Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:13, курсовая работа
Недвижимое имущество региона является материально-вещественной базой функционирование его экономики, поэтому его эффективное использование должно стать одной из основных задач органов власти. Однако сегодня в сфере управления региональной недвижимостью очевидны серьезные проблемы. Особенно остро эти проблемы стоят в регионах со значительной долей государственной и муниципальной собственности в экономике, в частности, Мурманской области.
10. Разработана универсальная модель функционирования системы доверительного управления государственной и муниципальной недвижимостью региона, базирующаяся на научно обоснованных принципах формирования и развития конкурентной среды в имущественной сфере региона.
11. Разработан организационно-экономический механизм функционирования имущественного залогового фонда региона, позволяющий активизировать инвестиционные процессы в сфере недвижимости путем выполнения фондом функций посредника между владельцами бизнеса и заемных средств, принимая на себя дополнительные функции гаранта, участвуя в процедуре распределения частных инвестиций или средств бюджета.
12. Разработан алгоритм расчета объема участия региона в концессионном проекте на основе заданного уровня рентабельности капитала концессионера, направленный на привлечение инвестиций в крупные инфраструктурные объекты региона.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и предложения, содержащиеся в нем, направлены на решение крупной народнохозяйственной задачи повышения качества жизни граждан в регионе на основе развития системы управления и повышения эффективности распоряжения государственным и муниципальным недвижимым имуществом региона.
Результаты выполненных
Предложенные рекомендации по управлению различными видами государственного и муниципального недвижимого имущества региона позволят повысить эффективность владения, пользования и распоряжения им.
Разработанные подходы и модели привлечения инвестиций в сферу недвижимости на основе формирования регионального залогового фонда государственной и муниципальной недвижимости и развитие в регионе частно-государственного партнерства позволят активизировать инвестиционные процессы в экономике региона и будут способствовать росту его валового внутреннего продукта.
Результаты исследования были использованы при разработке концепции управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом Мурманской области, в практической деятельности департамента по управлению государственным и муниципальным имуществом Мурманской области, докладывались на V Международной научно-практической конференции «Оценочные технологии в экономических процессах» 21-22 июня 2006 г, на III научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления экономикой региона» 21 апреля 2006 г. Материалы научной работы нашли применение при разработке и чтении экономических курсов для студентов Мурманского института экономики и управления, при выполнении научно-исследовательских госбюджетных и хоздоговорных работ.
Публикации. Основное содержание диссертации отражено в 33 опубликованных работах общим объемом 43,1 п. л.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы из 168 источников, приложений. Объем работы - 353 страницы машинописного текста.
1. Уточнено содержание понятия «форма собственности», исходя из основополагающих экономико-правовых отношений, раскрывающих содержание собственности, - владения, пользования и распоряжения ею. На этой основе предложена классификация собственности по типам и видам и уточнено определение понятия «государственная собственность».
Материальной основой собственности является отношение к условиям и результатам производства как к своим, высшая степень контроля над всеми вещами, в процессе которого присваивается или отчуждается вещь. Однако необходимо подчеркнуть, что собственность имеет и вторую сторону, имеющую социально-экономический характер – отношения между людьми по поводу присвоения потребительских стоимостей. Юридическая категория «собственность» отражает права собственности, выражая отношения принадлежности имущества субъектам собственности.
Таким образом, понятие собственности, по нашему мнению, основано на органическом строении этой сложной социально-экономической и правовой категории и представляет исторически изменяющиеся общественные отношения по поводу присвоения материальных и нематериальных благ различными лицами (индивидуумами, социальными группами, государством), которые (общественные отношения) будучи законодательно урегулированы государством, приобретают форму права собственности (рис. 1.).
Рис. 1. Органическое строение понятия «собственность»
Поскольку форма – это способ существования и выражения содержания, воспроизводимые связи и отношения, в основе определения формы собственности, по нашему мнению, должны лежать те или иные социально-экономические и юридические отношения между субъектами собственности по поводу объектов собственности. Такие отношения проявляются, как известно, в следующих трех юридически закрепленных формах: владение, пользование, распоряжение (рис. 2.).
Рис. 2. Формы собственности
По нашему мнению, отнесение собственности к тому или иному субъекту, является дифференциацией ее по типам, а не формам, поскольку форма, как уже отмечалось, это способ существования и выражения содержания, а содержание понятия собственности основано на социально-экономических отношениях по поводу владения, пользования и распоряжения собственностью.
