Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 12:03, курсовая работа

Описание

Менеджмент как организация управления предприятием, осуществляющим любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода). Содержание менеджмента, таким образом, состоит в достижении фирмой или другими предприятиями определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.
Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов (капитал, материалы, технология, информация, трудовые ресурсы) для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности-функции.

Содержание

Введение 3


Основная часть

1. Система менеджмента на предприятии как социально - управляемая

система 7

2. Понятие организационной структуры управления, ее элементы, принципы

проектирования 10

3. Типы организационных структур, их характеристика 13

4. Пространственные изменения структур управления, и их организационные

механизмы 19

4.1. Принципы построения организационных структур

управления (ОСУ) 19

4.1.1. Особенности построения организационных структур 25

4.2. Иерархический тип структур управления 29

4.3. Органический тип структур управления 31

5. Тенденции в системе организации и управление производством в

современных условиях 35


Заключение 38


Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Курсовая менеджмент.doc

— 590.00 Кб (Скачать документ)

Процесс проектирования организационной структуры  управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов. 

    4.1.1    Особенности построения организационных структур.

       В общем понимании, структур  управления производством - это  состав звеньев и ступеней  управления, их соподчиненность  и возникающие взаимосвязи.

       Звено управления - это организационно  и функционально обособленное подразделение (отдел, цех, участок). Если звеньев больше одного, то необходима координация их деятельности. Происходит дифференциация управления по вертикали, т.е. выделение ступеней управления.

       Ступень управления - объединение  звеньев одного уровня управления. Необходимо стремиться к минимизации ступеней для повышения гибкости структуры управления и ее адекватного реагирования на складывающиеся ситуации и изменения. Ступени управления в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему образуют определенную иерархию, которая становится структурой при условии упорядоченности взаимосвязи ее элементов.

Связи между элементами структуры могут  быть двух типов: вертикальные (между  руководством и подчиненными ступенями) и горизонтальными (между равноправными звеньями управления). В свою очередь, вертикальные связи подразделяются на:

  • линейные - обязательное подчинение по всем вопросам управления;
  • функциональные - подчинение по определенной группе вопросов,

         отражающих содержание функций  управления.

       Линейные и функциональные связи характеризуют различные стороны управления конкретным объектом (ступенями, звеньями). Все они привязаны к механизму реализации основных и конкретных функций управления. Основные и конкретные функции в своем неразрывном единстве образуют цикл управления.

    Основные  функции управления отражают пять видов  управленческой деятельности, присущих любым отношениям по управлению, это:

  • планирование (ответы на вопросы - кто, что, сколько и когда?);
  • организация - как сделать?;
  • координация - установление гармонии в труде исполнителей;
  • активизация - стимулирование;
  • контроль исполнения.

   Менеджмент  предполагает комплексность в реализации основных функций управления.

       Если основные функции управления  показывают общую направленность  управляющего воздействия, то конкретные увязывают основные функции с практической деятельностью ступеней и звеньев управления. Число конкретных функций велико, и зависит от особенностей деятельности подразделений организации. К их числу можно отнести:  стратегическое,  тактическое и оперативное планирование, подготовку производства, организацию материально-технического обеспечения, финансирование, ведение всех видов учета, осуществление экономического анализа, комплектование и подготовку кадров, управление персоналом, охрану труда и технику безопасности, проведение НИР и ОКР и другие.

     Каждая   конкретная   функция      характеризуется   относительной  обособленностью и стабильностью  в управленческом цикле. Но в их рамках осуществляются все виды управленческой деятельности (основные функции управления).

     Таким образом, основными элементами структур являются: звенья и ступени управления, управленческие связи, основные и конкретные функции управления.

     Эти элементы могут находиться между  собой в различных соотношениях, на которые влияет множество факторов:

  • используемые принципы управления;
  • система целей и выбранная рыночная стратегия;
  • масштабы бизнеса;
  • применяемая организационно-правовая форма предпринимательской деятельности;
  • заложенный в уставе порядок взаимоотношений исполнительной дирекции
  • с собственниками.

