Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 12:03, курсовая работа

Описание

Менеджмент как организация управления предприятием, осуществляющим любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой или другими предприятиями определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.
Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности-функции.

Содержание

Введение 3


Основная часть

1. Система менеджмента на предприятии как социально - управляемая

система 7

2. Понятие организационной структуры управления, ее элементы, принципы

проектирования 10

3. Типы организационных структур, их характеристика 13

4. Пространственные изменения структур управления, и их организационные

механизмы 19

4.1. Принципы построения организационных структур

управления (ОСУ) 19

4.1.1. Особенности построения организационных структур 25

4.2. Иерархический тип структур управления 29

4.3. Органический тип структур управления 31

5. Тенденции в системе организации и управление производством в

современных условиях 35


Заключение 38


Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 590.00 Кб (Скачать документ)
Область действия Цель 
Инновация Завоевание передовых  позиций по производству новых видов продукции
Маркетинг Выход на первое место  по продаже определенного товара, создание собственного имиджа у товара
Производство  Достижение наивысшей  производительности труда, повышение  эффективности
Финансы Сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование
Управление  персоналом Обеспечение условий, необходимых для развития творческого  потенциала работников, повышения уровня заинтересованности и удовлетворенности  работающих
Менеджмент  Определение критических  областей управленческого воздействия
 
 
 

   2. Понятие организационной  структуры управления, ее элементы, принципы  проектирования 

   Организационная структура—состав, взаимосвязи, соподчиненность  совокупности организационных единиц (подразделений) аппарата управления, выполняющих различные функции менеджмента.

   Первые  организационные структуры появились  еще до нашей эры в армии. С  момента образования организационную  модель имела церковь. И сам управленческий термин «иерархия» пришел к нам из церкви. (Например, в православной церковной иерархии существует три уровня: епископство, священство, диаконство.)

   Организационная структура — форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.

   Элементы  организационной структуры:

   • самостоятельное структурное подразделение  — административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций менеджмента;

   • звено управления — одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняют определенную функцию менеджмента;

   • управляющая ячейка — отдельный  работник управления или самостоятельное  структурное подразделение, выполняющее  одну или несколько специальных функций менеджмента.

   Построение  организационной структуры базируется на функциях менеджмента и определяется принципом первичности функции и

   Таблица 5.

   Характеристика  процесса менеджмента  по целям 

 
Этапы процесса менеджмента
 
Достоинства концепции
Ограничения эффективного использования  концепции
  1. Определение круга полномочий и обязанностей менеджеров всех уровней
  2. Осуществление разработки и согласование целей и задачи управления в рамках установленных обязанностей
  3. Составление реальных планов достижения поставленных целей
  4. Осуществление контроля, корректировка заданий
  1. Повышение эффективности работы (работник знает и свои цели, и цели организации).
  2. Усиление мотивации к работе (участие в установлении и согласовании целей).
  3. Возможность продвижения к конечному результату малыми шагами.
  4. Совершенствование систем контроля и оценки работы каждого.
  5. Улучшение взаимоотношений между руководителями и подчиненными.
  1. Система не приносит успеха на плохо организованном и плохо управляемом предприятии.
  2. Систему трудно использовать, если отсутствует личная мотивация, информация, неудовлетворителен контроль.
  3. Внимание руководителей сосредотачивается не на долгосрочных целях, а на достижении текущих и краткосрочных результатов.
 
 

вторичности органа управления, имея характер пирамиды, т.е. содержит несколько уровней управления (рис. 2).

   Пирамидальная структура функционирует как  единое целое на скалярной основе (предполагается, что объем полномочий и ответственности, делегированный каждому должностному лицу в линейной цепи подчиненных, уменьшается пропорционально его удалению от президента, т.е. скалярно).

   Чем выше уровень управления, занимаемый руководителем, тем меньше его работники  заняты решением конкретных технических  задач и тем больший удельный вес в структуре рабочего дня работников занимает решение вопросов по оценке перспектив развития производства, выработке тактики и стратегии управления.

   Иерархичность организационной структуры обеспечивает ей устойчивость, способствуя ликвидации возможных конфликтных ситуаций в аппарате управления.

   Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами:

Рис. 2. Уровни управления. 
 

