Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 12:03, курсовая работа
Менеджмент как организация управления предприятием, осуществляющим любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой или другими предприятиями определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.
Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности-функции.
Введение 3
Основная часть
1. Система менеджмента на предприятии как социально - управляемая
система 7
2. Понятие организационной структуры управления, ее элементы, принципы
проектирования 10
3. Типы организационных структур, их характеристика 13
4. Пространственные изменения структур управления, и их организационные
механизмы 19
4.1. Принципы построения организационных структур
управления (ОСУ) 19
4.1.1. Особенности построения организационных структур 25
4.2. Иерархический тип структур управления 29
4.3. Органический тип структур управления 31
5. Тенденции в системе организации и управление производством в
современных условиях 35
Заключение 38
Список литературы 40
В зарубежной науке управления сложились четыре важнейших концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:
Кроме того, существуют три научных подхода к управлению, которые получили свое развитие в современных условиях:
Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы — это главное в менеджменте (management by objectives). Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами.
Различают цели общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.
Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.
Менеджмент как организация управления предприятием, осуществляющим любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой или другими предприятиями определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.
Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности-функции.
В зависимости от конкретных функций организация делится на подразделения, выполняющие возложенные на них задачи, отражающие реализацию специфических целей. Подразделения (отделы, службы, управления) представляют собой группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели. Здесь речь идет об управлении организацией.
Такое
содержание понятия "менеджмент"
соответствует нашему понятию внутрифирменного
управления. В данной работе мы сужаем
предмет изучения, и будем рассматривать
управление только в промышленных организациях,
где оно по своему содержанию и направленности
отличается в зависимости от вида и характера
их деятельности.
Основная
часть.
1.
Система менеджмента
на предприятии
как социально-управляемая
система
Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными в отделы, отделения, службы. Иными словами, менеджмент — это прежде всего управление социальными коллективами людей, а потому его необходимо рассматривать как социально-управляемую систему (рис.1).
Система — некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.
Менеджмент функционирует в рамках отдельного предприятия, которое является сложной социально-экономической системой, складывающейся из управляющей подсистемы (аппарат управления — субъект менеджмента) и управляемой подсистемы (коллектив предприятия — объект менеджмента).
Системы бывают закрытыми и открытыми (табл.1).
Закрытая
система характерна для предприятий-монополистов
при стабильной внешней среде
и ясной ситуации на рынке. Менеджер
должен предвидеть и корректировать повседневные
задачи, принятые обязательства. Менеджмент
организации в закрытой системе должен
быть ориентирован на оперативное управление,
с помощью которого оптимизируется структура
факторов производства и всего производственного
процесса. Модель позволяет установить
технико-экономические связи и зависимости
между различными факторами производства,
что составляет ее сильную сторону. В модели
недостаточно учитывается роль человеческого
фактора в эффективной работе организации.
Рис. 1.
Системный подход
в менеджменте
Открытая система характерна для постоянно меняющейся внешней среды, динамично развитом рынке. Менеджер свою работу должен строить в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые невозможно предвидеть. От менеджера требуются творчество, новаторство. Главная идея открытой системы заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. Главным направлением деятельности менеджеров становится стратегическое управление. Эффективность организации при этом оценивается как системная целесообразность, учитывающая ее способности к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий.
Системе менеджмента на предприятии присущи следующие признаки открытой системы: взаимодействие с окружающей средой, синергизм, динамическое равновесие, равенство конечных результатов.
Информация о внутренней среде организации необходима менеджеру, чтобы определить возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации (табл.2).
Таблица 1.
Сравнительный
анализ открытой и
закрытой систем
Фактор
сравнения |
Система | |
закрытая | открытая | |
Основная цель | Экономическая | Выживание в условиях неопределенности, нестабильности внешней среды |
Внешняя среда | Прогнозируемая | Совершенно неопределенная |
Функция | Точно описанные права, методы | Точные инструкции отсутствуют |
Контроль и ответственность | В соответствии с иерархией на предприятии | Каждый несет ответственность за отдельную проблему |
Факторы престижа | Положение в иерархии, должность | Личные качества, компетентность |
Управление | Авторитарное: инструкции, правила, решения | Демократическое: информация, предложения, советы |
Предприятие зависит от внешней среды в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, подбирать методы и способы регулирования на внешние воздействия. Предприятие вынуждено приспосабливаться к внешней среде, чтобы выжить и сохранить эффективность (табл.3).
Любое предприятие должно определить свою миссию, выражающую философию и смысл существования хозяйствующего субъекта, главную цель его деятельности. «Предоставление людям дешевого транспорта», — такова миссия компании «Форд».
Цель
— конечное состояние, желаемый результат
которого стремится добиться любое
предприятие. Цели всегда основаны на
гипотезах развития в будущем, поэтому
их обоснованность зависит от точности
этих гипотез (табл. 4).
Таблица
2.
Анализ внутренней среды по направлениям
Направление | Составляющие направления |
Производство | Объем, структура, темпы
производства;
Номенклатура продукции предприятия; Обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость использования, система контроля запасов; Наличный парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; Местонахождение производства и наличие инфраструктуры; Экология производства; Контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки, и т.д. |
Персонал | Структура и потенциал;
Квалификация; Количественный состав и текучесть кадров; Производительность труда; Стоимость рабочей силы; Интересы и потребности сотрудников |
Организация управления | Организационная структура,
система управления;
Уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы высшего руководства; Культура фирмы, престиж и имидж фирмы; Организация системы коммуникаций |
Маркетинг | Товары, произведенные
предприятием, доля на рынке;
Возможность собирать необходимую информацию о рынках; Каналы распределения и сбыта; Маркетинговый бюджет и его исполнение; Маркетинговые планы и программы; Нововведения; Имидж, репутация и качество товаров; Стимулирование сбыта, реклама, ценообразование |
Финансы и учет | Финансовая устойчивость
и платежеспособность;
Прибыльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, посредникам); Собственные и заемные средства и их соотношение; Эффективная система учета |
Таблица 3.
Основные
характеристики внешней
среды
Направление | Характеристика направления |
Взаимосвязанность факторов внешней среды | Уровень силы, с которой
изменение одного фактора воздействует
на другие факторы.
Изменение какого-либо
фактора окружения может |
Сложность внешней среды | Число факторов, на которые
предприятие обязано |
Подвижность среды | Скорость, с которой
происходят изменения в окружении
предприятия. В высокоподвижной
среде предприятие или |
Неопределенность внешней среды | Соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. |
Цели обладают рядом характеристик:
Задачи — цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на который рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которые должны быть выполнены в оговоренные сроки.
Менеджмент
как целостная система
Таблица 4.
Примеры
формирования целей