   При  построении  структур  управления  следует руководствоваться определенными  принципами, к которым относятся:

  • принцип единства распорядительства, исключающий двойственность подчинения и противоречивость указаний;
  • принцип разграничения линейного (принятие решения) и функционального (подготовка решения) управления;
  • принцип управляемости, предусматривающий соответствие подчиненности нормам управляемости;
  • принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в выполнении функций управления.

   Данные  принципы, объективно отражая механизм реализации функций управления, определяют суть подходов к выбору типа структур. Необходимость в   гибком подходе  к этому выбору появилась также  в результате усложнения предпринимательской деятельности и появления новых рыночных целей, а также в связи с изменением отношений собственности и условий функционирования современных предприятий. К последним относится, необходимость    постоянных    поисков    путей    повышения    их конкурентоспособности.

       На современном этапе развития  рыночных отношений используется  достаточно    много    организационно-правовых    форм    осуществления предпринимательской  деятельности: товарищества, общества, кооперативы, унитарные государственные и муниципальные предприятия. Многообразие этих форм определяется различными отношениями относительно собственности предприятий. Многообразие форм собственности предполагает разные подходы к регламентации взаимоотношений собственников и исполнительной дирекции. Речь идет либо о выборе  единоличного исполнительного органа управления предприятием. Но может иметь место только коллегиальный исполнительный орган управления предприятием, т.е. совместно с его   собственниками. Используется также сочетание единоличного и коллегиального исполнительного органа. Это положение заранее регламентируется в Уставе предприятия. В дальнейшем оно также влияет на выбор той или иной организационной структуры.

     В выработке действенной стратегии  деятельности предпринимательских структур на рынке большое значение имеет четкое определение состава экономических, рыночных, технологических, социальных и экологических целей. В частности к экономическим целям можно отнести: максимизацию дохода или объема продаж, стабилизацию дохода, достаточного для развития, получение минимально необходимого размера прибыли. К рыночным целям относят: совершенствование товара, развитие рынка, проникновение на рынок, диверсификацию. Достижением этих целей необходимо эффективно управлять, что во многом осуществляется за счет выбора соответствующих звеньев и ступеней в структуре управления.

    На  структуру управления также во многом влияют масштабы производства. Речь идет о том, что в условиях рынка  необходимо иметь определенное соотношение  крупных, средних и малых предприятия. Но организационная структура управления на этих предприятиях будет разной ввиду различий в составе звеньев на различных уровнях управления.

       К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих  ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.

      1. Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

      2. Следует предусматривать оптимальное  разделение труда между органами  управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

      3. Формирование структуры управления  надлежит связывать с определением  полномочий и ответственности  каждого работника и органа  управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

      4. Между функциями и обязанностями,  с одной стороны, и полномочиями  и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит  к дисфункции системы управления в целом.

      5. Организационная структура управления  призвана быть адекватной социально-культурной  среде организации, оказывающей  существенное влияние на решения  относительно уровня централизации  и детализации, распределения  полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.

     Реализация этих принципов означает  необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления  множества различных факторов воздействия на ОСУ.

     Главный фактор, "задающий" возможные  контуры и параметры структуры  управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и "плоских", и так далее. Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного - двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа коих требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.

      Важно обратить внимание на  сопряжение структуры управления с фазами жизненного цикла организации, о чем, к сожалению, нередко забывают проектанты и специалисты, решающие задачу совершенствования управленческих структур. На стадии зарождения организации управление нередко осуществляется самим предпринимателем. На стадии роста происходит функциональное разделение труда менеджеров. На стадии зрелости в структуре управления чаще всего реализуется тенденция к децентрализации. На стадии спада обычно разрабатываются меры по совершенствованию управленческой структуры в соответствии с потребностями и тенденциями в изменении производства. Наконец, на стадии прекращения существования организации структура управления или полностью разрушается (если фирма ликвидируется), или происходит ее реорганизация (коль скоро данную фирму приобретает или присоединяет к себе другая компания, приспосабливающая структуру управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится).

       На формирование структуры управления  оказывают влияние изменения  организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.

       Важный фактор формирования управленческих  структур - уровень развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к децентрализации "электронного интеллекта", то есть к росту числа персональных компьютеров при одновременном расширении использования на уровне предприятия локальных сетей, ведет к ликвидации или сокращению объема работ по ряду функций на среднем и низовом уровнях. Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.

Информация о работе Управление предприятием