Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 12:03, курсовая работа

Описание

Менеджмент как организация управления предприятием, осуществляющим любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой или другими предприятиями определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.
Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности-функции.

Содержание

Введение 3


Основная часть

1. Система менеджмента на предприятии как социально - управляемая

система 7

2. Понятие организационной структуры управления, ее элементы, принципы

проектирования 10

3. Типы организационных структур, их характеристика 13

4. Пространственные изменения структур управления, и их организационные

механизмы 19

4.1. Принципы построения организационных структур

управления (ОСУ) 19

4.1.1. Особенности построения организационных структур 25

4.2. Иерархический тип структур управления 29

4.3. Органический тип структур управления 31

5. Тенденции в системе организации и управление производством в

современных условиях 35


Заключение 38


Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 590.00 Кб (Скачать документ)

   При поиске эффективной структуры управления в центре внимания всегда находились вопросы правильного соотношения централизации и децентрализации в управлении. На практике не встречается полностью централизованных или децентрализованных структур. В организациях с сильно децентрализованными структурами важнейшие решения часто принимаются только служащими, занимающими достаточно высокие должности (не ниже руководителя отдела). Такая форма децентрализации в крупных фирмах называется федеральной децентрализацией.

   Для определения степени централизации  организации по сравнению с другими используют следующие характеристики:

  • количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления: чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации;
  • важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях;
  • последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если руководители среднего звена могут принимать решения, затрагивающие более чем одну функцию, то организация слабо централизована;
  • контроль за работой подчиненных. В слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей. Оценка действий делается на основании суммарных достигнутых результатов.

   Решение вопроса централизации и децентрализации  в управлении привело к появлению структур органического типа. Такие структуры характеризуются индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат. Главное свойство таких структур, известных в практике управления как гибкие и адаптивные, — присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления (табл. 10).

   Таблица 10.

   Сравнительная характеристика иерархического и органического  типов управления 

Параметры

сравнения

Иерархический

тип

Органический

тип

Концепция

построения

Четко определенная иерархия Гетерархия (отсутствие иерархии)
Тип

руководства

Моноцентрический, постоянный Полицентрический, смена  лидеров по ситуациям
Формализация  отношений Четко определенные обязанности и права Изменяющаяся система  норм и ценностей
Организация

труда

Жестокое разделение функций Временное закрепление функций за группами
Источник 

эффективности

Рационально спроектированная структура Развитие персонала, самоорганизация, инициатива работников
 

   Структуры органического типа ориентируются  на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов.

   Как правило, органические структуры управления формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

   Разновидностями структур органического типа являются программно-целевые организационные структуры. Такие структуры формируются при разработке организацией проектов, под которыми понимаются любые процессы целенаправленных изменений в системе, например модернизация производства, освоение новых изделий или технологий, строительство объектов и т.д.

   В условиях управления многофункциональными программами, требующими увеличения числа  проектных и функциональных руководителей, становится необходимым создание специального штаба-координатора на среднем уровне. Его задачи: обеспечение руководителей проектов необходимой информацией, анализ организационно-технических решений, фиксация сроков выполнения программ и т.д. Такая структура называется матрично-штабной. Она отражает все виды руководства: линейное, функциональное, дивизиональное, обеспечивая координацию деятельности между ними.

   Одной из последних разработок, развивающих  идею гибких оргструктур, является их построение в форме перевернутой пирамиды, в которой на верхний уровень иерархии выведены специалисты-профессионалы, в то время как руководитель организации находится в нижней части схемы (рис. 3).

                                                                                                                                                          

     

   Рис. 3. Гибкая оргструктура 

   Такие оргсруктуры могут использоваться там, где профессионалы имеют опыт и знания, дающие им возможность действовать независимо и квалифицированно, удовлетворять запросы клиентов, например в организациях здравоохранения и образования, где сконцентрировано большое число специалистов, работающих самостоятельно при поддержке вспомогательного или обслуживающего персонала.

   В рыночных условиях появляются новые формы интеграции предприятий диверсифицированного типа (табл. 11). Принцип создания таких структур: концентрация ресурсов, мощностей, производств разного профиля для выпуска продукции массового спроса, возможность маневрирования средствами, сокращения затрат производства, создание предпосылок внедрения научно-технических новшеств. 
 

   Таблица 11. 