Таким образом, тип, являясь структурной и классификационной единицей по отношению к субъектам собственности, разбиваясь на многочисленные виды, создает все многообразие наименований собственности (рис. 3.).
Объединение двух первых типов собственности создает третий тип – общую, которая может выступать еще в долевой или совместной (акционерной).
Рис. 3. Классификация типов и видов собственности
Проведенный нами анализ
определений государственной
2. Выявлены и классифицированы ключевые проблемы управления государственным и муниципальным недвижимым имуществом Мурманской области, показана их взаимосвязь и взаимообусловленность, что позволит более точно определить и структурировать цели и направления развития системы управления недвижимым имуществом региона.
Исследование показателей
К числу наиболее острых проблем, относятся:
· Незначительная доля налоговых и неналоговых поступлений в бюджет региона от использования недвижимого имущества.
· Недостаточный объем инвестиций в недвижимое имущество региона.
· Неразвитость системы делегирования функций управления от органов государственной власти специализированным (коммерческим и некоммерческим) управляющим организациям.
· Отсутствие полной и достоверной информации о масштабах, структуре, состоянии и использовании имущества, находящегося в собственности региона.
· Необходимость формирования системы мониторинга сферы недвижимости региона.
· Отсутствие системы оценки эффективности управления имуществом региона.
Анализ состояния и использования государственного и муниципального недвижимого имущества Мурманской области (табл. 1) свидетельствует о низкой отдаче этого вида государственного капитала региона.
Таблица 1
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Мурманской области в 2006 г., млн руб
Вид доходов |
Сумма, млн руб |
Уд.вес, % |
Налоговые и неналоговые доходы всего |
22841 |
100 |
Налог на прибыль организаций |
7051 |
30,9 |
Налог на доходы физических лиц |
9431 |
41,3 |
Акцизы по подакцизным товарам |
458 |
2,0 |
Налог на имущество организаций |
1596 |
7,0 |
Транспортный налог |
253 |
1,1 |
Налог на игорный бизнес |
305 |
1,3 |
Земельный налог |
227 |
1,0 |
Налог на добычу полезных ископаемых |
556 |
2,4 |
Государственная пошлина |
63 |
0,27 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
1213 |
5,3 |
Доходы от реализации имущества, находящегося
в государственной и |
253 |
1,1 |
Межбюджетные трансферты от бюджетов других уровней |
6256 |
|
Доходы итого |
29139 |
Экономическая эффективность использования государственного и муниципального имущества Мурманской области в 2006 г. составила:
где:
Д - доходы от использования недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности региона, млн руб. (табл. 1);
С - балансовая стоимость объектов недвижимого имущества (с учетом объектов незавершенного строительства), находящегося в государственной и муниципальной собственности региона на 2005 г., млн руб.
3. Уточнены принципы управления государственной и муниципальной недвижимостью региона и сформулированы новые специфические принципы: поляризованного («сфокусированного») развития ресурсного потенциала региона и дифференцированности управления имущественными ресурсами региона, отражающие необходимость фокусировки государственных ресурсов в «опорных регионах», а также нацеленность на интеграцию Российской Федерации в глобальную экономику и необходимость выделения на ее территории специальных экономических зон.
Всю совокупность принципов управления государственной недвижимостью региона можно представить в виде схемы (рис. 4).
Рис. 4. Принципы управления государственной и муниципальной недвижимостью региона
Особого внимания заслуживает принцип поляризованного
(«сфокусированного») развития ресурсного потенциала региона, который
предполагает фокусировку финансовых,
административно-
Таблица 2
Типы государственной политики развития регионов
Государствен ная политика |
Политика выравнивания уровней развития регионов |
Поляризованное (сфокусированное) развитие регионов |
Основные параметры |
Выделение регионов на основе усредненного (сбалансированного по стране) социально-экономического потенциала |
Создание регионов -«локомотивов роста» («опорных регионов»), генерирующих инновационно-инвестиционное воздействие на остальную территорию |
Административ но-территори альное деление |
Выделение географически сопряженных
территорий, сохранение существующей
административно- |
Укрупнение юрисдикции
для выделения системы «опорных
регионов» внутри страны, возможность
признания за ними другого статуса,
чем у обычных административно- |
Базовый механизм управления |
Равномерное («диффузионное») распределение
государственных капвложений |
Направление государственных капвложений на развитие связанности «опорных регионов» с глобальной экономикой и другими регионами страны, снятие барьеров для распространения инноваций |