Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:14, курсовая работа
Управление персоналом является основой любой экономической системы, поскольку люди являются наиболее ценными из ресурсов страны и предприятия. Содержание управления персоналом определяется социальными отношениями, объемами производства, технологией и другими факторами. В масштабах экономики страны управление человеческими ресурсами направлено преимущественно на регулирование занятости, условий оплаты труда, обеспечение деловых взаимоотношений между работодателями и наемными работникам, повышение квалификации трудоспособного населения, разработку законодательства в сфере труда, занятости и социальных отношений.
Введение………………………………………………………………………………. 3
1.Особенности управления персоналом
1.1 Комплексный подход к управлению персоналом……………………………….4
1.2 Численность персонала и его структура…………………………………………6
1.3 Мотивация трудовой деятельности персонала…………………………………..9
1.4 Методы и критерии набора и отбора персонала………………………………..12
1.5 Профессиональная ориентация и социальная адаптация нанятых работников…………………………………………………………………………….15
2.Организация работы службы управления персоналом на ОАО «ВСЭСС»
2.1 Характеристика предприятия……………………………………………………17
2.2 Организационная структура управления предприятием…………………........22
2.3 Процесс приема на работу в ОАО «ВСЭСС»…………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………30
Список литературы………………..……………………………………………….…31
2. служащие (руководители, специалисты, другие работники, относящиеся к служащим). Они осуществляют управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические и другие функции.
В свою очередь служащие подразделяются на:
руководителей, осуществляющих функции управления;
специалистов (экономисты, социологи, инженерно-технические работники и др.);
других работников, которые осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание (кассиры, делопроизводители, коменданты).
Аналитическая структура персонала отражает такие его характеристики, как стаж работы, образование, семейное положение, отношение к воинской службе и др.
Для конкретного работника выделяют профессию, должность, специальность квалификацию.
Профессия – это род трудовой деятельности в зависимости от характера и содержания труда (например, профессия менеджера, экономиста, врача, юриста и т.п.)
Специальность – это вид деятельности в рамках профессии (например, гражданское или уголовное право в рамках профессии юриста).
Должность – границы компетенции работника и круг его обязанностей, права и ответственность.
Одни и те же названия должностей ранжируются в зависимости от объема полномочий (например, старший инженер, ведущий инженер и т.д.)
Квалификация работника – степень общей и профессиональной специальной подготовки. Различают квалификацию работы и квалификацию работника. Первая представлена совокупностью требований к тому, кто ее должен исполнять, вторая – совокупностью профессиональных качеств человека. На государственных предприятиях квалификацию работника определяет специальная квалификационная комиссия, исходя из принятых стандартов, норм и требований, учета характера самой работы или ее результатов.
Профессия, специальность и квалификация закрепляются юридически соответствующими документами: дипломами, свидетельствами, удостоверениями и др., а также могут подтверждаться значками, медалями, жетонами и пр.
1.3 Мотивация трудовой деятельности персонала
Под мотивацией в смысле менеджмента мы подразумеваем стимулы, которые организует одного или группу работников целиком отдаться работе, причем это происходит добровольно, для блага организации или для реализации имеющихся программ.
Мотивация – это искусство или процесс инициирования и поддержки действий, направленных на достижения какой-либо цели. Другими словами, это внушение кому-нибудь идеи сделать что-то, но так, чтобы он делал это потому, что хочется это делать, а не потому, что его заставили. Мотивации – это не только искусство, но и раздел менеджмента. Создание мотивации предусматривает использование теорий:
внутренней и внешней мотивации;
викарных;
контентных, или содержательных;
процессорных;
целевой ориентации.
Теории внутренней и внешней мотивации. Понятие внешней и внутренней мотивации связано с ее источником. При внутренней мотивации побудители заключены в нас самих или в выполняемой нами деятельности (например, чувство удовлетворения, возникающее от хорошо выполненной работы). Внешняя мотивация вызывается внешними побудителями (например, хорошая работа, вызванная похвалой начальника).
Викарные теории. Викарным научением называется извлечение урока из наблюдений за тем, как называют или хвалят других. Человек понимает, что и с ним поступят так же за совершение аналогичных действий. Естественно, ему хочется, чтобы его чаще хвалили и реже ругали. Таким образом, чужой опыт может явиться мотивацией поведения.
Контентные (содержательные) теории. Единственной причины мотивации не бывает, обычно несколько факторов участвуют в ее создании. Некоторые исследователи считают, что мотивация связана с удовлетворением потребностей. Эта теория гласит, что мотивация появляется, когда возникающая внутри человека потребность влечет его к некой цели.
Как только цель достигнута, потребность временно удовлетворяется, и поведение возвращается к обычному, пока потребность не будет снова реактивирована. Поскольку у разных людей потребности разные, наиболее перспективным изучением мотивации является изучение контентной (содержательной) стороны потребности.
Одной из самых известных контентных теорий является теория Адама Маслоу , располагающая человеческие потребности в иерархическую систему. Согласно этой теории человеком управляют пять главных потребностей:
1. физиологические потребности – потребности в том, без чего человек не может жить, включая воздух, пищу, жидкость;
2. потребность самосохранения – уверенность в том, что психологические потребности будут стабильно удовлетворяться в будущем;
3. потребности в обществе и любви – потребности в общении с себе подобными, желание быть любимым;
4. потребности в признании – желание самоутвердиться, заслужить уважения людей;
5. потребность в самовыражении – как можно полнее реализовать свой потенциал.
Хотя теория Маслоу была впервые обнародована еще в 1943 году, на нее до сих пор широко ссылаются, и она оказала значительное влияние на теории менеджмента.