   Новые формы интеграции предприятий 
 

Тип

предприятия

Краткая

характеристика

1. Концерн Интеграция производства на межотраслевой основе со строгим  соблюдением интересов каждого участника. Закон деятельности – четкая ориентация на потребителя. Одна из форм организации – акционерная.
2. Межотраслевые  научно-технические комплексы Головная организация, несколько институтов, опытных и  серийных заводов отраслевого подчинения, сохраняющих свою самостоятельность и права.
3. Ассоциация Добровольное объединение  предприятий при их полной экономической  и административной самостоятельности. Решения принимаются только по принципу единогласия.
4. Консорциумы Временное добровольное объединение предприятий для решения целевых программ и проектов.
5. Конгломерат Концерн, возникший  при поглощении большого числа компаний, не имеющих между собой функциональных связей, большие размеры диверсификации производства, акций на финансовых операциях. Значительная часть прибыли не от производственной деятельности, а от выпуска ценных бумаг.
6. Холдинг Объединение капиталов, а не предприятий; финансовый фонд. Считается, что холдинг не вмешивается  во внутренние дела предприятий, акциями  которых владеет, а интересуется в основном дивидендами.
7. Финансово  – промышленные  группы Объединения, состоящие  из промышленных предприятий, исследовательских  организаций, торговых фирм, банков, инвестиционных фондов и страховых компаний. Основные цели объединения в ФПГ: концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях; ускорение НТП; повышение экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции предприятий; осуществление прогрессивных структурных изменений в промышленности; формирование рациональных связей в условиях рыночной экономики, развитие конкурентной среды.
8.Предпринимательские  союзы Образуются на основе добровольных и кооперационных соглашений, объединяющих компании разных размеров и форм собственности. Большие выгоды дают предпринимательские союзы компаний, объединенных в кластеры на определенных территориях, которые предоставляют им конкурентные преимущества (необходимую инфраструктуру, средства связей и телекоммуникаций, обустроенные производственные площади). В качестве сфер, где наиболее активно идет объединение компаний в союзы, выступают: производство товаров для дома; отрасли, связанные с здравоохранением, с производством бытовых продуктов и т.д. Когда формируется кластер, все производства в нем начинают оказывать друг другу взаимную поддержку, усиливается свободный обмен информацией и ускоряется распространение новых идей и продуктов по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами.
9. Виртуальная  корпорация Одна из новейших организационных форм. Представляет собой создаваемую на временной основе сеть независимых компаний (поставщиков, заказчиков, бывших конкурентов), объединяемых современными информационными системами с целью взаимного пользования ресурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологическую основу составляют информационные сети, которые помогают объединяться и осуществлять гибкое партнерство.
 
 
 
 
  1. Пространственные  измерения структур управления и их организационные  механизмы
 
 
    1. Принципы  построения организационных структур управления

(ОСУ) 

       Научно обоснованное формирование  организационных структур управления  – актуальная задача современного  этапа адаптации хозяйствующих  субъектов к рыночной экономике.  В новых условиях необходимо  широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

  Значение и задачи  организационного  проектирования

Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование  управления и повышение эффективности производства, так как:

    • Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
    • Во-вторых, в сфере хозяйственности управления техническими системами, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
    • В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
    • В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.

      Разработка  принципов и методики проектирования структуры, как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления, прежде всего, включает в себя систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой, распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации.

      Организационная структура-это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.

      Такая многосторонность организационного механизма  несовместима с использованием каких-либо однозначных методов – либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирования структур (системного подхода) с большей экспертно – аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения.

      Системность самого подхода к формированию структуры  проявляется в следующем:

    • Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
    • Выявить и взаимоувязать, применительно к этим задачам всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка;
    • Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
    • Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.

Основные  методологические принципы.

      До  последнего времени методы построения управления, характеризовались чрезмерно  нормативным характером, недостаточным  разнообразием, что приводило к  механическому переносу применявшихся  в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат  управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы.

С научной  точки зрения слишком узкую трактовку  получали сами исходные факторы формирования структур:

    • численность персонала вместо целей организаций;
    • постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.

      Одним из главных недостатков применявшихся  методик являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация  процессов управления, а не их результатов. Поэтому цели и взаимосвязи различных  звеньев системы управления приобретают более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации. Это особенно отчётливо проявляется при решении проблем, связанных с созданием корпораций, АО, финансово-промышленных групп, заказов и договоров по запросам потребителей, с комплексным решением проблем качества продукции.

Информация о работе Управление предприятием