   •  горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми;

   • вертикальные связи — это связи  подчинения, которые возникают при наличии нескольких уровней управления, вертикальные связи бывают линейными и функциональными.

   Структуры управления должны отражать цели и  задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды. Попытки слепо копировать структуры управления, действующие успешно в других организациях, обречены на провал, если условия работы различны.

   Построение  структуры в организационном менеджменте осуществляется с учетом требований:

  • экономичность;
  • адекватность;
  • адаптивность;
  • гибкость;
  • динамизм;
  • специализация;
  • пропорциональность;
  • оптимальность;
  • оперативность;
  • надежность.

   Принципы  организационного менеджмента:

    • сочетание централизованного руководства с широкой самостоятельностью и инициативой коллектива;
    • системный подход;
    • управляемость;
    • соответствие субъекта и объекта менеджмента;
    • адаптация;   
    • профессиональная регламентация;
    • правовая регламентация.
 
 

   3. Типы организационных структур, их характеристика 

   Концепцию традиционных, или так называемых иерархических, организационных структур, сформулировал Макс Вебер. Согласно этой концепции структуры бывают линейными и функциональными.

   В линейной структуре разделение системы управления на составляющие части осуществляется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, широты номенклатуры продукции и других признаков.

   Линейная  структура четко функционирует  при решении задач с выполнением повторяющихся операций, но трудно приспосабливается к новым целям и задачам. Линейная структура управления широко используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями (табл. 6). 

   Таблица 6.

   Линейная  структура

   

   Область применения функциональной структуры — это однопродуктовые предприятия; предприятия, реализующие сложные и длительные инновационные проекты; средние узкоспециализированные предприятия; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации; крупные специализированные предприятия (табл. 7).

   Специфические задачи менеджмента при использовании  функциональной структуры:

  • тщательный подбор специалистов-руководителей функциональных подразделений;
  • выравнивание загрузки подразделений;
  • обеспечение координации деятельности функциональных подразделений;
  • разработка специальных мотивационных механизмов;
  • предоставление автономного развития функциональных подразделений;
  • приоритет специалистов над линейными руководителями.
 

Таблица 7.

Функциональная  оргструктура 

 
 

   Современная оргструктура — это линейно-функциональная структура, которая обеспечивает разделение управленческого труда. При этом линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Руководители функциональных служб осуществляют влияние на производственные подразделения формально, не имея, как правило, права самостоятельно отдавать им распоряжения (табл. 8).

   Таблица 8.

   Линейно – функциональная оргструктура

   

   Линейно-функциональная оргструктура обеспечила качественно новое разделение труда в управлении, но при решении проблемных задач становится малоэффективной.

   Совершенствование линейно-функциональной оргструктуры привело к появлению дивизиональной оргструктуры управления, когда отдельные  подразделения, обладающие определенной самостоятельностью, вступают в договорные отношения друг с другом на основе самофинансирования. Принятие стратегических решений остается за высшим руководством.

   Потребность в применении дивизиональной структуры  возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности, усложнением технологических процессов. Ключевыми фигурами в управлении организациями с данной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные подразделения.

   Структуризация  организации по отделениям производится, как правило, по одному из критериев: по выпускаемой продукции, ориентации на потребителя, обслуживаемым регионам. Руководители вторичных функциональных служб отчитываются перед управляющим производственного подразделения. Помощники руководителя производственного отделения контролируют деятельность функциональных служб, координируя их деятельность по горизонтали (табл. 9).

   Область применения — это многопрофильные  предприятия; предприятия с расположением  в различных регионах; предприятия, осуществляющие сложные инновационные проекты.

   Таблица 9.

   Дивизиональная  оргструктура 

 
 

   Специфические задачи менеджмента при использовании  дивизиональной оргструктуры:

  • обоснование критериев выделения проектов и продуктовых групп;
  • тщательный подбор руководителей подразделений;
  • обеспечение единой инновационной политики во всех продуктовых группах;
  • предотвращение внутрифирменной конкуренции между продуктовыми группами;
  • предотвращение автономного развития продуктовых групп;
  • разработка специальных мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию;
  • приоритет линейных руководителей над специалистами.

Информация о работе Управление предприятием