Другая широко известная и влияющая теория мотивации принадлежит Фредерику Херцбергу. Изучая поведение человека в производственных условиях, он пришел к выводу, что индивидуальная мотивация проводится двумя группами различных факторов, которые он назвал мотивационными и насущными (для поддержания необходимых жизненных и производственных условий). Например, к мотивационным относятся такие факторы, как признание, ответственность, сама работа, продвижение по службе, а насущные факторы – это зарплата, рабочие условия, производственные отношения.
Главный постулат теории Херцберга: в отсутствии насущных факторов мотивационные просто не работают, даже если их очень много. Подключение же насущных факторов создает значительную мотивацию, если присутствуют даже минимальные мотивационные факторы.
Процессорные теории. Процессорные теории сосредоточены на направлениях, требующихся для решения проблемы. Человек перерабатывает подобно процессору ЭВМ, информацию по этой проблеме и решает каких усилий будет емустоить ее разрешение. Наиболее известны две: теория экпектации (ожидания) и теория эквитации (справедливости).
Теория экпектации основывается на предпосылке, что человек согласен затратить единицу труда, если она эквивалентна ожидаемому вознаграждению. То есть она строится на экпектации (ожидании) вознаграждения. Если человек уверен, что его труды будут вознаграждены, это будет достаточной мотивацией для совершения усилий. На теории экпектации основаны все системы премиальных оплат. Например, если менеджер достигнет определенного уровня рентабельности или превзойдет его, он может рассчитывать на поощрение, например, материальное – в виде премии.
Теория эквитации основывается на обмене единицы труда на эквивалентную единицу вознаграждения. Согласно этой теории мотивация зависит от тркх переменных факторов:
1. вклада, который делает работник;
2. вознаграждения, которое он получает;
3. как этот вклад (вознаграждение) выглядит по сравнению с вкладом (вознаграждением) других.
Главный вывод этой теории: степень удовлетворения, полученного в результате этого сравнения, оказывает значительное (позитивное или негативное) влияние на нашу мотивацию.
Теории целевой ориентации. И предприятие, и служащие работают лучше, когда у них есть цели. Даже если цели не все достигаются, результаты работы все же лучшие, чем, если бы их не было вовсе. Поэтому многие предприятия включают постановку целей в программы поощрительных вознаграждений.
Постановка целей – ключевой момент так называемого управления методов оценки эффективности. Эта методика предполагает, что цели ставятся самими работниками, не менеджерами. Дело руководства – лишь утверждать эти планы. Вероятность того, что служащие выполнят и даже перевыполнят свои собственные планы, гораздо выше, чем, если бы эти планы устанавливались сверху. Так программы обеспечения качества и управления качеством способствуют повышению мотивации служащих.
1.4 Методы и критерии набора и отбора персонала
Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация подбирает более подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по всем специальностям. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма. Набор обычно ведут из внешних и внутренних источников.
К средствам внешнего набора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах.
Большинство организаций предпочитают проводить отбор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме. Согласно теории ожиданий в отношении мотивации можно полагать, что если работники верят в существование зависимости их служебного роста от степени эффективности работы, то они будут заинтересованы в более производительном труде. Возможным недостатком подхода к решению проблемы исключительно за счет внутренних резервов является то, что в организацию не приходят новые люди со свежими взглядами, что может привести к застою.
Популярным методом набора за счет внутренних резервов является рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных работников.
Отбор кадров – на этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляет наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания, то наиболее важное значение, видимо, будут иметь образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и его подчиненными. Эффективный отбор кандидатов представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов.
К трем широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе, относится испытания, собеседования и центры оценки.
Испытания. Поведенческие науки разработали много видов различных испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно кандидат сможет выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение способностей выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. Другой вид испытаний предусматривает оценку психологических характеристик, таких как уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к детям. Руководство должно дать оценку своим испытаниям и определить, действительно ли люди, хорошо справляющиеся с работой и испытаниями, оказываются более эффективными работниками, чем те, которые набирают меньшее количеством баллов.
Центры оценки. В центрах оценивают способность к выполнению связанных с работой задач методами моделирования. Один из методов, так называемое упражнение «в корзине для бумаг», ставит кандидата на роль управляющего. Он должен принимать решения, обращаться в письменной форме с подчиненными, наделять полномочиями, проводить совещания. Кандидатов оценивают по таким характеристикам, как умение выступать, настойчивость, навыки межличностных отношений. К прочим методам отборных центров относятся: устные доклады группе слушателей, исполнения заданной роли, психологический тест.
Собеседование. Собеседование до сих пор является широко применяемым методом отбора кадров. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев. Вместе с тем, исследования выявили ряд проблем, снижающих эффективность собеседований.
Существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим.
1.5 Профессиональная ориентация и социальная адаптация нанятых работников
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным, является профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Если руководство заинтересованно в успехе работника на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация – это общественная система, а каждый работник – это личность. Когда новый человек приходит в организации, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые вписаться или не вписаться в новые рамки. Если, например, последний босс нового работника был человеком властным и предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать, что ему лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя его новый босс в действительности предпочитает устное общение.
Организации используют целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество. Формально, во время найма на работу организация дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные методы адаптации работников в коллективе организации. Некоторые организации разработали официальные программы для воспитания нужной им корпоративной культуры в своих организациях. В этих программах указывается, чего же ждет организация от своих служащих, чтобы все они, независимо от своего положения или должности, вели себя соответственно имиджу корпорации.