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом Мурманской области, показана их взаимосвязь и взаимообусловленность, предложена классификация этих проблем по организационно-правовым и экономическим критериям, позволяющая более точно определить и структурировать цели системы управления недвижимым имуществом региона.
3. Уточнены принципы управления государственной и муниципальной недвижимостью региона и сформулированы новые специфические принципы: поляризованного («сфокусированного») развития ресурсного потенциала региона и дифференцированности управления имущественными ресурсами региона, отражающие необходимость фокусировки государственных ресурсов в «опорных регионах», а также нацеленность на интеграцию Российской Федерации в глобальную экономику и необходимость выделения на ее территории специальных экономических зон.
4. Выявлены типологические признаки и базовые компоненты системы управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона, в основу которой положен программно-целевой метод управления государственной и муниципальной недвижимостью региона, подразумевающий формирование дерева целей социально-экономического развития региона и выявление ресурсов, необходимых для их согласованной реализации.
5. Разработаны основные положения концепции управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона (на примере Мурманской области), в частности, строгое соответствие состава недвижимого имущества функциям региона как субъекта государственной власти; предложен критериальный показатель целесообразности приватизации объектов государственной и муниципальной недвижимости региона, основанный на сопоставлении по каждому объекту текущих стоимостей при приватизации или использовании.
6. Предложен ресурсный подход к управлению государственной и муниципальной недвижимостью региона, основанный на концепции развития его ресурсного потенциала и, прежде всего, неперемещаемых ресурсов, т.е. недвижимости, в рамках долгосрочной программы развития региона и предусматривающий разработку плана движения имущественных ресурсов, состоящего из планов приобретения, использования и выбытия недвижимости.
7. Предложена система показателей оценки результативности функционирования органов государственной власти по управлению государственной и муниципальной недвижимостью региона, представляющих собой количественные и качественные показатели, характеризующие результат деятельности или успешность движения к достижению цели управления на основе совокупности критериев - стандартов качества работы, которые позволяют оценить достигнутые результаты.
8. Выявлены основные направления повышения эффективности использования земельных ресурсов региона, в основе которых лежит использование экономических регуляторов, связанных с земельной рентой и нацеливающих на установление платежей за землю на основе ее рыночной стоимости.
9. Выявлены проблемы управления государственными и муниципальными унитарными предприятиями региона, вытекающие из особенностей права хозяйственного ведения, и предложены принципы их создания и функционирования, направленные на строгое соответствие целей деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий социально-экономическим целям региона. Предложены меры обеспечения собственника достоверной информацией об эффективности финансово-экономического управления предприятием с учетом характера его деятельности.